В своём диалоге с Владимиром Соловьевым Михаил Ковальчук сначала должен был ответить на вопрос, справится ли российская экономика с санкциями Запада. И тут надо отметить, что как настоящий рассеянный учёный, он думает обо всем сразу и о частном одновременно и такой принцип мышления прямо сказывается на его ответах ведущему. Понимая вопрос, он не мог удержаться от того, чтобы не привязать к нему частные действующие факторы. К «санкционному вопросу» академик привёл два примера - Гражданскую войну, которая не помешала советской власти создать десятки эффективных научных учреждений, и Великую Отечественную, которая только подтолкнула развитие атомных технологий, вопреки планам фашистов. «Сегодня более сложная жизнь, - определил Ковальчук, - она формирует точку старта». По его мнению это - цифровизация, которая «сейчас определяет движение вперёд», является «синонимом новой энергетики».

Именно о ней хотелось поговорить Ковальчуку и он совсем забыл, с чего начиналась беседа. Мысль о новой энергетике для Нового дивного мира для него является ключевой. С его слов «до трети энергии, выпускаемой в мире расходуется на поддержание сетей, WiFi, без промышленного производства». Сведения эти откровенно странные, никакой майнинг не сравнится с выплавкой того же алюминия, но может он имел ввиду какие-то другие виды энергии, кроме электричества от ГЭС. Ход мысли именитого ученого поражает точностью выводов. Так по его версии, цифровизация осуществляет расслоение мира на богатые и бедные страны, «богатые энергетически, а по сути богатые вообще, кто может купить эту энергию». Так что именно обладание энергией является в ближайшем будущем критерием успешности страны. Но такой критерий не один.
По авторитетному мнению Михаила Ковальчука, «есть и более серьезное дело, это ковид», причём «не важно, он искусственный или естественный». Главный результат борьбы с ним, передовой фронт, это уроки по созданию вакцины, сама возможность ее создать. Далее академик «радует» своим знанием предмета: «Вакцину первые в мире создали мы. создали несколько разноплатформенных успешных вакцин. И кто создал ещё вакцины: раз, два, три, четыре… это означает, что те страны, которые в последнее время не построили «экономику знаний», они просто выпадают из цивилизации. Вопрос вот в чем, если будут какие-то эпидемии, а они обязательно будут - так было всегда, наша борьба человека с природой, с бактериями и вирусами вечна и они побеждают, т.к. имеют более длинную историю… антибиотики просуществовали менее 100 лет, 50 лет и практически уже сегодня резистивность, они все - бактерии, вирусы - эволюционно подстроились, научились жить как крысы с крысиным ядом с антибиотиками. Так вот вопрос заключается в том, какие страны могут приобрести «билет в будущее». Это те страны, которые сегодня смогли сделать вакцины. Потому что другие страны, которые их сделать не смогли остались зависимыми от тех, кто успел, и беззащитными. И самое страшное состоит в том, что если завтра вы решитесь создавать вакцину, и нету у вас гумуса, вам не на что опереться, ни помогут ни деньги, ни даже если вы в мешке привезёте, того, кто что-то расскажет…». Фраза приведена полностью из-за ее особой важности. Не важно, что уважаемый учёный не знает, что антибиотики действуют только против бактерий, он же учился не на микробиолога, что они тоже развиваются и действенны до сих пор. Важно, что он не только помнит «лихие 90-е», но и по каким-то каналам все знает про вечность эпидемий. Так что вспышка нового вида СПИДа в Нидерландах, растиражированная 4 февраля мировыми СМИ, видимо не случайна. Но, по мнению Ковальчука, «билет в будущее», он же цифровая индульгенция, он же биометрический «мультипасс», у нового поколения россиян обязательно будет, они же опираются на «гумус» - «землю» в этой терминологической дефиниции.

Формируя для слушателей особенности этого поколения, главный в РФ физик-ядерщик вспоминает классика: «Как говорил Луначарский, чтобы стать интеллигентным человеком, надо кончить 4 университета: первый чтобы окончил дед, второй - отец, третий - вы сами. У нас точно существует такое поколение». Видимо очередная идея перебила ход мысли Михаила Ковальчука, поэтому оказалось, что 4=3+i, но это же высшая математика, хотя думая о современном образовании, действительно почему-то вспоминаются мнимые числа.

На прямой вопрос Владимира Соловьева, настойчиво интересующего, что все-таки будет, если России «всё перекроют санкциями», директор НИЦ согласился с теми, кто считает, что они только на пользу. «Если бы не санкции, у нас не было бы сельского хозяйства, самолетов… сколько они у нас времени - 8 лет, я могу назвать массу таких направлений, глубинные вещи произошли за короткий период». По его мнению отношение к санкциям у россиян определяется «прививкой» полученной во времена «железного занавеса». «Нам не страшно, но сложно. Чтобы быть к этому готовым надо перестроить менталитет, и в чем проблема сегодня?, - по-сталински сам у себя спрашивает Ковальчук и тут же выкатывает универсальный рецепт, - сформировалось поколение потребительское, которому навязана западная логика, кнопку на смартфоне нажал и тебе все привезли - от билета на самолёт, автомобиля до еды и туалетной бумаги. Моя любимая фраза: «у вас выключили рубильник и все закончилось». Поэтому мы должны формировать новое поколение, восстанавливать ценности, которые нас связывают, к которым приучала мама, школа, страна. Навязать их при всей исключительной свободе, существующей у нас. Нужны общие правильные ценности и все будет хорошо».

Но за этим следует ещё одно определение современного поколения, явно прямо противоположное предыдущему: «Вы знаете, молодежь 20-ти - 25-ти лет, они другие. Они умные, образованные , патриотичные. Надо все это разращивать и все будет в порядке. Если мы будем правильно работать с молодежью, то государство задаёт правильные тренды».

Тут ведущий перевёл тему с традиций на глобальный тренд «зелёной энергетики», о которой, с его слов, «многие говорят матом, особенно на Западе». Однако ответ Ковальчука снова продолжился поколенческой тематикой, видимо на подсознание ученого как триггер сработало слово «тренд»: «Тут несколько аспектов. Очень важно, чтобы ариаднова нить не порвалась. В высокие кабинеты приходит молодое поколение. Это люди обученные экономико-юридическим вещам, как чего продать, тому, чего раньше у нас не было. Но этим людям как бы не важен предмет, чем управлять, что они организуют и чем торгуют, что они делают, что продвигают. Они великолепно обученные управленцы, люди, которые могут организовать процесс. Мы получили то, чего нам не хватало. Как в физике - неравновесный процесс - в это время научная часть задвигалась. Вопрос заключается в том, что перед государством стоит задача, что опыт управленческий, купить-продать опирался на детальный научный анализ, экспертизу и научное сопровождение, и это касается практически всего, потому что экономика сегодня стала наукоемкой». Вот где подстрочно, эзоповым языком, близкий к Владимиру Путину человек, даёт давно исконное определение тех, кто ныне правит в России. К его словам стоит прислушаться.

Его следующая мысль касается роста «наукоемкости» современной промышленной продукции. «На первом этапе индустриализации в 20-30-е года металлургия и машиностроение, науки в металлургии было 3-5 процентов, остальное цена сырья и энергии. На следующем этапе, когда перешли к полупроводникам, доля интеллекта - НИОКР, увеличилась до 30%. А сегодня при переходе к природоподобному укладу считается, что доля интеллекта будет достигать 90% в конечном продукте. Конечный продут будет сублимированным знанием». Отсюда главный физик России делает два вывода: «Первое, надо готовить население жить в этой интеллектуальной среде, чтобы ей пользоваться. И второе, надо соответствовать тому, чтобы так можно делать…». Немного туманно, но даёт огромную возможность разных трактовок, поэтому он продолжает: «Очень мало стран смогли войти в постиндустриальную эпоху, а наша страна смогла построить экономику знаний». Именно она определит будущее РФ, утверждает Ковальчук, несколько забывая об отрицательном влиянии болонской системы и ЕГЭ на образование в России.

Видимо это главный момент, на который обратил внимание директор НИЦ «Курчатовский институт» в видеокулуарах Совещания по науке и образованию у Владимира Путина. При этом, во время дискурса, Михаил Ковальчук снова говорил о новой энергетике и роли науки: «Развиваются новые технологии, и у нас на самом деле двуединая задача: с одной стороны, не попасть в чужую колею, которая, как правило, как мы сейчас видим, ведет в ложном направлении, а с другой стороны, не оказаться на обочине технологического развития, пропустив важные моменты. Следовательно, нам необходим строгий научный анализ ситуации, я хочу это подчеркнуть, и собственная энергетическая повестка». Ведь по его мнению в 90-х годах в результате приватизации наши «партнеры» на руинах советской экономики и науки создали себе новые рынки для собственных товарных категорий. Это касается и научных инноваций. «Проблема в том, что любая система имеет конечный срок жизни», но сейчас все должно измениться.

Сказаное выше - наглядное подтверждение новой формы двоемыслия, которая присуща всей современной российской элите. С одной стороны, она понимает, что Россия должна идти своим путём для того, чтобы остаться в мировой повестке великой державой, но одновременно очень хочет вписаться в глобальный тренд постиндустриальных технологий Нового дивного мира по Клаусу Швабу. Он, кстати, недавно заявил, что его школу молодых лидеров при ВЭФ в Давосе окончили Путин и Меркель, Трюдо и Макрон. Наш член-корреспондент РАН тоже не смог не назвать пару имён в связи с вакцинацией, «которая теперь будет длиться вечно». Он сообщил, что аспирантами Курчатовского института в медико-биологическом направлении были Гинзбург и Скворцова, ведь именно в нем находилось в советские времена «гнездо» современной генетики. Где находится «гнездо» апологетов Нового дивного мира тоже отчетливо понятно. Иногда они, видимо, обмениваются опытом.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»

Читайте наш сайт!!!

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
09 Февраля 2022 в 05:23
2893