С момента выхода на «Катюше» обзорного материала под названием «Духовная пандемия…» прошло три недели. За это время произошло очень много событий: и коронавирус стал злее, обращая в свою «антивирусную доктрину» (или, как метко выразился Юрий Крупнов, «цифровую имплантацию вины невиноватым») все государства Земли, и позиция церковных и государственных властей, а также отдельных мирян и клириков, окончательно прояснилась. В каком-нибудь огромном «Ашане» или Мetro, работающем как ни в чем не бывало, по мнению властей, риск заразиться нивелируется важностью этих заведений. Ну, а что такое Церковь и вера отдельного взятого человека сегодня? Для того же большинства – всего лишь сфера услуг. Впрочем, не все так безнадежно – есть в этом сером коронавирусном небе пробивающиеся лучики надежды, которые несут нам Благую весть.
«Мы, многонациональный российский народ, / … / чтя память предков, передавших нам веру в Бога, добро, справедливость, любовь и уважение к Родине…», – такие слова звучат в поправке в Конституцию, за которую нам предстояло голосовать в апреле. Однако на практике мы видим, что современная общественно-политическая идеология нашего светского государства (которому по Конституции идеология вообще не положена) исключает Бога из всех логических и юридических конструктов. Для нее Церковь – это чисто утилитарная контора, нечто вроде психологической службы для разгрузки населения, ну а священник – не более чем менеджер этой службы, рядовой «храмовый клерк» в компании.
Вот что пишет по этому поводу иерей Андрей Чиженко:
«Очень печально, очень больно и очень страшно, что люди не понимают того, что Бог – властитель микробов. Он – источник жизни, здоровья, духовного и телесного, и Он же – Попуститель смерти. Именно Он решает, кому жить и кому умирать, кому заразиться, а кому нет. Как писал в свое время святитель Николай Сербский: случайных пуль не бывает, каждая пуля летит точно в цель.
Человек требует в период коронавируса закрытия храма. И тем совершает святотатство, признавая, что Бог не всесилен и Его власть не распространяется на некий микроб, который «сильнее Всевышнего».
Кроме того, складывается впечатление, что современный человек верит в антисептик, перчатки и маску (средства медицинской безопасности, вне всякого сомнения, нужны в здравом и трезвом их использовании) больше, чем в молитву и Таинства. Он готов отказаться от Чаши, в Которой ЖИЗНЬ, потому что Она не стерильная и все причащаются от Нее. Он готов под угрозой болезни отказаться от максимально близкого соединения с Богом; хотя именно под страхом смерти или отнятия здоровья человек, наоборот, должен бежать к Святому Потиру как к главному источнику здоровья своего.
О, какая страшная духовная слепота!
Сейчас слышится, что Крест может нести смерть, а не жизнь, заболевание, а не исцеление. Эта духовная слепота прослеживалась в современном обществе, когда горел Нотр-Дам-де-Пари. Взывали о сохранении памятника архитектуры, но не храма, взывали к силам природы, а не к Богу.
Во время крестных ходов в Византии во время эпидемии ходили все: патриархи, священники, императоры, народ. Множество людей взывало к Всевышнему о спасении. И они были услышаны. Здесь хочется вспомнить и историю введения в богослужебный обиход пения «Трисвятого». Ведь всенародной покаянной молитвой тогда Константинополь в V веке был избавлен Богом от землетрясения. Или общеизвестная история с установлением праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Влахернский храм был наполнен множеством испуганных, взывающих к Господу людей.
Сейчас же множеством испуганных людей наполнены супермаркет, интернет, телеэфир, но не храм. Наоборот, раздаются крики: закройте храмы, что для православного христианина обозначает попытку пресечь источник жизни.
Прав был афонский старец: Христа поставили ниже супермаркетов. Священников и христиан пытаются превратить в некую маргинальную группу, одиноко взывающую в духовной пустыне потребления и эгоизма.
Для мира мы чудаки и юродивые. За проведение Литургии можно попасть в тюрьму. Почему?
Продуктовые магазины открыты. Людям нужно кушать. Но что делать, если Христос – мой Хлеб. Что делать, если без посещения храма я умру?! Что тогда?! Что делать с восьмидесятилетней бабушкой, которая не сможет не придти на Пасху в храм! Я понимаю, вы не придете, да и не хотите, но она не сможет не придти. Она потратит последние крохи пенсии на такси до храма (если маршрутки не будут ходить) и на продукты для пасхального стола. Она пройдет десять километров, перелезет через забор, обойдет полицейские кордоны. Она готова быть арестованной. Она готова пострадать за Христа. Это о них писал Солженицын в рассказе «Пасхальный крестный ход»: «А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров», – отмечает священник.
К этому можно добавить печальный факт – в будущем глобальном мире, прошедшим «цифровую трансформацию» (официальная доктрина ООН, ОЭСР, Всемирного банка и т.д.), такая категория, как «душа», просто отсутствует. На фоне создания различных синкретических и экуменических «всемирный молитвенных сетей папы римского» как суррогата веры технократическое общество прямо постулирует, что будет свободным от общечеловеческих представлений об этике и морали, не говоря уже о свободе от Бога.
Увы, многие и в ограде храма поддаются этому поветрию. Очень сложно не поддаться, когда в трансформированном безбожном обществе действует эффект пирамиды: светские власти оказывают давление на религиозные, на священноначалие, а оно, в свою очередь, передает этот сигнал по городам и весям. Вот и в столичных храмах накануне на проповедях массово объявили о циркуляре от 11 апреля, подписанным первым викарием Патриарха Кирилла по Москве – митрополитом Воскресенским Дионисием. Ссылаясь на мартовский призыв Патриарха «исполнять предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву», а также на предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, митрополит Дионисий приказывает настоятелям приходов и подворий, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области:
«Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. О принятии данного указания к исполнению надлежит доложить рапортом на мое имя до вечера 13 апреля 2020 г., направив таковой рапорт в канцелярию викариатства (для ставропигиальных монастырей – в канцелярию Синодального отдела по монастырям и монашеству)».
Столичные храмы и монастыри, естественно, начали выполнять данный циркуляр – о случаях публичного несогласия официально ничего не известно. У многих из нас есть духовники, так вот, судя по имеющейся у автора этого материала информации – никто из них не в восторге от происходящего. Они воспринимают все происходяшее как вынужденную капитуляцию. Но вдвойне грустно, что эта капитуляция не только перед светскими мирскими властями, а прежде всего перед силами тьмы, которые, в чем на сегодня мало сомнений, стоят за творящимся на планете коронавирусным ужасом.
А ведь возможности для проведения пасхальных служб с открытыми дверями у Церкви остаются. Рекомендации рабочей группы при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции не предусматривают прямого запрета на посещения храмов в торжественные дни:
«На тот случай, если санитарно-эпидемиологическая ситуация допускает возможность посещение храмов прихожанами или их частью, прилагается перечень конкретных мер по обезпечению безопасности клириков и прихожан. Применение этих рекомендаций полностью или частично, а также их возможное дополнение, остается на усмотрение епархиальных архиереев с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в каждом регионе», – говорится в сообщении рабочей группы.
По сути, Патриарх Кирилл поступил в этой ситуации по примеру Президента Владимира Путина, отдав на откуп региональным церковным властям решение о режиме посещения церквей на Пасху в зависимости от ситуации «на местах». Выбор митрополита Дионисия по Москве был продиктован плохой санитарной обстановкой по коронавирусу в столице и соответствующим распоряжением санитарного врача. И вряд ли у него вообще был выбор. Региональные Роспотребнадзоры, до настоящего времени не торопившиеся объявлять карантины по коронавирусу, активно включились в историю борьбы с пасхальными богослужениями. Своими написанными под копирку санитарными постановлениями они оказывают дополнительное давление на архиереев, лишая их и юридической, и моральной защиты от закрытия храмов. Аналогичные решения санитарных властей стали основанием для «закрытой Пасхи» в Подмосковье, Воронежской, Свердловской областях, Республике Коми и многих других регионах.
Но есть и иные примеры – в частности, многострадальный Санкт-Петербург, в котором губернатор Александр Беглов, так не предъявив соответствующего постановления от санврача, намерен «защищать» храмы от верующих с участием силовиков. Очевидно, что с учетом последних официальных обращений Патриарха и главы синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды планы Московской Патриархии начать судебную тяжбу с Бегловым откладываются на неопределенный срок. Но конфликт между православной общественностью Санкт-Петербурга и незадачливым градоначальником рискует разгореться непосредственно в светлые пасхальные дни. В худшем положении Псковская область, где местный «несвятой святой» митрополит Тихон Шевкунов закрыл храмы от большинства прихожан еще раньше санитарных властей, и уже начал отправлять под запрет священников-ослушников.
А вот Ставропольский край наглядно демонстрирует всей России, как можно было организовать празднование Пасхи, не дискриминируя права православных. Местный губернатор Владимир Владимиров накануне обратился к митрополиту, епископам православных епархий Ставрополья с просьбой посодействовать в минимизации числа прихожан, посещающих храмы – в том числе, и во время пасхальных богослужений. При этом Владимиров дал ряд установок главам муниципальных образований. Они включают проведение дезинфекционных мероприятий на территории храмов и прилегающих к ним, обеспечение всех участников богослужений защитными масками, предоставление антисептических средств для профилактики. Особое внимание будет уделено обеспечению общественной безопасности на территории храмов и кладбищ с участием сотрудников правопорядка и казачества. Для верующих, которые предпочтут остаться дома, трансляция пасхального богослужения будет организована региональными телеканалами.
Обратите внимание, на 14 апреля в Ставропольском крае было официально подтверждено 95 случаев заражения коронавирусом. В Воронежской области, где власти решили закрыть храмы на Пасху, на 13 апреля таких случаев было 68. То есть принимаемые решения на местах зависят прежде всего от человеческого фактора и уровня взаимодействия властей с православными мирянами и клиром. В этом плане и светским, и духовным властям России очень далеко до соседней Белоруссии, в которой по решению президента Александра Лукашенко и Св. Синода Белорусской Православной Церкви до завершения эпидемии во всех православных храмах и монастырях будет совершаться ежедневный колокольный звон, а двери храмов будут открыты во все Пасхальные дни.
«На нашу землю пришло испытание – коронавирусная инфекция. Число заболевших людей превысило тысячу, есть умершие. Заболевание продолжает распространяться. Долг Церкви – молитва о людях. И в эти дни Белорусская Православная Церковь горячо молится о том, чтобы Господь отвел беду от народа Беларуси.
Никакие страхи, никакое уныние или отчаяние не должно овладевать нашим сознанием в эти дни. Господь наш Иисус Христос говорит апостолу Петру, а вместе с ним – и нам: «Не бойся, только веруй!» (Мк. 5:36). С верой в человеколюбие Божие, с молитвой на устах, спокойно и рассудительно нам надлежит совершать свой жизненный путь. Те, кто сейчас сознательно способствуют нагнетанию паники, распространяя сомнительную информацию о вирусе и извлекая из этого свою корыстную выгоду, совершают преступление перед людьми и Всевышним Богом.
Православные христиане должны служить обществу примером здравого смысла и социальной ответственности. Именно поэтому Синод Белорусской Православной Церкви призывает пастырей и всех верных своих чад строго придерживаться санитарных норм, рекомендованных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Людям, обнаружившим у себя или своих близких родственников признаки сезонных вирусных заболеваний (повышенную температуру тела, насморк, боль в горле, трудности с дыханием и т. д.) благословляется воздержаться от участия в общественных богослужениях, обратиться к врачам и строго следовать их указаниям.
Мирянам, которые ради заботы о здоровье ближних переходят на режим самоизоляции и в связи с этим приостанавливают своё участие в общественных богослужениях на время эпидемии, такое поведение не вменяется во грех. Церковь напоминает, что в электронных СМИ организованы онлайн-трансляции богослужений. Каждый желающий может присоединиться к просмотру и, тем самым, принять участие в общецерковной молитве.
Православная Церковь продолжает нести в белорусском обществе свою спасительную миссию. Храмы Божии не будут закрываться, особенно в пасхальные дни, но это положение возлагает еще большую ответственность на епископат, священнослужителей и всех церковных тружеников», – гласит заявление Синода БПЦ МП.
В РПЦ также слышны голоса здравого смысла от известных в публичном поле священников. Так, миссионер иерей Георгий Максимов недавно раскритиковал позицию митрополита Волоколамского Илариона о недопустимости проведения служб с прихожанами в ближайшую неделю, вспомнив слова Господа: «Приходящего ко мне не прогоню вон». Как отмечает о. Георгий:
«Есть люди, которые молятся дома, и их не надо осуждать. Но есть люди, которые ходят на службы, и их тоже не надо осуждать. Они ходят не из-за пренебрежения к патриарху, а из-за того, что не могут представить жизнь без храма. И ни одного слова осуждения Патриарх не произнес в адрес таких людей. Увы, митрополит Иларион не счел нужным соблюдать ту же деликатность и то же уважение к простым верующим. В своей проповеди он пересек грань, которую не должен пересекать никакой священнослужитель. Он фактически изгнал вон тех, кто пришел ко Христу. Он их осуждал, своеобразно толковал слова патриарха, выставляя его призыв как приказ, и даже заявил, что тех, кто придет в его храм, не будут причащать!»
Отец Георгий очень точно указал водораздел, в пределах которого должны бы действовать светские и духовные власти. Недопустимо лишать православных граждан возможности пойти в храм и причаститься на Пасху. Многие, разумеется, в сегодняшней тяжелой эпидемической обстановке не пойдут на праздничные службы в этом году, но сделают это по своей воле. Церковь состоит из клира и мирян – это единый живой организм, и разделение его на части повлечет за собой самые печальные последствия. Если священники каждый день сегодня рискуют своим здоровьем, то и прихожане, будучи полноправной частью Церкви, должны иметь право разделить с ними этот риск. Приближаются Светлые дни, и надо сделать все возможное, чтобы коронавирус не породил новую страшную эпоху богоборчества в России. Какие бы невзгоды ни подстерегали нашу страну, в ней всегда находятся светлые люди, для которых духовная сторона приоритетнее материальной – верим, что на том и будет стоять русская земля. Дай Бог всем нам хорошо встретить Пасху и победить вредоносное поветрие.
Иван Ваганов, РИА Катюша
Читайте наш сайт!!!
Подписывайтесь на наш Телеграм
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Поддержать наш проект пожертвованием
«Мы, многонациональный российский народ, / … / чтя память предков, передавших нам веру в Бога, добро, справедливость, любовь и уважение к Родине…», – такие слова звучат в поправке в Конституцию, за которую нам предстояло голосовать в апреле. Однако на практике мы видим, что современная общественно-политическая идеология нашего светского государства (которому по Конституции идеология вообще не положена) исключает Бога из всех логических и юридических конструктов. Для нее Церковь – это чисто утилитарная контора, нечто вроде психологической службы для разгрузки населения, ну а священник – не более чем менеджер этой службы, рядовой «храмовый клерк» в компании.
Вот что пишет по этому поводу иерей Андрей Чиженко:
«Очень печально, очень больно и очень страшно, что люди не понимают того, что Бог – властитель микробов. Он – источник жизни, здоровья, духовного и телесного, и Он же – Попуститель смерти. Именно Он решает, кому жить и кому умирать, кому заразиться, а кому нет. Как писал в свое время святитель Николай Сербский: случайных пуль не бывает, каждая пуля летит точно в цель.
Человек требует в период коронавируса закрытия храма. И тем совершает святотатство, признавая, что Бог не всесилен и Его власть не распространяется на некий микроб, который «сильнее Всевышнего».
Кроме того, складывается впечатление, что современный человек верит в антисептик, перчатки и маску (средства медицинской безопасности, вне всякого сомнения, нужны в здравом и трезвом их использовании) больше, чем в молитву и Таинства. Он готов отказаться от Чаши, в Которой ЖИЗНЬ, потому что Она не стерильная и все причащаются от Нее. Он готов под угрозой болезни отказаться от максимально близкого соединения с Богом; хотя именно под страхом смерти или отнятия здоровья человек, наоборот, должен бежать к Святому Потиру как к главному источнику здоровья своего.
О, какая страшная духовная слепота!
Сейчас слышится, что Крест может нести смерть, а не жизнь, заболевание, а не исцеление. Эта духовная слепота прослеживалась в современном обществе, когда горел Нотр-Дам-де-Пари. Взывали о сохранении памятника архитектуры, но не храма, взывали к силам природы, а не к Богу.
Во время крестных ходов в Византии во время эпидемии ходили все: патриархи, священники, императоры, народ. Множество людей взывало к Всевышнему о спасении. И они были услышаны. Здесь хочется вспомнить и историю введения в богослужебный обиход пения «Трисвятого». Ведь всенародной покаянной молитвой тогда Константинополь в V веке был избавлен Богом от землетрясения. Или общеизвестная история с установлением праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Влахернский храм был наполнен множеством испуганных, взывающих к Господу людей.
Сейчас же множеством испуганных людей наполнены супермаркет, интернет, телеэфир, но не храм. Наоборот, раздаются крики: закройте храмы, что для православного христианина обозначает попытку пресечь источник жизни.
Прав был афонский старец: Христа поставили ниже супермаркетов. Священников и христиан пытаются превратить в некую маргинальную группу, одиноко взывающую в духовной пустыне потребления и эгоизма.
Для мира мы чудаки и юродивые. За проведение Литургии можно попасть в тюрьму. Почему?
Продуктовые магазины открыты. Людям нужно кушать. Но что делать, если Христос – мой Хлеб. Что делать, если без посещения храма я умру?! Что тогда?! Что делать с восьмидесятилетней бабушкой, которая не сможет не придти на Пасху в храм! Я понимаю, вы не придете, да и не хотите, но она не сможет не придти. Она потратит последние крохи пенсии на такси до храма (если маршрутки не будут ходить) и на продукты для пасхального стола. Она пройдет десять километров, перелезет через забор, обойдет полицейские кордоны. Она готова быть арестованной. Она готова пострадать за Христа. Это о них писал Солженицын в рассказе «Пасхальный крестный ход»: «А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров», – отмечает священник.
К этому можно добавить печальный факт – в будущем глобальном мире, прошедшим «цифровую трансформацию» (официальная доктрина ООН, ОЭСР, Всемирного банка и т.д.), такая категория, как «душа», просто отсутствует. На фоне создания различных синкретических и экуменических «всемирный молитвенных сетей папы римского» как суррогата веры технократическое общество прямо постулирует, что будет свободным от общечеловеческих представлений об этике и морали, не говоря уже о свободе от Бога.
Увы, многие и в ограде храма поддаются этому поветрию. Очень сложно не поддаться, когда в трансформированном безбожном обществе действует эффект пирамиды: светские власти оказывают давление на религиозные, на священноначалие, а оно, в свою очередь, передает этот сигнал по городам и весям. Вот и в столичных храмах накануне на проповедях массово объявили о циркуляре от 11 апреля, подписанным первым викарием Патриарха Кирилла по Москве – митрополитом Воскресенским Дионисием. Ссылаясь на мартовский призыв Патриарха «исполнять предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву», а также на предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, митрополит Дионисий приказывает настоятелям приходов и подворий, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области:
«Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. О принятии данного указания к исполнению надлежит доложить рапортом на мое имя до вечера 13 апреля 2020 г., направив таковой рапорт в канцелярию викариатства (для ставропигиальных монастырей – в канцелярию Синодального отдела по монастырям и монашеству)».
Столичные храмы и монастыри, естественно, начали выполнять данный циркуляр – о случаях публичного несогласия официально ничего не известно. У многих из нас есть духовники, так вот, судя по имеющейся у автора этого материала информации – никто из них не в восторге от происходящего. Они воспринимают все происходяшее как вынужденную капитуляцию. Но вдвойне грустно, что эта капитуляция не только перед светскими мирскими властями, а прежде всего перед силами тьмы, которые, в чем на сегодня мало сомнений, стоят за творящимся на планете коронавирусным ужасом.
А ведь возможности для проведения пасхальных служб с открытыми дверями у Церкви остаются. Рекомендации рабочей группы при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции не предусматривают прямого запрета на посещения храмов в торжественные дни:
«На тот случай, если санитарно-эпидемиологическая ситуация допускает возможность посещение храмов прихожанами или их частью, прилагается перечень конкретных мер по обезпечению безопасности клириков и прихожан. Применение этих рекомендаций полностью или частично, а также их возможное дополнение, остается на усмотрение епархиальных архиереев с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в каждом регионе», – говорится в сообщении рабочей группы.
По сути, Патриарх Кирилл поступил в этой ситуации по примеру Президента Владимира Путина, отдав на откуп региональным церковным властям решение о режиме посещения церквей на Пасху в зависимости от ситуации «на местах». Выбор митрополита Дионисия по Москве был продиктован плохой санитарной обстановкой по коронавирусу в столице и соответствующим распоряжением санитарного врача. И вряд ли у него вообще был выбор. Региональные Роспотребнадзоры, до настоящего времени не торопившиеся объявлять карантины по коронавирусу, активно включились в историю борьбы с пасхальными богослужениями. Своими написанными под копирку санитарными постановлениями они оказывают дополнительное давление на архиереев, лишая их и юридической, и моральной защиты от закрытия храмов. Аналогичные решения санитарных властей стали основанием для «закрытой Пасхи» в Подмосковье, Воронежской, Свердловской областях, Республике Коми и многих других регионах.
Но есть и иные примеры – в частности, многострадальный Санкт-Петербург, в котором губернатор Александр Беглов, так не предъявив соответствующего постановления от санврача, намерен «защищать» храмы от верующих с участием силовиков. Очевидно, что с учетом последних официальных обращений Патриарха и главы синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды планы Московской Патриархии начать судебную тяжбу с Бегловым откладываются на неопределенный срок. Но конфликт между православной общественностью Санкт-Петербурга и незадачливым градоначальником рискует разгореться непосредственно в светлые пасхальные дни. В худшем положении Псковская область, где местный «несвятой святой» митрополит Тихон Шевкунов закрыл храмы от большинства прихожан еще раньше санитарных властей, и уже начал отправлять под запрет священников-ослушников.
А вот Ставропольский край наглядно демонстрирует всей России, как можно было организовать празднование Пасхи, не дискриминируя права православных. Местный губернатор Владимир Владимиров накануне обратился к митрополиту, епископам православных епархий Ставрополья с просьбой посодействовать в минимизации числа прихожан, посещающих храмы – в том числе, и во время пасхальных богослужений. При этом Владимиров дал ряд установок главам муниципальных образований. Они включают проведение дезинфекционных мероприятий на территории храмов и прилегающих к ним, обеспечение всех участников богослужений защитными масками, предоставление антисептических средств для профилактики. Особое внимание будет уделено обеспечению общественной безопасности на территории храмов и кладбищ с участием сотрудников правопорядка и казачества. Для верующих, которые предпочтут остаться дома, трансляция пасхального богослужения будет организована региональными телеканалами.
Обратите внимание, на 14 апреля в Ставропольском крае было официально подтверждено 95 случаев заражения коронавирусом. В Воронежской области, где власти решили закрыть храмы на Пасху, на 13 апреля таких случаев было 68. То есть принимаемые решения на местах зависят прежде всего от человеческого фактора и уровня взаимодействия властей с православными мирянами и клиром. В этом плане и светским, и духовным властям России очень далеко до соседней Белоруссии, в которой по решению президента Александра Лукашенко и Св. Синода Белорусской Православной Церкви до завершения эпидемии во всех православных храмах и монастырях будет совершаться ежедневный колокольный звон, а двери храмов будут открыты во все Пасхальные дни.
«На нашу землю пришло испытание – коронавирусная инфекция. Число заболевших людей превысило тысячу, есть умершие. Заболевание продолжает распространяться. Долг Церкви – молитва о людях. И в эти дни Белорусская Православная Церковь горячо молится о том, чтобы Господь отвел беду от народа Беларуси.
Никакие страхи, никакое уныние или отчаяние не должно овладевать нашим сознанием в эти дни. Господь наш Иисус Христос говорит апостолу Петру, а вместе с ним – и нам: «Не бойся, только веруй!» (Мк. 5:36). С верой в человеколюбие Божие, с молитвой на устах, спокойно и рассудительно нам надлежит совершать свой жизненный путь. Те, кто сейчас сознательно способствуют нагнетанию паники, распространяя сомнительную информацию о вирусе и извлекая из этого свою корыстную выгоду, совершают преступление перед людьми и Всевышним Богом.
Православные христиане должны служить обществу примером здравого смысла и социальной ответственности. Именно поэтому Синод Белорусской Православной Церкви призывает пастырей и всех верных своих чад строго придерживаться санитарных норм, рекомендованных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Людям, обнаружившим у себя или своих близких родственников признаки сезонных вирусных заболеваний (повышенную температуру тела, насморк, боль в горле, трудности с дыханием и т. д.) благословляется воздержаться от участия в общественных богослужениях, обратиться к врачам и строго следовать их указаниям.
Мирянам, которые ради заботы о здоровье ближних переходят на режим самоизоляции и в связи с этим приостанавливают своё участие в общественных богослужениях на время эпидемии, такое поведение не вменяется во грех. Церковь напоминает, что в электронных СМИ организованы онлайн-трансляции богослужений. Каждый желающий может присоединиться к просмотру и, тем самым, принять участие в общецерковной молитве.
Православная Церковь продолжает нести в белорусском обществе свою спасительную миссию. Храмы Божии не будут закрываться, особенно в пасхальные дни, но это положение возлагает еще большую ответственность на епископат, священнослужителей и всех церковных тружеников», – гласит заявление Синода БПЦ МП.
В РПЦ также слышны голоса здравого смысла от известных в публичном поле священников. Так, миссионер иерей Георгий Максимов недавно раскритиковал позицию митрополита Волоколамского Илариона о недопустимости проведения служб с прихожанами в ближайшую неделю, вспомнив слова Господа: «Приходящего ко мне не прогоню вон». Как отмечает о. Георгий:
«Есть люди, которые молятся дома, и их не надо осуждать. Но есть люди, которые ходят на службы, и их тоже не надо осуждать. Они ходят не из-за пренебрежения к патриарху, а из-за того, что не могут представить жизнь без храма. И ни одного слова осуждения Патриарх не произнес в адрес таких людей. Увы, митрополит Иларион не счел нужным соблюдать ту же деликатность и то же уважение к простым верующим. В своей проповеди он пересек грань, которую не должен пересекать никакой священнослужитель. Он фактически изгнал вон тех, кто пришел ко Христу. Он их осуждал, своеобразно толковал слова патриарха, выставляя его призыв как приказ, и даже заявил, что тех, кто придет в его храм, не будут причащать!»
Отец Георгий очень точно указал водораздел, в пределах которого должны бы действовать светские и духовные власти. Недопустимо лишать православных граждан возможности пойти в храм и причаститься на Пасху. Многие, разумеется, в сегодняшней тяжелой эпидемической обстановке не пойдут на праздничные службы в этом году, но сделают это по своей воле. Церковь состоит из клира и мирян – это единый живой организм, и разделение его на части повлечет за собой самые печальные последствия. Если священники каждый день сегодня рискуют своим здоровьем, то и прихожане, будучи полноправной частью Церкви, должны иметь право разделить с ними этот риск. Приближаются Светлые дни, и надо сделать все возможное, чтобы коронавирус не породил новую страшную эпоху богоборчества в России. Какие бы невзгоды ни подстерегали нашу страну, в ней всегда находятся светлые люди, для которых духовная сторона приоритетнее материальной – верим, что на том и будет стоять русская земля. Дай Бог всем нам хорошо встретить Пасху и победить вредоносное поветрие.
Иван Ваганов, РИА Катюша
Читайте наш сайт!!!
Подписывайтесь на наш Телеграм
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Поддержать наш проект пожертвованием
14 Апреля 2020 в 09:23