Сегодня ленты агентств забиты цитатами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о российско-казахских отношениях. Основной рефрен: «Россия и дружественный ей Казахстан находятся в постоянном контакте, с его стороны никаких решений по поддержке санкций против Москвы пока не принималось». Конечно ключевое слово в этой фразе – «пока». Оно оставляет в силе реальность присоединения Казахстана к западным санкциям. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Если звезды зажигаются, это кому-то нужно». Понятно, что присоединение нашего ближайшего после Белоруссии союзника к западным санкциям чрезвычайно порадовало бы англосаксов. Но и говорить об отсутствии в этом собственного интереса Токаева тоже нельзя, особенно когда он касается нефти.

История проявилась 4 июля, когда президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в телефонном разговоре с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем заявил, что Казахстан готов использовать свой нефтегазовый потенциал для стабилизации мирового и европейского рынков углеводородов. Он призвал Евросоюз к сотрудничеству по развитию новых трансконтинентальных транспортных коридоров. «Казахстан мог бы внести свой вклад, играя роль своего рода буферного рынка между Востоком и Западом, Югом и Севером», - выстроил образ светлого будущего Токаев. Нетрудно догадаться, что «стабилизация европейского рынка углеводородов» подразумевает замену российской санкционной нефти несанкционной казахской. И если раньше из них делали «микс», заливали в танкеры и продавали в страны ЕС и Британию, то теперь этот номер по решению Еврокомиссии вроде как не проходит – любая нефть с российской примесью тоже считается санкционной.

Сейчас казахская экспортная нефть, а это порядка 67 млн тонн в год, на 80% идет через терминал порта Новороссийска. Туда ее доставляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Эта компания находится под контролем «Транснефти». Известно, что отказываться от своей прибыли наши олигархи не привыкли. Поэтому для оказания давления на «расшалившегося» президента Токаева было привлечено государство. Решением Приморского районного суда Новороссийска деятельность КТК 5 июля была приостановлена на 30 суток по причине «экологических нарушений». Шутка в стиле нашего президента – он протроллил не только Токаева, но и экологическую европейскую повестку.

Самое забавное, что КТК не может сказать, что его не предупреждали. Еще в начале мая в ходе внеплановой проверки АО «КТК-Р» представители Ространснадзора выявили «несколько документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти». По этому поводу в начале июня контора получила предписание о необходимости устранения недостатков до 30 ноября, а начальник Новороссийского линейного отдела Южного УГМРН Ространснадзора составил протокол об административном правонарушении, за которое в качестве альтернативного наказания предусмотрено административное приостановление деятельности на период до трех месяцев. Срок исполнения этого предписания не еще истек, однако в ходе вчерашнего судебного заседания представитель Ространснадзора обратился к суду с просьбой приостановить деятельность КТК на 90 суток. Ходатайство КТК об отложении рассмотрения дела суд оставил без удовлетворения и назначил наказание в виде административного приостановления деятельности на 30 суток. Месяц простоя сорвет все казахские планы по нефти, так как партнеры по ЕС рассчитывают на прекращение СВО к середине сентября, после чего санкционный режим в отношении России будет значительно ослаблен.

Кстати, судебное решение не единственный способ затруднить торговлю казахской нефтью. Например с конца июня в течении 10 дней отгрузка нефти в порту Новороссийска происходит только с одного из трех выносных причальных устройств «из-за планового обследования акватории». С другой стороны «трубы» Россия 19 июня останавливала отгрузку казахской нефти в КТК из-за обнаружения 50 мин времен Великой Отечественной войны в Каспийском море. Работа КТК восстановилась только 23 июня после обезвреживания мин.

Так что можно предположить, что сказанное Дмитрием Песковым носит не только профилактический, но и предупредительный характер. Сделанные Россией непубличные шаги по обрушению «нефтяной» инициативы Токаева оказались весьма эффективными. Поэтому на разработанный Министерством финансов Казахстана проект «Правил по учету перемещения товаров при их вывозе с территории республики в Россию», предусматривающих возможность отказа в разрешении на экспорт подсанкционных товаров у нашей страны, тоже найдется асимметричный ответ.

В этом духе стоит рассматривать слова пресс-секретаря президента: «Никаких решений не принималось пока. Напротив, декларируется абсолютное намерение дальше расширять наше взаимодействие, вместе реагировать на те вызовы, которые приходят из- за рубежа и минимизировать последствия этих недружественных действий. Пока вот из чего мы исходим». – объяснил Песков позицию России на «пока». Теперь дело сохранения status kvo за Казахстаном.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»

06 Июля 2022 в 08:12
7439