«По экспертным оценкам, за первые недели 2026 года количество временных блокировок карт и счетов физлиц в рамках борьбы с мошенничеством составило 2–3 млн, в то время как ранее в месяц блокировалось в среднем около 330 тыс. переводов. Это следствие расширения вдвое с 1 января критериев подозрительных операций по 161-ФЗ. При этом далеко не все банки следуют рекомендациям ЦБ и разъясняют гражданам причины блокировки, что затрудняет снятие ограничений», - пишет «Коммерсант».
В большинстве случаев причины блокировки клиентам непонятны, а попытки получить ответ от банков переадресовываются в ЦБ. Помимо карточных переводов под блокировку стали попадать даже клиенты, совершающие покупки на маркетплейсах. Так, по словам одного из собеседников “Ъ”, при покупке нескольких товаров подряд на одном и том же маркетплейсе он пополнял несколько раз счет на нем и в итоге попал в блок.
Рассмотрение заявки на исключение из «черного списка» ЦБ занимает до 15 рабочих дней, в течение которых возможности использования безналичных средств серьезно ограничены.
«Сложившаяся практика ведения базы данных ЦБ РФ о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, сопровождающаяся массовой блокировкой банковских счетов заподозренных лиц, очевидно нуждается в регулировании», - отмечает руководитель группы налогового консультирования компании Taxology Анна Макаева.
Подчеркивается, что жертвами такой «погрешности» становятся обычные граждане: самозанятые, фрилансеры, родственники пожилых людей, получающие переводы.
Вдумаемся немного: 3 миллиона россиян в новогодние и рождественские дни остались без денег. Просто потому, что алгоритмы банков посчитали их операции подозрительными. Многих из них еще и занесли в «черный список» ЦБ. И на полмесяца лишили возможности пользоваться своими деньгами.
Мы уже неоднократно подчеркивали: безналичные деньги, находящиеся на счету банка/цифровом кошельке ЦБ – это уже не вполне ваши деньги. И ограничения/запреты хождения наличных – прямой путь к кабале. Может теперь, когда «добрая и человекоцентричная» цифровая экономика показывает истинное лицо, к большинству придет это понимание?
