Случайно или нет, но слова вице-премьера Силуанова о том, должны ли платить олигархи налоги дома и вообще о выводе средств за рубеж, у правительства перехватили правоохранители. Так, СМИ сообщили, что Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга приступил к рассмотрению уголовного дела совладельца компании «Усть-Луга», строившей одноименный морской порт на побережье Финского залива в Ленинградской области, Валерия Израйлита.

Само дело, по мнению следствия, для наших широт привычное: преступная группа, в которую, по материалам дела, входил Израйлит, экономила на поставках некачественных труб для порта и выводила деньги за границу. В 2010-2011 годах, как считает следствие, сотрудники ПТ закупили по низким ценам (30-40 тыс. рублей за тонну) в разных регионах России «трубную продукцию ненадлежащего качества»: ранее бывшие в употреблении трубы, лежалые трубы и новые трубы более низкого сорта. Закупленные трубы доставлялись в поселок Металлострой в пригороде Петербурга и в ООО «Изоляционный трубный завод» (Московская область), где их реставрировали: очищали от ржавчины и старой изоляции, выравнивали, заваривали коррозию, удаляли старую маркировку и устраняли дефекты. И затем на трубы наносилась подложная маркировка ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ).

Как установило следствие, злоумышленники приобрели сертификаты ЧТПЗ, выпущенные заводом для своей продукции, направленной реальным получателям. На основе этих документов были изготовлены подложные сертификаты, которые были заверены печатью «Промышленных технологий» и подписями менеджера, занимавшегося отправкой труб. Чем могло закончиться подобное дело? — да чем угодно, от массы прорывов и полной замены до масштабной экологической катастрофы, а также экономического имиджевого ущерба вроде истории с поставкой грязной нефти в Белоруссию этой весной.

Работали ребята с размахом. В рамках уголовного дела «Спецморнефтепортом Усть-Луга» был предъявлен иск о возмещении ущерба, нанесенного действиями обвиняемых, на 3,16 млрд рублей, а Невской трубопроводной компанией — на 1,4 млрд рублей. В декабре 2016 г. Израйлит был арестован. До этого, узнав о возбужденном деле, он поручил своим сотрудникам убрать все следы его «бизнес-деятельности», говорится в обвинительном заключении, но одна из сотрудниц испугалась и забрала компьютер домой, где его изъяли следователи.

Из переписки в ICQ сотрудники УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и узнали, что в начале 2016 г. Израйлит подал декларацию об амнистии. Найдя сведения о декларации, возможно, ее электронную копию, следователи запросили разрешение суда на выемку декларации в ФНС, считает один из адвокатов Израйлита Виктория Бурковская. Суд со следователями согласился, и в марте 2017 г. декларация оказалась в руках ФСБ. А посмотреть там, оказалось, есть на что. Ее содержание также описано в обвинительном заключении. Итак, не задолго до ареста и уже во время начала расследования «трубной истории» — в середине 2016 г. — гражданин Израйлит задекларировал контролируемые им иностранные компании, квартиру в Лондоне, акции, банковские счета. У одной из этих компаний — Midwest Marketing Limited — Израйлит якобы собирался купить свою же яхту, считает обвинение. Так он хотел объяснить перевод валюты за границу в 2013 г., но затем расторг договор купли-продажи, говорится в заключении. Посмотрев на такое количество нажитого «непосильным трудом», суд поддержал ФСБ в подозрении, что вся история с «амнистией» есть не более чем попытка быстро легализовать вывезенное, дабы это имущество потом нельзя было прикрепить к уголовному делу. А если все у гражданина легально, то и никакого вывода средств не было.

Вот тогда «бизнес-гению» и были предъявлены обвинения в выводе средств за границу по подложным документам, кроме того, он обвиняется в легализации средств, полученных в результате преступления, и в особо крупном мошенничестве (соответственно ст. 193.1, 174.1 и 159 Уголовного кодекса). Следователи использовали декларацию как доказательство по первым двум статьям. Казалось бы, все логично: если гражданин особо рассказать не может, откуда появились такие деньги, зато подозревается в большой афере, то пазл складывается.

Вот только это только казалось, ибо уже адвокаты Израйлита заявили, что приплетать к делу яхту, квартиру и счета нельзя и амнистия распространяется на любые уголовные дела. «Декларацию нельзя использовать в качестве доказательства, если только ее не приобщил к делу сам декларант. Но суд с этим не согласился и 20 сентября отклонил ходатайство защиты об исключении декларации из дела», — заявила адвокат Бурковская. Ее поддерживают и другие юристы и эксперты, которые уверенны, что подозрение в мошенничестве или любом ином преступлении не могут быть основанием изъятия «индульгенции», ибо тогда «амнистия» теряет смысл. Само собой, и «бизнес-сообщество» встанет на сторону «своего», тем более после победы над планом Силуанова. Олигархи только вице-премьера продавили, а тут какой-то суд не выиграют?

Насколько известно, силовики пока держат оборону и комментариев не дают. Так что впереди еще будет суд и его решение, поэтому говорить о подозреваемом как о преступнике нельзя. Вот только тут важно не само дело, а создаваемый прецедент. Если победа останется за господином Израйлитом, есть ли смысл в работе следователей? Зачем тогда искать вывезенное, если теперь «честно наворованное» можно будет тут же оформить по амнистии и возвращаться домой с чистой совестью.

При этом наши либеральные эксперты даже не понимают, что их стенания о том, что, если гражданин получит реальный срок, это ухудшит «инвестиционный климат», хоронят само понятие таких «инвестиций». Набрать металлолома, продать его как качественный товар, поставить под угрозу стратегическое и жизненно важное для всей страны направление экономики, деньги вывести за рубеж, а потом задекларировать их и вернуть сюда — это что угодно, но не инвестиции: криминальная схема, подрыв экономической госбезопасности государства, банальная наглость, но не инвестиции. И таких «инвесторов» нужно не привлекать и амнистировать, а ловить на выводе денег сразу, поинтересовавшись, откуда вообще такие суммы появились. То есть устанавливать ограничения перемещений средств за границу, чего от ЦБ добиваются годами, а параллельно поддержать Бастрыкина с его инициативой контроля над незаконным обогащением. Тогда следователям уже не нужно будет бегать по налоговым и выпрашивать «амнистии» — достаточно будет сравнить официальный доход и сумму вывозимых из страны средств. Да, часть средств, которые уже вывезли, Россия потеряет. Но она их и так уже потеряла, да и очереди из желающих вернуть что-то не видно, зато тех, кто вывозит — все больше. Как сообщили «Вести-финанс», чистый отток капитала из России подскочил в январе-августе на 26,7% в годовом выражении и составил $26,1 млрд, свидетельствуют предварительные данные Банка России. По прогнозу ЦБ, отток капитала из России составит в 2019 г. $50 млрд. Немалая часть из них — это спекулятивные активы и выплаты по долгам, но хватает и теневого вывоза. Так, председатель Комитета Совета Федерации Виктор Бондарев сообщил, что с 2000 по 2017 год, по независимым оценкам, из страны незаконно вывезено более 430 миллиардов долларов США. А сколько вернулось?

Ах да, можно смело предположить, что в таких «жутких условиях» все эти прекрасные люди уедут жить за границу. Вот только если будет реализован механизм конфискации, то, ответив по закону, они могут ехать куда угодно — хоть на Луну улететь дружным косяком, но деньги пусть оставят здесь.

Руслан Ляпин, РИА Катюша

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
20 Октября 2019 в 08:48
1488