Со времен Крыма, США продолжают по всему миру преследовать референдумы, которые ломают их геополитическую стратегию. Теперь вот и иракский Курдистан провел референдум о независимости, что вызвало нервную реакцию и подготовку к войне в Турции, Ираке и Иране. Хотя СМИ и не обратили большого внимания, но 26 сентября все-таки состоялось событие, которое не только может перекроить карту Ближнего Востока, но выкинуть оттуда США. Что еще обидней для американцев, судя по всему, сюда даже Путина не приплетешь, курды спутали им карты не без помощи главного союзника США — Израиля.
Итак, вчера стало известно, что за независимость Иракского Курдистана проголосовали 91,83% избирателей. Об этом свидетельствуют данные предварительного подсчета 3,4 миллиона голосов избирателей. «По итогам подсчета 3,44 миллиона голосов, положительно ответили 91,83 процента, отрицательно — 8,17 процентов», — сообщили в комиссии. Всего на референдуме проголосовало 3,4 миллиона избирателей.
Высокий процент, свыше 90%, показали курдские районы спорной с Багдадом в провинции Киркук и езидском районе Синджар и христианских районах в провинции Найнава, к слову, где проживают основные противники независимости курдов. Самый низкий процент «за», около 51% — в городе Сулеймания. Сам референдум прошел 25 сентября. Для участия в голосовании зарегистрировались 5,3 млн человек. Они должны были ответить на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы регион Курдистан и курдские территории за его пределами стали независимым государством?».
В тот же день Федеральный суд Ирака объявил проведение 25 сентября 2017 года референдума о независимости Иракского Курдистана незаконным. Чуть ранее отложить референдум предложил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Как отметил его официальный представитель Стефан Дюжаррик, «генсек уважает суверенитет, территориальную целостность и единство Ирака». По его мнению, все проблемы между Эрбилем и Багдадом могут быть решены «посредством структурированного диалога и конструктивного компромисса».
Как обычно, ООН высказало американскую позицию, которая не отрицает права курдов на самоопределение, но считает, что нынешняя инициатива является несвоевременной. «Соединённые Штаты Америки последовательно указывали лидерам Курдского регионального правительства, что референдум отвлекает от попыток нанести поражение ИГИЛ и стабилизировать освобождённые районы. Проведение референдума в спорных районах, в частности, является провокацией и дестабилизирует ситуацию», — говорится в распространённом еще 16 сентября 2017 года заявлении Белого дома.
В свою очередь, Россия призвала не отменить референдум, а обсудить границы Курдистана с соседями, дабы договариваться за столом, а не бегать и стрелять друг в друга по всему региону: «Рассчитываем, что при принятии окончательных решений будет просчитано все, что касается политических, геополитических, демографических и экономических последствий этого шага, в том числе с учетом того, что курдский вопрос шире границ современного Ирака и затрагивает ситуацию в целом ряде соседних государств», — заявил в июне 2017 года министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью курдскому телеканалу Rudaw. Заявление более чем понятно, учитывая, что правительство самого Ирака, Турции и Ирана более чем явно намекали на возможность силового вмешательства.
Что же заставило соседей стягивать войска, а сильных мира сего вмешиваться во внутренние дела курдов? Дело в том, что референдум в Иракском Курдистане расценивают как угрозу своей внутренней безопасности не только Ирак, но и Сирия, Иран и Турция, ведь курды проживают и в приграничных регионах всех этих стран. Из всех, относительно спокойно к референдуму отнеслись только в Сирии, где уже договорились ранее о широкой автономии для местных курдов, внесших в победу над ИГИЛ немалую лепту. Что не скажешь о турках —18 сентября 2017 года турецкие войска начали незапланированные военные учения на границе с Иракским Курдистаном, а Эрдоган экстренно перенес заседание Совета национальной безопасности страны с 27 на 22 сентября 2017-го. Ранее он обсудил курдский вопрос с Трампом. И вот сегодня перешел от слов к делу — ВВС Турции нанесли авиаудары по позициям Рабочей партии Курдистана (считается в Турции террористической организацией) на севере Ирака, уничтожив схроны, склады и логистические пункты. Авиаудары были нанесены в районе населенных пунктов Зап и Авашин-Басьян.
Однако, больше всего воинственных заявлений шло из Багдада. «Если иракскому населению угрожают применением незаконной силы, то мы готовы на военное вторжение», — заявил премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади. Как сообщает агентство SURA, премьер дал курдам 72 часа, чтобы сдать аэропорты и погранпосты центральному правительству под угрозой закрытия границ и воздушного пространства.
В итоге США оказались в тупике. С одной стороны, курды --главные военные союзники, которые на данный момент держат «для союзников» нефтяные месторождения на севере Ирака и в Сирии, а также штурмую Ракку. Но с другой, Турция — член НАТО и тоже вроде как союзник, а правительство Ирака вообще назначалось при прямом участии прошлой администрации Белого дома.
И вот союзники курды начинают воевать с союзниками турками и оказываются на грани войны с американскими ставленниками в Багдаде. Собственно, этот конфликт уже дорого, в самом прямом смысле, обошелся Трампу. Из-за столкновения сирийских курдов и туркоманов, поддерживаемых турецкой армией, американцы не смогли прибежать первыми к Дейр-эз-Зору и укрепиться на нефтегазовых месторождениях восточного берега Евфрата, за счет которых Трамп намеривался покрыть часть потраченных на войну средств. Вместо того, чтобы выполнять указания Вашингтона и идти на юг, курды ушли на север и запад бодаться в перестрелках с турками. А если сейчас союзный независимый Курдистан объявит войну Турции или наоборот, то для американцев хуже не придумаешь — он может надавать на лидера иракского Курдистана — Барзани, то тогда в регионе усилится не признающая границ Рабочая партия Курдистана и вместо управляемого лидера США получат неуправляемого. Может надавить и на Эрдогана, но как показывает практика, чаще всего это имеет обратный результат. Сделать вид, что Вашингтон не причем, тоже не выйдет, так как оба союзника будут требовать помощи и участия от «шефов». Аналогичная ситуация выходит и с Ираком, где приказ Багдаду признать курдов там будет расценен, как госизмена с политическим бунтом против Вашингтона. И тут либо в Ираке снова начнется война всех против всех, либо, что вероятней, правительство Ирака начнет искать поддержки у соседей и других политических игроков. Благо тут и Иран, и Саудиты, которые тоже союзники американцев, рядом.
США могли бы использовать влияние в регионе Ирана или опыт Сирии, но вот беда — именно их Трамп назначил на должность «мирового зла», так что и это не вариант. Да и не до курдов пока Трампу — он продолжает грозно топать ножкой в сторону корейского Кима, ожидая, видимо, что тот лопнет со смеху. Пока на Ближнем Востоке не полыхнет во всю силу, Трампу будет не до этого, а вот потом уже поздно.
Как результат, при самом лучшем исходе США теряют несколько союзников в регионе, при худшем — вообще вылетают из региона. Но и это еще далеко не самое чудное в этом клубке взаимных противоречий среди американских союзников на Ближнем Востоке. Как пишет арабская пресса, за отказом перенести референдум стоит ни кто иной, как главный союзник США в регионе — Израиль. Начнем с того, что премьер Израиля Биньямин Нетаньяху чуть не единственный, кто официально поддержал создание курдского государства. Притом он еще в августе на встрече с американской делегацией заявил, что курды — «смелые, прозападные люди, разделяющие наши ценности». Если верить арабским ресурсам, то израильская политика строится на основе некого «плана Инона», написанного израильтянином Одедом Иноном еще в 1982 году и предусматривающего распад всех стран региона. «Любые межарабские конфронтации помогут нам», — говорится в этом плане. Там призывается раздувать тлеющие и расширять пламенеющие конфликты, подталкивать к взаимному уничтожению все стороны, поддерживать и максимально направлять радикальные силы. Дестабилизация, как можно более кровавая «балканизация». Регион Ирак-Сирия-Ливан, согласно плану, должен быть поделен на мелкие государства, которые со временем попадут под контроль Израиля. Первоочередной задачей является раздел богатого нефтью Ирака: курды, сунниты, шииты. Затем, согласно «плану Инона», наступит очередь разрушительных процессов по линии Турция-Иран-Пакистан. Притом Курдистан, который будет создан при поддержке Израиля, называют отправной точка этого плана, ключом, который должен повлиять не только на Ирак, но и Турцию, Сирию, Иран.
Насколько этот план соответствует действительности, а насколько является выдумкой арабской прессы, неизвестно, но в данном случае Израилю, который без перерыва выступает с заявлениями об иранской угрозе, правда очень выгоден новый масштабный военный конфликт на границе, а в перспективе и на территории Ирана. Равно как и выгодна война на территории Сирии, где Иран воюет вместе с сирийской армией и российскими ВКС. Логика тут проста — Тель-Авив заботится в первую очередь о собственных интересах в регионе, а то, что интересы эти расходятся с интересами США — это проблемы последних, нахватали себе союзников, пусть и разбираются.
Остается понять, как отреагирует Трамп на прямую подставу со стороны «главных союзников». Хотя скорей всего никак — одним из главных лоббистов Израиля в Белом доме сейчас трудится ни кто иной, как зять Трампа — Кушнер, а потом Дональд и дальше будет топать ножкой и пугать весь мир ядерной войной с КНДР.
Руслан Лялин, РИА Катюша
ПОДПИШИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА НА НАШ ЯНДЕКС ДЗЕН КАНАЛ
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Итак, вчера стало известно, что за независимость Иракского Курдистана проголосовали 91,83% избирателей. Об этом свидетельствуют данные предварительного подсчета 3,4 миллиона голосов избирателей. «По итогам подсчета 3,44 миллиона голосов, положительно ответили 91,83 процента, отрицательно — 8,17 процентов», — сообщили в комиссии. Всего на референдуме проголосовало 3,4 миллиона избирателей.
Высокий процент, свыше 90%, показали курдские районы спорной с Багдадом в провинции Киркук и езидском районе Синджар и христианских районах в провинции Найнава, к слову, где проживают основные противники независимости курдов. Самый низкий процент «за», около 51% — в городе Сулеймания. Сам референдум прошел 25 сентября. Для участия в голосовании зарегистрировались 5,3 млн человек. Они должны были ответить на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы регион Курдистан и курдские территории за его пределами стали независимым государством?».
В тот же день Федеральный суд Ирака объявил проведение 25 сентября 2017 года референдума о независимости Иракского Курдистана незаконным. Чуть ранее отложить референдум предложил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Как отметил его официальный представитель Стефан Дюжаррик, «генсек уважает суверенитет, территориальную целостность и единство Ирака». По его мнению, все проблемы между Эрбилем и Багдадом могут быть решены «посредством структурированного диалога и конструктивного компромисса».
Как обычно, ООН высказало американскую позицию, которая не отрицает права курдов на самоопределение, но считает, что нынешняя инициатива является несвоевременной. «Соединённые Штаты Америки последовательно указывали лидерам Курдского регионального правительства, что референдум отвлекает от попыток нанести поражение ИГИЛ и стабилизировать освобождённые районы. Проведение референдума в спорных районах, в частности, является провокацией и дестабилизирует ситуацию», — говорится в распространённом еще 16 сентября 2017 года заявлении Белого дома.
В свою очередь, Россия призвала не отменить референдум, а обсудить границы Курдистана с соседями, дабы договариваться за столом, а не бегать и стрелять друг в друга по всему региону: «Рассчитываем, что при принятии окончательных решений будет просчитано все, что касается политических, геополитических, демографических и экономических последствий этого шага, в том числе с учетом того, что курдский вопрос шире границ современного Ирака и затрагивает ситуацию в целом ряде соседних государств», — заявил в июне 2017 года министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью курдскому телеканалу Rudaw. Заявление более чем понятно, учитывая, что правительство самого Ирака, Турции и Ирана более чем явно намекали на возможность силового вмешательства.
Что же заставило соседей стягивать войска, а сильных мира сего вмешиваться во внутренние дела курдов? Дело в том, что референдум в Иракском Курдистане расценивают как угрозу своей внутренней безопасности не только Ирак, но и Сирия, Иран и Турция, ведь курды проживают и в приграничных регионах всех этих стран. Из всех, относительно спокойно к референдуму отнеслись только в Сирии, где уже договорились ранее о широкой автономии для местных курдов, внесших в победу над ИГИЛ немалую лепту. Что не скажешь о турках —18 сентября 2017 года турецкие войска начали незапланированные военные учения на границе с Иракским Курдистаном, а Эрдоган экстренно перенес заседание Совета национальной безопасности страны с 27 на 22 сентября 2017-го. Ранее он обсудил курдский вопрос с Трампом. И вот сегодня перешел от слов к делу — ВВС Турции нанесли авиаудары по позициям Рабочей партии Курдистана (считается в Турции террористической организацией) на севере Ирака, уничтожив схроны, склады и логистические пункты. Авиаудары были нанесены в районе населенных пунктов Зап и Авашин-Басьян.
Однако, больше всего воинственных заявлений шло из Багдада. «Если иракскому населению угрожают применением незаконной силы, то мы готовы на военное вторжение», — заявил премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади. Как сообщает агентство SURA, премьер дал курдам 72 часа, чтобы сдать аэропорты и погранпосты центральному правительству под угрозой закрытия границ и воздушного пространства.
В итоге США оказались в тупике. С одной стороны, курды --главные военные союзники, которые на данный момент держат «для союзников» нефтяные месторождения на севере Ирака и в Сирии, а также штурмую Ракку. Но с другой, Турция — член НАТО и тоже вроде как союзник, а правительство Ирака вообще назначалось при прямом участии прошлой администрации Белого дома.
И вот союзники курды начинают воевать с союзниками турками и оказываются на грани войны с американскими ставленниками в Багдаде. Собственно, этот конфликт уже дорого, в самом прямом смысле, обошелся Трампу. Из-за столкновения сирийских курдов и туркоманов, поддерживаемых турецкой армией, американцы не смогли прибежать первыми к Дейр-эз-Зору и укрепиться на нефтегазовых месторождениях восточного берега Евфрата, за счет которых Трамп намеривался покрыть часть потраченных на войну средств. Вместо того, чтобы выполнять указания Вашингтона и идти на юг, курды ушли на север и запад бодаться в перестрелках с турками. А если сейчас союзный независимый Курдистан объявит войну Турции или наоборот, то для американцев хуже не придумаешь — он может надавать на лидера иракского Курдистана — Барзани, то тогда в регионе усилится не признающая границ Рабочая партия Курдистана и вместо управляемого лидера США получат неуправляемого. Может надавить и на Эрдогана, но как показывает практика, чаще всего это имеет обратный результат. Сделать вид, что Вашингтон не причем, тоже не выйдет, так как оба союзника будут требовать помощи и участия от «шефов». Аналогичная ситуация выходит и с Ираком, где приказ Багдаду признать курдов там будет расценен, как госизмена с политическим бунтом против Вашингтона. И тут либо в Ираке снова начнется война всех против всех, либо, что вероятней, правительство Ирака начнет искать поддержки у соседей и других политических игроков. Благо тут и Иран, и Саудиты, которые тоже союзники американцев, рядом.
США могли бы использовать влияние в регионе Ирана или опыт Сирии, но вот беда — именно их Трамп назначил на должность «мирового зла», так что и это не вариант. Да и не до курдов пока Трампу — он продолжает грозно топать ножкой в сторону корейского Кима, ожидая, видимо, что тот лопнет со смеху. Пока на Ближнем Востоке не полыхнет во всю силу, Трампу будет не до этого, а вот потом уже поздно.
Как результат, при самом лучшем исходе США теряют несколько союзников в регионе, при худшем — вообще вылетают из региона. Но и это еще далеко не самое чудное в этом клубке взаимных противоречий среди американских союзников на Ближнем Востоке. Как пишет арабская пресса, за отказом перенести референдум стоит ни кто иной, как главный союзник США в регионе — Израиль. Начнем с того, что премьер Израиля Биньямин Нетаньяху чуть не единственный, кто официально поддержал создание курдского государства. Притом он еще в августе на встрече с американской делегацией заявил, что курды — «смелые, прозападные люди, разделяющие наши ценности». Если верить арабским ресурсам, то израильская политика строится на основе некого «плана Инона», написанного израильтянином Одедом Иноном еще в 1982 году и предусматривающего распад всех стран региона. «Любые межарабские конфронтации помогут нам», — говорится в этом плане. Там призывается раздувать тлеющие и расширять пламенеющие конфликты, подталкивать к взаимному уничтожению все стороны, поддерживать и максимально направлять радикальные силы. Дестабилизация, как можно более кровавая «балканизация». Регион Ирак-Сирия-Ливан, согласно плану, должен быть поделен на мелкие государства, которые со временем попадут под контроль Израиля. Первоочередной задачей является раздел богатого нефтью Ирака: курды, сунниты, шииты. Затем, согласно «плану Инона», наступит очередь разрушительных процессов по линии Турция-Иран-Пакистан. Притом Курдистан, который будет создан при поддержке Израиля, называют отправной точка этого плана, ключом, который должен повлиять не только на Ирак, но и Турцию, Сирию, Иран.
Насколько этот план соответствует действительности, а насколько является выдумкой арабской прессы, неизвестно, но в данном случае Израилю, который без перерыва выступает с заявлениями об иранской угрозе, правда очень выгоден новый масштабный военный конфликт на границе, а в перспективе и на территории Ирана. Равно как и выгодна война на территории Сирии, где Иран воюет вместе с сирийской армией и российскими ВКС. Логика тут проста — Тель-Авив заботится в первую очередь о собственных интересах в регионе, а то, что интересы эти расходятся с интересами США — это проблемы последних, нахватали себе союзников, пусть и разбираются.
Остается понять, как отреагирует Трамп на прямую подставу со стороны «главных союзников». Хотя скорей всего никак — одним из главных лоббистов Израиля в Белом доме сейчас трудится ни кто иной, как зять Трампа — Кушнер, а потом Дональд и дальше будет топать ножкой и пугать весь мир ядерной войной с КНДР.
Руслан Лялин, РИА Катюша
ПОДПИШИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА НА НАШ ЯНДЕКС ДЗЕН КАНАЛ
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
27 Сентября 2017 в 03:30