Минздрав Иркутской области, точнее, конкретный чиновник – замминистра Александр Селедцов – всполошили родительскую общественность, и вообще всех граждан и организации, стоящие на защите традиционных ценностей. Селедцов в своем письме руководителям подведомственных мед. организаций просит направлять в органы опеки, в КДН и даже в суд (исковые заявления!) сведения о родителях с «низкой медицинской активностью». По мнению чиновника, если родитель не посещает регулярно врача-педиатра с ребенком или имеет наглость отказываться от вакцинации – его семья находится в социально опасном положении. И с ней надо проводить индивидуальную работу. Более того, в этих «деяниях» родителей чиновник видит и непосредственную угрозу для жизни ребенка – о чем медики также должны сигнализировать в опеку, чтобы та выходила в суд с иском о лишении род. прав. Комментировать такое цензурно очень трудно – хорошо, что министр здравоохранения региона оперативно отреагировал на документ от своего зама, пообещав во всем разобраться и принять меры. Но тенденция налицо – и сам факт активизации опеки в тесной спайке с минздравом, открывающих «сезон охоты» на редко заходящих в поликлинику родителей, является вопиющим. Надеемся, что ничего подобного ни в одном регионе России более не всплывет.
Прямая цитата из документа минздрава Иркутской области за подписью замминистра здравоохранения А.А. Селедцова:
«Согласно информации минсоцразвития региона, минздрав Иркутской области разъясняет порядок направления информации от руководителей подведомственных мед. организаций о семьях высокого медико-социального риска…:
- в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью для ребенка, при необходимости немедленного отобрания его у родителей и направления в семидневный срок направления в суд о лишении их род. прав, сведения направлять в органы опеки…
- в случае нахождения семьи в социально опасном положении (при невыполнении рекомендаций мед. работников, непосещении врача-педиатра, отказа от вакцинации, низкой мед. активности родителей и др.) информацию направлять в территориальную КДНиЗП по месту проживания семьи в целях организации индивидуальной профилактической работы с семьей.
В случае отказа родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет от мед. вмешательства предусмотрена возможность направления исковых заявлений о защите интересов несовершеннолетнего в суд…»
Это не новости сатирического ИА «Панорама», нет – вышеперечисленные законные права родителей не посещать педиатра, не делать прививки и т.д. в голове чиновника Селедцова каким-то образом трансформируются в «непосредственную угрозу жизни и здоровью для ребенка». Вроде как это инструкции для медиков, а по факту получается, что он для прямого доносительства врачей в органы опеки/КДН на «недобросовестных» родителей. Причем эти самые критерии «добросовестности» не выдерживают проверки действующими законами. А как вам такой перл – «семья высокого медико-социального риска»? Это, видимо, такие семьи, где часто пользуются законными правами на добровольность медвмешательства и отказ от вакцинации.
С легкой руки замминистра появляется «инновационный» критерий – «низкая медицинская активность», по которому семья может автоматически оказаться на учете опеки/КДН как семья в СОП (!). Что это означает? Это когда родитель недостаточно расторопно покупает назначенные лекарства, недостаточное резво бежит к врачу, недостаточно пичкает свое чадо антибиотиками и другой фармой?
А завершение письма Селедцова просто потрясает: он напоминает врачам о возможности непосредственно подать в суд на родителя, отказывающегося от медвмешательства.
Как справедливо отмечают независимые юристы в соцмедиа, медвмешательство по закону осуществляется только с согласия человека (за рядом редких исключений). Вакцинация является добровольной, и каждый человек вправе от нее отказаться (пункт 1 статьи 5 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»), и к социально опасному положению семьи это никак не относится.
Более того, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в указанных случаях не допускается (ст. 13 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ")
Наказать родителей, применив к ним какие-либо меры ответственности, возможно только исключительно за виновное поведение, то есть намеренное нарушение прав ребенка или незаконное бездействие. Указанная позиция выражена Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 06.02.2007 года) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
«Так что, если на Вас строчат кляузы и доносы, рекомендуем в ответ жаловаться на действия самого инициатора жалобы в министерство здравоохранения или образования РФ (если это школа/сад) и в прокуратуру», - отмечают юристы.
После широкого общественного резонанса на письмо своего заместителя отреагировал министр здравоохранения Иркутской области Андрей Модестов:
«…тема о незаконном содержании письма относительно принудительных действий в рамках детской вакцинации будет тщательно изучена. Содержанию письма будет дана соответствующая оценка, правовая оценка, как и деятельности должностных лиц министерства здравоохранения. Будут приняты соответствующие меры. Все их действия должны совершаться в соответствии с буквой закона. Иной порядок будет пресекаться и иметь неблагоприятные последствия для лиц, ее нарушивших».
На наш субъективный взгляд, в директиве Селедцова медикам, на которую его, судя по тексту письма, надоумили органы опеки, можно усмотреть и самоуправство, и злоупотребление полномочиями, и нарушение законных прав родителей, и заход на незаконные вмешательства в семьи, и нарушение врачебной тайны, и законодательства о персональных данных.
Очень надеемся, что этот вброс, который наверняка был сделан еще и с целью прощупывания почвы и настроений в обществе, полностью провалился. И более подобных директив от чиновников мы не увидим – ни на уровне регионов, ни на федеральном. Возвращение агрессивной ювенальщины и принудительной медицины в Год семьи – последнее, что нужно нашей стране.