Речь идет о законопроекте № 527071-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо», который был «провален» голосами «Единой России» в Думе.



Смысл законопроекта был в добавлении бензина в компанию к алкоголю и табаку, на которые в России устанавливаются минимальные и максимальные цены. Принимать решение о потолке цен на бензин должно было правительство РФ, но с учетом официальной инфляции, которая заложена в федеральный бюджет. То есть если госпожа Набиулина отчиталась, что инфляция у нас в стране 5%, то и цену на топливо Дмитрий Анатольевич не имел бы права поднять выше, чем на эти же самые 5% в год, или 50 коп. на 10 рублей. Делая нехитрые расчеты, приходим к выводу: прими Дума данный законопроект, цена на бензин не могла быть поднята выше, чем на 2,25 рубля.

Казалось бы, в чем проблема, большинство производителей у нас относятся к госкорпорациям, опыт применение госрегулирования цен уже есть и немалый, внедряй — не хочу. «Эсер» Олег Нилов напомнил коллегам, что в России и так фиксируются минимальные и максимальные цены на алкоголь и табачную продукцию, поэтому вполне реально ограничить и максимальный рост цен на топливо уровнем инфляции. «Члены правительства уже заявили, что цены на бензин вырастут не выше инфляции. Ничего не мешает закрепить это в законе», напомнил он.


В тоже время коммунисты ткнули ЕР носом в действия правительства под руководством их лидера Дмитрия Медведева, принявшего «налоговый маневр», благодаря которому экспортировать нефть стало гораздо выгодней, чем торговать бензином внутри страны. О «хитром плане Медведева», который разогнал цены на бензин, РИА «Катюша» подробно рассказала в своем прошлом материале. Это же подтвердили в Госдуме. «Это связано с реализацией налогового маневра. Правительство РФ искусственно через эти нормативы регулирует цены на внутреннем рынке, причем в сторону их увеличения», — заявил депутат Рашкин.

Однако вот тут внезапно против встали все, ФАС и нефтяники раскритиковали закон, на основании «удара по руке рынка». Действительно, у нас же не Китай и не Запад, чтобы рынок под себя нагибать… Да и правительство, оказалось, понимает разницу между инфляцией от ЦБ и реальной гораздо лучше, нежели кажется. «Единая Россия» и вовсе заявила, что после такого закона бензин просто пропадет. Так, депутат от ЕР Виктор Зобнев от лица думского комитета по экономической политике заявил, что правительство и так обладает достаточными полномочиями в этой сфере, а сами документы юридически неправильно изложены, и риски в них не просчитаны. «Жить надо в рынке и в тех отношениях, которые сегодня уже сложились», — подвел итог он.

«Что значит – юридическая неопределенно? Вы хотите сказать, что Путин неграмотен юридически? Правительство и вы же, "Единая Россия", принявшие закон о гос.регулировании цен, неграмотны? Или вы хотите сказать, что указ президента не выверен? Вы сами себе противоречите, "Единая Россия"», — парировали коммунисты

«Я диву даюсь тому, что слышу с этой трибуны. Оказывается, нельзя регулировать цены, это подорвет основы рынка. А как же мы регулируем торговые наценки на жизненно важные товары в магазинах? А тарифы ЖКХ? Это все действующие нормы. А вы говорите: это нельзя применять. Или когда эти инструменты применяет правительство, у вас вопросов не возникает?», добавил «эсер» Валерий Гартунг.


Впрочем, признаемся, при вроде как правильном подходе авторов законопроекта и явном издевательстве над заявлениями об инфляции ЦБ, правы как раз единороссы. Действительно, прими такой закон Госдума и одобри его Совет Федерации, при отказе от смены всей остальной системы мы получим именно то, о чем они говорят, — бензин просто пропадет, а НПЗ закроются из-за ненадобности.

Для понимания того, о чем речь и при чем тут «налоговый маневр» простым языком. Представим, что литр нефти на мировых рынках стоит 100 рублей. До весны прошлого года у корпораций был выбор — продать нефть на НПЗ внутри страны или за границу. При продаже за бугор корпорация должна была отдать государству со 100 рублей пошлину за экспорт нефтепродуктов 59%, или 59 рублей от 100 — и это помимо прочих налогов и вычетов. Сумма становилась гораздо меньше, а выгода не такой заоблачной, потому многие предпочитали вкладывать в производство бензина дома. «Хитрый план» состоял в том, чтобы сократить пошлину до 30%, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) поднять в два раза без разницы, куда их продаешь — хоть сам ешь. А если выбирать больше не нужно, равно как и заморачиваться с переработкой бензина, то проще продать за границу, а здесь сравнять цены или не продавать совсем.

Смысл сего был понятен и плохо скрываем — правительство решило пополнить бюджет за счет доходов от экспорта и повышения цен внутри страны до мировых, правда, умерив немного аппетиты производителей бензина снижением акцизов. Просто, как рассказал ныне выехавший после ареста друга Абызова, курировавший ТЭК бывший вице-премьер Дворкович, нефтяники слишком резко рванули, тогда как повышение цен до мировых планировалось постепенно. «Если бы были четкая работа (во время смены правительства в мае), четкое управление ожиданиями, можно было бы просто распределить в гораздо более длительный промежуток времени этот накопленный потенциал, сгладить динамику цен», заявил он в прошлом году.

Вот только, как мы уже отмечали, «хитрый план» дал сбой, цены рванули выше, чем хотелось бы Дворковичам и Медведевым, и теперь приходится убеждать нефтяников не гнать все за границу. Причем СМИ уже распространяют некие не то слухи, не то реальные планы о том, что «убеждать» нефтяников планируют с помощью выплаты компенсации разницы в ценах там и тут на сумму порядка в 190 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, куда шли деньги от доходов на нефть по «бюджетному правилу» правительства. То есть в итоге «налогового маневра» правительство вынуждено платить из полученной выгоды обратно в корпорации, полностью сметая смысл «хитрого плана». Зато Козак отчитался, что договорился не поднимать цены на бензин аж до конца второго квартала, то есть до уборки урожая. А там компенсацию потребуют еще больше.

А теперь представим, что было бы, появись закон о регулировании цен при довольно вольном поведении госкорпораций и нынешних условиях от правительства? То есть, с одной стороны, нет экспортных пошлин, а с другой, от них просят продавать нефть внутри страны по ценам чуть ли не в два раза ниже, чем в Германии, на основании закона. Кто-то серьезно считает руководство наших корпораций больными на голову, чтобы просто так взять и отказаться от таких возможностей? Так что просто законом о госрегулировании цен — без принятия целого ряда иных мер и в первую очередь возвращения экспортных пошлин с отказом от «налогового маневра», а также напоминания о том, что недра у нас принадлежат народу и ему априори надо делать скидку, — не обойтись. Попросту необходимо менять весь подход к делу, а не кровати двигать, а уж после этого уже можно говорить и госрегулировании.

РИА Катюша

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
08 Апреля 2019 в 09:00
3468