В Ташкенте серьезно усилены меры безопасности. Власти страны отмечают, что это связано с празднованием дня независимости страны (он отмечается 1 сентября), а не с прошедшими вчера вечером в информационных агенствах сообщениями о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова, который руководит «хлопковой республикой» более 30 лет--с 1983 года, безжалостно жестоко подавляя любые попытки как «цветных революций», так и исламских мятежей. Утром власти Узбекистана опровергли смерть Каримова. Тем не менее ситуация в республике вызывает опасения наблюдателей: уход президента может способствовать усилению исламистского подполья Узбекистана и взорвать ситуацию во всей Средней Азии.
В Узбекистане еще в 1996 году была создана запрещенная в России террористическая организация «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Хотя лидеры ИДУ из-за жесткого преследования со стороны режима Каримова были вынуждены покинуть Узбекистан, они продолжают сохранять связи с подпольем. Но, помимо террористов, присутствует и обязательная для постсоветских режимов теневая борьба кланов—некоторые из которых не прочь использовать экстремистов чтобы раскачать ситуацию в стране с 32 миллионным населением—где и без того хватает социальных и экономических проблем (по самым скромным оценкам, не менее 2 млн трудоспособных узбеков работают в России в качестве трудовых мигрантов, их ежегодные денежные переводы на родину составляют порядка 12% ВВП Узбекистана (около $6 млрд).
Вопрос о приемнике Каримова возник сразу же, как только появилось сообщение о госпитализации президента. Больше всего экспертов склоняются к премьер-министру Шавкату Мирзияеву. 59-летний премьер Мирзяев возглавляет правительство Узбекистана с 2003 года и считается сторонником интеграции с Россией. Ему противостоит проамериканский вице-премьер, бывший министр финансов и экономики, выпускник Оксфорда Рустам Азимов—который оказывал ценные услуги старшей дочери президента — Гульнаре Каримовой, и помог ей сохранить значительные денежные средства во время самого громкого уголовного дела постсоветского Узбекистана, когда в 2014 году прокуратура Узбекистана начала расследование дела о «преступной группировке», которая присвоила себе не менее $200 млн. Неслучайно вчера СМИ сообщили о том что Рустам Азимов взят под домашний арест.
Одним из ключевых игроков узбекского олимпа является шеф Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов, который руководит СНБ с 1995 года и прославился после подавления мятежа в Андижане в 2005-м. Именно его наши эксперты считают одним из главных теневых руководителей республики—при том что собственные амбиции у него не столь высоки и сам в руководство страны он скорее всего не пойдет.
Есть и еще один кандидат — темная лошадка. Согласно конституции, после действующего президента на 3 месяца его должность должен занять председатель сената — Нигматилла Юлдашев. За это время должны пройти выборы. Три месяца более чем достаточный срок, чтобы произошло все, что угодно и даже больше, а главное — чтобы попытать счастье никому не известному человеку, занимающему техническую должность и выскочить из пешек в ферзи, а то и короли.
Критическое состояние Каримова не могло не взволновать США. Узбекистан для США стратегически важен — это их основной форпост в постсоветской Средней Азии, покупатель их вооружений, там долгое время была их база. Узбекистан — основной противник Евразийского союза, окруженный с трех сторон союзниками Москвы и имеющий длинную границу с Казахстаном. Правда, либералы в Узбекистане популярные не более чем в РФ — максимум 2% поддержки, потому есть опасность того, что Штаты попытаются устроить в республике государственный переворот по украинскому сценарию, либо вообще погрузить республику в хаос, чтобы втянуть в него все остальные регионы Средней Азии. Тем более что поводов более чем достаточно. Например, в марте этого года Узбекистан чуть не спровоцировал военный конфликт с соседней Киргизией из-за размещения бронетехники на спорном участке в Ферганской долине—и Штатам ничего не стоит попытаться «подлить масла» в этот конфликт. Аналогичные проблемы у Узбекистана и с другими соседями—в частности, с Таджикистаном, границу с которым узбеки просто заминировали для предотвращения проникновения на свою территорию боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). На противопехотных минах подорвались уже сотни мирных жителей. Есть проблемы у Узбекистана и с Казахстаном—там масса неурегулированных вопросов по границе двух бывших республик СССР длиной около 2150 км. При этом все названные граничащие с Узбекистаном страны — союзники РФ в Средней Азии и поддерживают тесные контакты с Китаем. В такой ситуации Узбекистан может стать для США самым настоящим факелом для того чтобы поджечь всю Среднюю Азию—и сама возможность передачи власти в этой республике западным агентам, равно как и опасность «цветных революций», не может не вызывать опасений.
РИА Катюша
30 Августа 2016 в 10:03