Пока все мировые СМИ и политики были прикованы к московским и гонконгским протестам, никто и не заметил массовых манифестаций в южноамериканской Аргентине, в которой прозападное правительство, вместе с МВФ и стоящими за ним хедж-фондами американских олигархов, по сути, снова ограбили страну. В течении августа там шли массовые выступления под единым лозунгом: «Долг должен быть перед народом, а не перед Международным валютным фондом (МВФ)». Организаторы манифестации обвиняют правительство в том, что их экономическая политика ухудшила условия жизни населения. Они в частности критикуют соглашение с МВФ о предоставлении кредита на $57 млрд. В соответствии с договоренностью правительство Аргентины должно провести реформы, направленные на сокращение дефицита бюджета.

Сегодня ситуация совсем плохая – инфляция обесценила местную валюту практически в два раза, страна должна МВФ 57 млрд долларов, которые ушли непонятно куда, пенсии и зарплаты бюджетникам задерживаются, а цены растут как на дрожжах. И вся страна застыла в ожидании октября, когда в стране пройдут президентские выборы и проамериканское, либеральное правительство Маурисио Макри отправится домой в Штаты. Экономическая ситуация в Аргентине обострилась после того, как буквально за несколько дней из страны были выведены миллиарды долларов, курс национальной валюты по отношению к доллару резко упал считай в два раза, также обвалился основной аргентинский биржевой индекс Merval. Экстренная распродажа резервов Центробанка Аргентины помогла всего на несколько дней: немного сдав назад, песо к концу августа вернулся к 60 пунктам за доллар. 1 сентября стало известно о введении в стране валютного контроля – физическим лицам можно покупать не более 10 тысяч долларов в месяц, а новый министр финансов Эрнан Лакунса заявил о готовности начать переговоры с МВФ по пересмотру сроков погашения долга страны. Эти действия несколько успокоили рынок – 3 сентября за доллар давали уже 55,7 песо.

И ведь непонятно, за что американцы и аргентинцы обозлились на этого «прекрасного человека со светлым лицом», он ведь не отошел ни на букву от советов своих друзей из МВФ. С самого своего прихода он только и делал, что выполнял рекомендации. Снизил социалку и провел пенсионную реформу, из-за чего в прошлом году там чуть не революция случилась. Тогда пенсионная реформа по рекомендации МВФ вызвала не просто протесты, а настоящие уличные сражения, в результате беспорядков пострадали более 160 человек.

Но Макри на этом не остановился, он продолжил «привлекать иностранного инвестора», создавая тому льготные условия, особенно для спекуляций ценными бумагами, выпустил даже вековые облигации, которые покупали и доказывали – вот какая экономика крепкая. Выплатил немалую часть долга с прошлого дефолта 2001 года американским хедж-фондам во главе с Elliott Management Corp. миллиардера Пола Сингера. А все почему-то шло не так. В целом же за последние два года после прихода либералов к власти аргентинская валюта обесценилась в 3,5 раза – в августе 2017 года курс доллара составлял всего 17 песо. После этого аргентинский ЦБ повысил учетную ставку до небес – с 45% до 60%, но разрешить накопившиеся финансовые проблемы чисто монетарными мерами уже было невозможно.

Притом, подобная история там происходит уже в третий раз только в новом веке. Впервые Аргентине пришлось занимать средства у Международного валютного фонда (МВФ) ещё в 1958 году. За прошедшие шестьдесят лет страна подписала с фондом 22 соглашения и, как результат-- уже четвертый дефолт. Самый крупный произошел 23 декабря 2001 года, при временном президенте Адольфо Родригес Саа. в стране было сильно присутствие иностранных ТНК в обрабатывающей промышленности, которые попросту выводили всю прибыль за рубеж, предоставляя вместо этого очередные займы МВФ и долги по гособлигациям перед американскими олигархами. То есть, по сути, схема была идеальной – они занимали стране из ее же денег. Саа решил это дело прекратить и ограничил вывод капитала, а заодно отказался выплачивать долги в фантастической сумме 100 млрд долларов. Правительство фактически заморозило счета на год, позволяя гражданам снимать только небольшие суммы, что вызвало волну кровавых протестов. Довольно скоро государство объявило себя неплатежеспособным по всему объему долга, и в Аргентине разразился настоящий кризис. Безработными были 25% населения, многие лишились жилья, предприятия массово закрывались. Ситуация была схожа с Россией начала 90-х.

В этот раз при проамериканском президенте и благодаря мощной поддержке США, Аргентине вскоре был предоставлен кредит МВФ сразу на сумму $50 млрд для использования в течении следующих трёх лет. Правительство притворялось, что речь идёт всего лишь о мере «предосторожности»: Аргентина, мол, будет хранить эти деньги «в заднем кармане» с целью вернуть уверенность частным инвесторам. Притом с самого начала деньги занимались не под программу, а под «команду», состоящую из либералов уровня нашего ВШЭ с отличным западным образованием и опытом работы. Так, центральный банк (BCRA) возглавил идейный соратник Германа Грефа - Федерико Штурценеггер — известный экономист, выпускник МИТ и профессор Гарварда, соавтор концепции Dark Matter, объясняющей противоречия в оценках текущего счета и чистой инвестиционной позиции США. В Министерство финансов пришел Луис Капуто — известный трейдер, бывший глава Emerging Markets в JP Morgan и Deutsche Bank. То есть, к власти пришли все свои, которые в первую очередь решили ублажить «инвесторов», выплатив долги по дефолту 2001 года. Как пишет Форбс, «в частных беседах члены команды Макри говорили о том, что через либерализацию законодательства и налоговую амнистию рассчитывают вернуть домой аргентинский капитал (оценки выведенного из страны капитала разнятся, но судя по всему, объемы его огромны — более 100% ВВП) и на то, что вложения в недоинвестированные из-за закрытых долгое время рынков и регуляторного давления местные предприятия позволят стране быстро «вырасти» из своих проблем».

Вот под это Аргентина в мае 2018 года и получила огромный транш, сократив по требованию МВФ резко госрасходы и социальные программы, то есть снова отправив население в нищету. И куда же потратили эти деньги? На промышленное перевооружение? Строительство доступного жилья? Инфраструктуру? Построили атомные станции, обеспечив себя дешевой электроэнергией? Подбросили денег людям, дабы обеспечить рост спроса? Нет, все было проиграно на валютных аукционах.

Как рассказал бывший исполнительный директор МВФ по Аргентине и сотрудник Всемирной торговой организации Эктор Торрес, вместо использования денег для наращивания экономики или выкупа долга, правительство Макри направило их на покупку аргентинских песо. И именно из-за бездарности «прославленных экономистов» и тех, кто им это рекомендовал, премии за риск по аргентинскому долгу резко подскочили. А вслед за ними из страны начали выводить валюту, продавая песо, самим аргентинцам. «К сожалению, история может вскоре повториться. В октябре 2001, примерно за 60 дней до дефолта по госдолгу, Аргентина заняла у фонда $8 млрд. Почти все эти деньги были потрачены на покупку песо у институциональных инвесторов, покидавших страну. МВФ может в очередной раз совершить ту же самую ошибку. И ему не следует ожидать, что на этот раз результат будет каким-то иным», - сообщил бывший сотрудник МВФ.

Теперь стоит ждать новый дефолт, вместе с гиперинфляцией и прочими «бонусами», вроде обнуления зарплат и бесконечными скачками цен, практически гарантирован. Что самое интересное – дефолт вообще не гарантирует избавления от долгов – Торрес рассказал, что благодаря изменениям в законодательство, долги МВФ имеют приоритет перед вообще всеми остальными долгами, так что если и дальше там появятся деньги, то пойдут они не на пенсии, а на погашение долгов Фонду.

При этом, назвать страну бедной не повернется язык. Аргентина – третья экономика по размеру в Латинской Америке (более $600 млрд). Она выделяется среди стран Латинской Америки своим относительно высоким уровнем сельского хозяйства, разнообразной структурой сельскохозяйственного производства и довольно небольшим его удельным весом в стоимости ВВП (12%). Сельское хозяйство Аргентины почти полностью удовлетворяет собственные потребности в продовольствии. Сельскохозяйственные угодья занимают в стране 138 миллионов гектаров. Это из крупнейших производителей и экспортеров мяса в мире, главным образом говядины.

Страна выделяется запасами урановых, марганцевых, медных руд, бериллия; есть свинцово-цинковые, вольфрамовые и железные руды. По запасам урановых руд Аргентина входит в десятку ведущих стран мира. Из топливно-энергетических ресурсов наибольшее значение имеют природный газ и нефть. Достоверные запасы природного газа Аргентины оцениваются в 600 миллиардов кубических метров, что позволяет ей входить в 30 самых богатых этим ресурсом стран. Страна имеет развитую металлургию, наиболее развитыми являются транспортное машиностроение, в том числе автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение и электротехника. В стране действуют филиалы крупнейших иностраннных корпораций — североамериканской "Форд", французских "Рено" и "Пежо", итальянской "Фиат", немецкой "Фольксваген". Страна имеет свое судостроение, сельскохозяйственное машиностроение. Развито железнодорожное машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. В легкой промышленности наиболее развитыми отраслями являются текстильная и кожевенно-обувная. Текстильная промышленность полностью базируется на собственном сырье. Традиционно развита пищевая промышленность. Она тесно связана с сельскохозяйственным производством и базируется на богатом и разнообразном сырье. Особое место занимает мясохладобойное производство. В общем, там есть все, кроме ума. Ум решили в очередной раз одолжить у МВФ, и там им быстро насоветовали.

А теперь давайте перенесемся за океан в нашу страну, где правительство в этом году получило всеобщее одобрение от Фонда за выполнение его рекомендаций, активно сокращает социальные расходы, ввело бюджетное правило, а глава ЦБ Набиуллина ездит в Нью-Йорк читать лекции и получать овации. И ведь уже провели пенсионные реформы, подняли налоги, пытаются доказать, что деньги от нефти надо вкладывать только за рубеж. Осталось совсем немного – в долг набрать, да побольше, чтобы потом как Аргентина 20 лет выплачивать и все спустить на казино-форекс. Впрочем, с нашими «профессионалами» из экономического блока правительства- это легко, дай им волю, они и аргентинцев научат, как все потерять и ничего не понять.

РИА Катюша

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
11 Сентября 2019 в 01:15
2325