Президент Путин по видеосвязи провёл заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. На нем он дал высокую оценку развитию российской экономики, основанную на подсчетах представителей либерального экономического блока в правительстве Михаила Мишустина и Банка России Эльвиры Набиуллиной. Для страны это означает отсутствие изменений в денежно-кредитной политике. Россия продолжит двигаться в колее «устойчивого развития», проложенной глобалистами по лекалам Клауса Шваба и контролируемой через инструменты ООН – МВФ и группу Всемирного банка – в Новый дивный мир инклюзивного капитализма. Столь ожидаемых кадровых решений тоже ждать не стоит.
Цель совещания Путин определил так: «В рамках Совета по стратегическому развитию и нацпроектам вместе с коллегами из правительства, субъектов Федерации, общественных и деловых объединений обсудим текущие результаты в достижении национальных целей развития, а они, напомню, установлены в демографии, в экономике и социальной сфере, инфраструктуре, многих других ключевых отраслях и сферах, рассчитаны на горизонте до 2030 года».
Всё бы хорошо, если забыть, что «национальные цели развития» РФ полностью совпадают с калькой «устойчивого развития ООН», и ориентированы на его временную шкалу. 2030 год для глобалистов, исповедующих теории главы ВЭФ в Давосе Клауса Шваба, это старт Нового дивного мира, который должен быть создан на развалинах традиционного мирового порядка, разрушенного Четвертой промышленной революцией. За время ведения СВО национальные проекты не претерпели никаких изменений. Приведенные оценки состояния российской экономики готовятся для президента на основании данных Росстата, который за время войны на территории б/УССР научился считать по-новому. Ведь госруководство расстраивать нельзя – себе дороже.
Со слов, вложенных в речь главы государства либеральными экономическими советниками из АП, правительства и ЦБ, следует, что «Россия по итогам 2022 года вошла в пятёрку крупнейших экономик мира. По данным Всемирного банка, Российская Федерация вышла вперёд, обогнала ФРГ по паритету покупательной способности, по объёму экономики». Вот какие мы молодцы. На самом деле группа Всемирного Банка как оператор Международного валютного фонда (МВФ) зафиксировала у РФ 5 место только по паритету покупательной способности (ППС). Ни о каком высоком месте в развитии экономики, рассчитанному по показателю валового промышленного продукта (ВВП) и речи нет.
Что это за зверь такой этот успешный паритет? ППС определяет, сколько нужно национальной валюты в стране для покупки зафиксированной потребительской корзины. Он рассчитывается в американских долларах. Цифры можно посмотреть на сайте Евростата - https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=GDP_per_capita,_consumption_per_capita_and_price_level_indices&oldid=606477#Overview
Директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев в интервью BFM: «Те цифры, которые приводятся МВФ, — это цифры в так называемых международных долларах, то есть это богатство людей, которое можно сопоставлять друг с другом с учетом того, где цены выше, а где цены ниже. В соотношении они остались примерно такими же, какими были в прошлых оценках, и, честно говоря, никаких особых новых подвижек в этих данных не видно».
Владимир Путин искренне считает, что для того, чтобы «добиться реальных, ощутимых, а главное понятных, видимых людям перемен к лучшему в важнейших сферах жизни», необходимо «использовать все возможности государства, обеспечить максимальную отдачу от всех органов и уровней власти, от их партнёрства с обществом, бизнесом для решения национальных задач развития». Наверное, он прав в этих благих намерениях, адресатом которых является, прежде всего, правительство и ЦБ. Однако их ориентация на глобалистов нивелирует возможности главы государства. Главным критерием по-прежнему считается сокращение дефицита бюджета, которого добиваются через отсутствие длинных инвестиций в экономику и «набивание кубышки» им. Антона Силуанова.
Именно в такой либеральной парадигме Президент подвел итоги состояния экономики РФ за первую половину 2023 года:
- C III квартала в России наметился экономический рост, и сейчас его темпы довольно устойчивы.
- Во II квартале ВВП вырос на 4,9% по сравнению с тем же периодом 2022 года.
- Более высокими темпами растут отрасли, не связанные с добычей природных ресурсов, в том числе нефти и газа.
- Промышленное производство во II квартале выросло на 6,3%, то обрабатывающие производства выросли на 11,3%.
Президент справедливо утверждал, что «очень важно сохранить такую динамику в промышленности, поддержать инвестиции предприятий, компаний в открытие производств, в освоение новых технологических решений и создание рабочих мест». Однако ему почему-то подсказывают, что это можно делать, не изменив кредитно-денежную политику. По инвестициям установлен целевой показатель: к пресловутому 2030 году они должны прибавить в реальном выражении не менее 70% по сравнению с 2020 годом, это в среднем 7% в год за годом. Как это может произойти при постоянных попытках сокращения федерального бюджета, непонятно абсолютно. А этот показатель наших либеральных экономистов радует не по-детски: «Во II квартале дефицит федерального бюджета сократился почти в восемь раз по сравнению с I кварталом и составил 264 миллиарда рублей. В июле баланс бюджета оказался на 458 миллиардов рублей лучше, чем год назад. Ожидается, что за июль–сентябрь бюджет будет сведён с профицитом, а в целом за год превышение расходов над доходами окажется на запланированном уровне – около двух процентов ВВП». Не трудно понять, что рублевые цифры дефицита бюджета, сокращающегося как шагреневая кожа, основаны исключительно на падении рубля относительно постоянно проклинаемого доллара. В январе он стоил 69 рублей, а в августе в среднем уже 95. Одновременно с увеличением операций по сырьевому импорту это и дает такие приятные слуху чиновников «цифири».
На заседании президент представил промежуточные итоги по решению ключевых задач, поставленных на 2023 год перед правительством и системой государственного управления. Вот основное без комментариев:
- По задаче расширения внешнеэкономических связей России с партнёрами из дружественных государств:
- Торговый оборот за полгода со странами АТЭС вырос на 10,2%. Со странами Евразэс товарооборот прибавил 14,3%.
- За полтора года доля рубля при оплате российского экспорта выросла более чем втрое – с 12 до 42%, а если считать вместе с валютами дружественных стран, то эта доля достигает 70%.
- Развиваются логистические коридоры, в первую очередь на азово-черноморском, восточном и южном направлениях: за последний год объём экспортных грузоперевозок по этим маршрутам существенно вырос.
- По задаче укрепления технологического суверинитета РФ:
- Запущен ряд дополнительных механизмов, в том числе льготный режим промышленных кластеров, промышленная ипотека и кластерная инвестиционная платформа.
- Ведется обеспечение кадрового суверенитета страны, подготовка специалистов, в том числе по наиболее дефицитным рабочим профессиям через федеральный проект «Профессионалитет».
- На очереди привлечение Федерального центра компетенций к внедрению технологий искусственного интеллекта и современных систем управления.
- По задаче обеспечения финансового суверенитета:
- ЦБ РФ вместе с правительством подготовили программу, стимулирования финансирования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации российской экономики, в машиностроении, микроэлектронике, медицинской и фармацевтической промышленности.
- Требует решения проблема создания в экономике, в банковской системе так называемых «длинных денег».
- С 1 января 2024 года начнёт действовать программа добровольных долгосрочных сбережений граждан.
Владимир Путин обозначил «проблемные моменты»:
- Необходимо развивать российский фондовый рынок, независимый от мировых трендов.
- Необходимо привлекать к развитию экономики РФ акционерный капитал.
- Необходимо ограничение непродуктивного, спекулятивного спроса в экономике, контроль за оттоком капитала.
- Развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры в городах и сёлах.
Отдельно Путина радуют успехи строительной отрасли, которую курирует вице-премьер Марат Хуснулин. Ее отчеты глубоко позитивны: «Ожидается, что по итогам текущего года 3,7 миллиона российских семей улучшат свои жилищные условия, а объёмы ввода жилых домов вновь обновят рекорд. У нас хороший темп был: в 2021 году – 92,6 миллиона квадратных метров жилья, в 2022 году – 102,7 миллиона». Как эта радость может случиться на фоне постоянного роста ценника на жилье, изменения условий ипотеки из-за роста ключевой ставки ЦБ при непроданных 70% квартир в «человейниках» понять сложновато – что-то не сходится.
Заявление Владимира Путина о росте реальных доходов населения вызывает у людей просто шок. Оказывается, «если в прошлом году реальные располагаемые доходы снизились на 1%, то за первое полугодие текущего года они уже выросли на 4,7%, … хочу это тоже подчеркнуть, отметить: в реальном выражении, то есть с учётом инфляции. Конечно, это усреднённые данные, … тем не менее это показатель». Видимо, это неощутимое народом событие произошло по воле Росстата, применившего новую систему расчетов, исключившую необходимость многих обязательных крупных покупок. Как получается такая «средняя температура по больнице» в принципе понятно: существенный вклад в процессы роста реальных доходов сделали российские олигархи, продолжающие богатеть даже во время проведения СВО. Президент порадовал еще больше, по словам его суфлеров, «сопоставимыми темпами – на 4,2%– увеличилась и средняя заработная плата по экономике». Здесь комментарии вообще не требуются, каждый работающий человек чувствует эти «положительные изменения» на своей шкуре.
При этом президент как всегда обозначил «фундаментальный ориентир для всех без исключения шагов, которые мы выстраиваем в экономике и социальной сфере да и во всех других, – это сбережение народа, защита материнства и детства, рост продолжительности жизни». Оказывается, в прошлом году продолжительность жизни вернулась к «допандемийному» уровню и составила 73 года. Очень положительный показатель, только бы понять, как и кто его считает. Возможно, он идет от региональных властей, для которых это - критерий эффективности управления. В этом случае страховки от приписок нет никакой. Еще один важнейший репер - демографическая ситуация. Сейчас регионы её решают просто – привлекают мигрантов с чадами и домочадцами, которым в срочном порядке выдают российское гражданство. Их дети значительно повышают показатели рождаемости. Правда, делается это за счет россиян. С другой стороны Владимир Путин очень правильно расставляет теоретические акценты: «Нужно дополнительно поддержать семьи, будущих мам, наши традиционные ценности, поддержать, объединить силы государства, общества, религиозных конфессий и вместе добиться перелома ситуации».
Путин завершил свою вступительную речь мантрой, которую он впервые озвучил на ПМЭФ-2023: «Нам нужна проактивная политика экономики предложения, нацеленная на создание суверенной экономики, которая не только реагирует на рыночную конъюнктуру, на изменение спроса, а сама его формирует». Всё бы хорошо, если бы это была российская идея, ан нет – теорию изобрел в 70-х года прошлого века либерал Артур Лаффер. Ее суть в том, что резкое сокращение ставок налогообложения будет стимулировать эффективные инвестиции со стороны корпораций и обеспеченных частных лиц на благо всего общества. В российских условиях поверить в это невозможно, но радость олигархов и иже с ними будет безмерной. Мало того, экономика предложения полностью исключает протекционизм, без которого невозможна суверенность промышленного производства и контроль государства, столь необходимый в период СВО.
После выступления главы государства стало ясно одно: адекватности как не было не было, так и нет, и через полгода ему принесут очередной отчет Росстата наполненный красивыми цифрами. Путин снова похвалит правительство и ЦБ за отличную работу, вместо того чтобы отправить их в «Матросскую тишину», и Россия продолжит инерционное движение в сторону Нового дивного мира без оглядки на СВО. Не дай Бог, конечно.
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»