В Докладе о денежно-кредитной политике, опубликованном 7 ноября, раскрываются оценка текущей ситуации ЦБ РФ в российской экономике и факторы уточнения среднесрочного прогноза, которые обусловили решение по повышению ключевой ставки на заседании Совета директоров Банка России 27 октября. Многие объяснения привлекают внимание своей парадоксальностью. На некоторых из них и остановимся.
Для начала авторы документа определили ключевые предпосылки, влияющие на состояние российской экономики на среднесрочный период:
- Мировая экономика. Темп роста мировой экономики продолжает замедляться, при этом ее устойчивость к повышению ставок крупнейшими центральными банками сохраняется. Инфляционное давление в большинстве стран продолжает снижаться, но скорость этого процесса замедлилась под влиянием динамики цен на энергоносители.
Откуда это взяли в ЦБ, неужели придумали сами? Нет, это практически прямая цитата из оценки темпов мировой экономики, сделанные Международным валютным фондом (МВФ) / International Money Fund (IMF). Вот прямая цитата из его оценки экономического роста: «Мы немного повысили наши прогнозы экономического роста на 2022 и 2023 годы. Рост мировой экономики замедлится с 3,4 процента в 2022 году до 2,9 процента в 2023 году, а затем повысится до 3,1 процента в 2024 году». Но если списывать, то всё. Здесь ни слова не сказано о том, что по мнению МВФ основными движителями роста станут Китай и Индия.
- Геополитические условия. Базовый сценарий не предполагает значимого изменения геополитических условий до конца прогнозного горизонта. Введенные внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество на среднесрочном горизонте сохраняются.
Очень интересно. Значит, геополитические условия не собираются меняться даже под воздействием палестино-израильской войны, которая явно не будет быстрой и к которой подключается все больше государств. Западные страны усиливают санкционное давление, а для России по мнению ЦБ ничего не меняется. Это реально только в одном случае – если наша страна уже достигла дна.
- Цены экспорта. Предполагается, что цена на нефть будет постепенно снижаться на среднесрочном горизонте вместе с замедлением темпов роста мировой экономики. В конце прогнозного горизонта цена на нефть марки Brent окажется на уровне 70 долл. США за баррель. Экспортная цена российской нефти будет следовать за динамикой цены на нефть марки Brent, однако ее конкретные значения будут формироваться исходя из взвешенной цены продаваемых Россией марок нефти и размера дисконта.
Цена на российскую нефть формируется за счет ее ограничения странами Запада и вариантами «серого» экспорта и в последнее время постоянно растет. Даже МВФ говорит о росте цен на энергоносители.
- Потенциальный выпуск. С 2022 г. российская экономика функционирует в изменивших ся внешних условиях. Выстраивание новых схем организации производства и логисти ки, установление новых партнерских отношений, поиск альтернативных рынков сбыта – все это обусловливает более низкую траекторию ВВП по сравнению с наблюдавшимся ранее трендом.
Получается, что ЦБ констатирует провал собственной денежно-кредитной политики (ДКП), которая должна была поддержать изменение процессов в экономике, связанные с последствиями СВО и решений глобального Запада.
- Бюджетная политика. Бюджетные предпосылки базового сценария опираются на Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов с учетом корректировки бюджетного правила в части определения базовых нефтегазовых доходов.
Интересно, в какую сторону предполагается корректировка бюджетного правила? Ведь неоднократно говорилось, что оно замедляет экономический рост. Кстати, шкала налогов так и останется «плоской», поэтому говорить о стимуляции роста с этой стороны просто нельзя.
- Нейтральная ставка. Долгосрочный уровень реальной нейтральной ставки для российской экономики на текущий момент определяется четыремя основными факторами. Во-первых, более низкий по сравнению с периодом 2017 – 2019 гг. потенциальный темп роста российской экономики действует в сторону снижения ее оценки. Во-вторых, изменение внешних условий и санкционный режим оказывают повышающее давление на нейтральную ставку. В-третьих, устойчивость внешней инфляции оказывает некоторое повышающее влияние на нейтральную ставку и для России. В-четвертых, более мягкая бюджетная политика оказывает повышающее давление на нейтральную ставку. С учетом этих факторов уточненная оценка долгосрочной реальной нейтральной ставки для российской экономики составляет 2,0 – 3,0% годовых, чему при целевом значении инфляции вблизи 4% соответствует номинальная нейтральная ставка 6,0 – 7,0% годовых.
Для тех, кто не понял: нейтральная ставка — это та ставка, при которой ДКП не оказывает ни сдерживающего, ни стимулирующего воздействия на экономику. Т.е. это искусственная теоретическая штука, которая позволяет сохранить статус-кво. Нейтральная ставка по определению не может повлиять на темпы экономического роста. Какой же это ключевой фактор?
Именно из неправильных вводных прогноз развития российской экономик кажется в корне неверным. Стоит обратить на следующие позиции «после увеличения ключевой ставки:
- Прирост сбережений населения в банках ускорился за счет увеличения остатков на краткосрочных депозитах.
- Быстрее всего рост ставок отразился на необеспеченном потребительском кредитовании, в динамике которого появились признаки замедления.
- Ипотечное кредитование продолжает расти высокими темпами.
- Рост потребительской активности продолжается во всех крупных категориях, инвестиционная активность – вблизи исторических максимумов.
- Ожидания предприятий улучшались в части как будущего выпуска, так и будущего спроса.
Авторы доклада ЦБ утверждают, что «с учетом фактических данных за первое полугодие и оперативных индикаторов за III квартал темп прироста ВВП в 2023 г. составит 2,2 – 2,7%. В 2024 – 2025 гг. темпы роста будут более умеренными. В 2026 г. российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста 1,5 – 2,5%». Т.е. темп роста российской экономики с учетом его ДКП будет ЗАМЕДЛЯТЬСЯ! Похоже, что именно так они расписались в собственном невежестве.
При этом, несмотря на все усилия регулятора, «годовая инфляция продолжит ускоряться в IV квартале 2023 г. и по итогам года сложится в диапазоне 7,0 – 7,5%. Весной 2024 г. годовая инфляция постепенно начнет снижаться по мере увеличения сберегательной активности населения вследствие более высоких ставок». Какая сберегательная активность населения? Видимо в Банке России просто не знают, что люди не откладывают деньги, а живут от зарплаты до зарплаты.
Закончить этот материал хочется словами сторонника госкапитализма Константина Двинского.
Он цитирует Доклад ЦБ: «Разворот в динамике торгового баланса и повышение ключевой ставки с середины августа оказали стабилизирующее влияние на курс рубля. Дополнительно повлияли на курс рубля снижение сезонного спроса на иностранную валюту, связанное с окончанием периода отпусков, налоговые выплаты, отдельные крупные сделки компаний. Кроме того, меры, касающиеся обязательной продажи валютной выручки экспортерами, несколько снизили волатильность курса рубля». Таким образом, считает Двинский, ведомство Набиуллиной отнесло возобновление действия правила обязательной продажи и репатриации валютной выручки к наименее эффективному фактору. Зато на первый план решили выставить повышение ключевой ставки, которое началось ещё летом. Плюс «разворот в динамике торгового баланса», что, конечно, важно, но если экспортеры не возвращают выручку, то толку от профицита в условные 100 млрд долларов не будет.
Двинский приводит конкретный факт: «Однако остановлюсь на том, что всего лишь "несколько снизило волатильность курса". 11 октября курс доллара был равен 100,2 рублям. После стало известно о подписании Владимиром Путиным указа по возврату валютной выручки. С 16 числа начались продажи. И на текущий момент курс равен 92,26 рублям. То есть, укрепление на 8%, которое полностью совпадает по датам с действием соответствующего указа. Но, по мнению ЦБ, это всего лишь "НЕСКОЛЬКО снизило волатильность рубля"».
Это еще одно доказательство, что аналитики Банка России просто просто несут полный bread на созданном для себя любимых «птичьем языке» превдоэкономики. Так что Доклад о денежно-кредитной политики содержит минимальное количество объективной информации.
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»