Чуть не в первый раз мы можем видеть наш Центральный банк в истерике. Нет, упал не курс рубля, не подскочила официальная инфляция в отчетах и даже МВФ не назвало Набиуллину «лузером года». Оказалось все гораздо проще, на прошлой неделе ЕЭК опубликовала пресс-релиз, в котором говорилось, что комиссия рассматривает меры макроэкономической и денежно-кредитной политики для обеспечения экономической стабильности стран ЕАЭС. К пресс-релизу прилагалась презентация Глазьева, давнего оппонента финансово-экономического блока российского правительства и Центробанка.

В ней министр Глазьев назвал мировой кризис "следствием глубоких структурных изменений в мировой экономике, обусловленных сменой технологических и мирохозяйственных укладов", и предложил реализовать ряд стабилизационных мер. В частности, Глазьев выдвинул идею "налога Тобина". "Следует принять общепринятые в мировой практике меры по нейтрализации атак валютных спекулянтов, использующих колебания нефтяных цен для манипулирования курсом рубля. С целью ограничения вывоза капитала за рубеж можно ввести налог на неторговые валютообменные операции, сборы от которого использовать в общих целях", - говорится в презентации.

А дальше обиженная Набиуллина побежала жаловаться, и ЦБ направил в Минэкономразвития письмо, в котором подверг критике действия Глазьева. Особенно в этом письме указывается «вина» академика: "содержит ряд неточностей и искажений, что несет репутационные риски для совместных мер правительства и Банка России", цитирует письмо собеседник агентства. В этой связи ЦБ предложил Минэкономразвития "рассмотреть целесообразность проработки оптимизации коммуникационной деятельности" Глазьева как члена коллегии ЕЭК от РФ. Какие неточности, в письме не уточнили, от комментариев отказались. В Минэкономразвития и ЕЭК пока также никак не прокомментировали эту тему. После публикации презентации Глазьева в ЕЭК заявляли, что идея министра о введении налога с оборота всех валютных операций пока является только предложением для аналитической проработки.

Глазьев много раз поднимал тему борьбы с "валютными спекуляциями", обвиняя Центробанк в том, что, перейдя от таргетирования курса к таргетированию инфляции, он отдал курс рубля на откуп финансовым спекулянтам. О так называемом "налоге Тобина" Глазьев также говорил неоднократно. Например, в интервью "Московскому комсомольцу" в 2016 году он заявил, что введение такого налога "позволяет поставить заслон на пути тех валютно-обменных операций, за которыми не стоит никаких импортных контрактов".

В том же 2016 году он написал в твиттере, что "в созданной Банком России "новой реальности" выживают только спекулянты, а производство умирает", пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что данное заявление является личной точкой зрения Глазьева и "никоим образом не отражает позицию администрации президента". Как показал год 2020, Глазьев был полностью прав. Накануне «Катюша» рассказывала, что основным нашим товаром является сырье, что видно из схемы доходности бюджета.

На самом деле, скажи это профессор Глазьев полгода назад, дальше обсуждений в сети дело не пошло бы. Да вот, со своей презентацией русский экономист и в недавнем прошлом советник Президента попал в точку. Презентация говорит о возможности удержания курса рубля без спонсирования банков через спекуляции именно тогда, когда Центробанк установил новый рекорд по тратам на спасение рубля. Как следует из статистики, он продал 19,2 млрд рублей или 252 млн долларов по официальному курсу. И представьте, бюджет не треснул, а деньги убежали. Валютные интервенции для поддержания курса национальной валюты начались весной 2020 года, но ранее не доходили до таких сумм. В предыдущие дни ЦБ также ставил рекорды по тратам. Так, в понедельник, 20 апреля, было продано 16,8 млрд рублей, а в предыдущие две торговые сессии — 14,8 млрд рублей.

Но и это было бы не критично. Дружно выступили бы «эксперты» из ВШЭ, которые единым фронтом начали бы хвалить ЦБ. Да вот только за несколько дней до рекордных трат, Госдума в экстренном порядке приняла в третьем чтении закон, который смягчает запрет на выдачу госгарантий иностранным компаниям, а также российским, зарегистрированным в офшорах. Правительство внесло этот проект (№941158-7) в палату неделю назад. Запрет был введен в 2016 году в рамках усилий по деофшоризации российской экономики. Тогда в Бюджетный кодекс был включена норма, лишившая офшорные компании права получать государственные и муниципальные гарантии. Если гарантия будет предоставлена с нарушением данной нормы закона, то такая гарантия и договор о ее предоставлении будут ничтожны, а исполнение обязательств по ней не осуществляется. Введенный ранее запрет не коснулся экспортеров промышленной продукции, а также товаров, работ, услуг, находящихся в офшорных юрисдикциях. Принятая депутатами поправка убирает в тексте закона слово «промышленной», таким образом, выводя из-под действия запрета всех экспортеров продукции, товаров, работ и услуг. Притом последнее крайне важно как раз при спекуляциях. Законопроект позволяет использовать государственные гарантии иностранных государств при регрессных требованиях. Допускается возможность исполнения госгарантий в валюте, отличной от валюты основного обязательства.

«Внутри страны сейчас воровать опасно, а тут, дали госгарантии офшорам, потом сами сбежали туда же, если что, подали в суд и выиграли у России деньги. Собственно, воры из «Юкоса» сделали только одну ошибку — слишком много запросили. Запроси они миллионов двести долларов (на жизнь, к слову сказать, вполне хватит), им, скорее всего, их друзья из Минфина просто бы дали в рамках мирового соглашения. И всё. Они бы, я думаю, и 50 миллиардов бы дали (чай, не свои, да и долька бы обломилась), но скандал получился слишком громкий», - прокомментировал данный закон экономист и бывший сотрудник администрации президента Михаил Хазин.

Он же открыто обвинил ЦБ в мошенничестве, которое вскрыл Глазьев. «Глазьев вскрыл мошенничество. Центробанк, естественно, завопил. А что, было неизвестно, что Центробанк занимается, мягко говоря, спорными действиями? Это как бы общеизвестно. То, что чиновники Центробанка связаны с валютными спекулянтами, — это, конечно, формально не доказано, но по результатам показателей рубля — это практически очевидно. Любой эксперт, видя, как Центробанк раскачивает рубль, немедленно делает вывод, что Центробанк заинтересован в поддержке валютных спекулянтов. Вот и все. Глазьев об этом и говорит», заявил Хазин.

И вот тут как бы поднимается главный вопрос, мошенничество это (а это у нас может определить только суд) или просто ошибочная экономическая политика, но в случае серьезного бегства денег в офшоры, что на фоне самого масштабного кризиса за последние 20 лет и падения экономики, вызовет массу вопросов уже к президенту. И тут пошла игра «найди крайнего», которым очень не хочется быть Набиуллиной и ЦБ. Ведь одно дело, когда ты мечтательно рассказываешь про волатильность, плохую конъюктуру и т.п.. Совсем другой, когда тебя тыкают в твою же монетарную политику и заранее объясняют, что будет и ты понимаешь, что именно это скорей всего и будет. Это и есть те самые «репутационные риски», о которых говорил Глазьев – там на самом деле боятся или знают, что деньги начнут убегать и потому устроили истерику и требуют Глазьева оптимизировать, «пока не началось».

К слову, как предположил Волгоградский общественно-политический деятель, блогер Андрей Куприков в газете «Завтра», речь тут идет даже не просто о некой не совсем чистой схеме или ошибочной политики, а о «ползучем» госперевороте.

«То, что ЦБ РФ конкретно антигосударственная, систематически нарушающая Конституцию, продажная, аферистическая, работающая на спекулянтов и западные финансовые институты контора, убивающая российскую экономику вообще и промышленность в частности, торгующая инсайдом и участвующая в афёрах по выводу капиталов из страны, по моему оценочному суждению, известно всем давно, равно как и то, что это основной институт либералов в России и главный инструмент влияния Запада на неё. Но то, что эти, после того как Глазьев всего лишь попытался заставить их выполнять свои обязанности и предложил меры стабилизации финансовой системы, применяемые во всём мире, вдруг, брызгая слюной, публично потребовали его заткнуть — это что-то невиданное и неслыханное даже для них, давно уже потерявших берега. Публичный наезд на министра, озвучившего реальное положение вещей есть акт отказа в повиновении, что при всех раскладах называется изменой.», - заявил Куприков.

На фоне открытого саботажа указов Путина банками, неисполнения его указов правительством и губернаторами и увеличения влияния Собянина, который уже вместо Путина продвигает по регионам цифровые аусвайсы, буквально через месяц после того, как Путин задумал консервативный поворот, слова о гос. перевороте выглядят весьм актуально.

РИА Катюша

Читайте наш сайт!!!

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
24 Апреля 2020 в 10:43
7013