7 июня по традиции ковидного дистанса Президент Владимир Путин провёл совещание по экономическим вопросам. В нем приняли участие главные закопёрщики темы: предправтельства Михаил Мишустин, руководитель АП Антон Вайно, первый зампред правительства Андрей Белоусов, первый заместитель руководителя АП Сергей Кириенко, зампред правительства Марат Хуснуллин, помощник президента Максим Орешкин, министр экономического развития Максим Решетников, министр финансов Антон Силуанов и глава Банка России Эльвира Набиуллина. В этой компании не считая «третейского судьи» - самого Президента - соотношение либералы - конструктивисты было шесть к трём. Именно поэтому принятые на нем решения не очень то и важны, дело за реализацией. Так что основной вопрос, как будут восприняты посылы Президента, сказанные им в самом начале виртуального саммита.

Путин начал совещание с позадачного позиционирования: «Мы с вами продолжаем обмен информацией, мнениями о ситуации в экономике страны, продолжаем подготовку решений в этой сфере. И сегодня я предлагаю проанализировать тенденции в ключевых отраслях и в целом текущие макроэкономические показатели. Конечно, обсудим результаты принятых уже мер, а также возможные дополнительные решения для поддержки доходов граждан и для стимулирования деловой активности».

Вывод из постановки задач прост: никто ни в АП, готовящей документы для Президента, ни в правительстве не собираются даже думать о мобилизационной экономике в условиях нарастающего вала санкций в период по сути военного времени.

Рассказ Владимира Путина о динамике промпроизводства оказался с помощью референтов несколько странным, дословно: «Если в целом за первые четыре месяца текущего года промышленное производство в России прибавило 3,9 процента, то в апреле оно немного сократилось».  Первые четыре месяца это январь, февраль, март и апрель. Может под «сокращательной тенденцией» имелся все-таки май?

Но оказывается, в некоторых отраслях производство переживает  «заметный спад». Это  автомобильная промышленность и нефтепереработка, чёрная металлургия.

Если по первой все понято: одна радость - будущая сборка на АЗЛК после ухода Renault китайских москвичей, то вторая позиция вызывает удивление. Вроде бы в условиях нефтяного эмбарго на российскую нефть НПЗ внутри страны должны быть перегружены. Ан нет, наша нефть с диким дисконтом в районе 60% продолжат поступать на Запад, в Китай и в Юго-Восточную Азию разными путями: как микс с чужими сортами, на танкерах без транспондеров, с перезагрузкой в морях-океанах. И кажется очень сомнительным, что это происходит «за рубли». Нет, наши главнефтяники продолжают наживаться, сохраняя деньги от серых схем в как им кажется «недоступных» для Минфина США юрисдикциях. Они не понимают, что для Ehelon’а NSA / АНБ США нет реальных преград, своя Metà-вселенная электронной разведкой давно построена. С чёрной металлургией ситуация достаточно понятная: у нас исчез внутренний рынок сбыта металла для «производства средств производства», а именно станкостроительная промышленность. Именно ее Сталин смог сохранить в начале Великой Отечественной войны. За 30 лет «демократии» в России она уничтожена практически полностью.

Президент говорит: «Мы уже провели ряд отраслевых совещаний, как вы знаете, где вместе с представителями бизнеса и профильных ведомств обозначили приоритетные задачи и наши дальнейшие действия, договорились о конкретных мерах поддержки предприятий, компаний, трудовых коллективов в нынешних условиях». Именно загрузка российских НПЗ могла оказать самую большую поддержку как гражданам, так и экономике за счёт снижения цен на бензин и дизтопливо как минимум в два раза, однако от наших олигархов этого не дождёшься, пока не будет сменена экономическая парадигма с «обогащайтесь» на «всё для Родины, всё для Победы». Это требует полной перестановки акцентов в экономической политике, на которую действующая либеральная компания просто не способна.

Мало того, эта «шайка-лейка» не выполняет даже половинчатых решений, которые АП воплощает в Указы Президента. Не зря же он произнёс следующую фразу: «Я обращаю внимание коллег из Правительства: важно доводить эти решения до практической реализации».

Однако пока канва действий остаётся неизменной: «Обязательно продолжим проводить отраслевые совещания, чтобы держать в фокусе нашего внимания проблемы, с которыми сталкиваются отечественные производители, поставщики и подрядчики. И конечно, чтобы своевременно, адресно и эффективно отвечать на те вызовы, которые возникают». Судя по последним словам в этом посыле в приоритете остаётся реактивная стратагема: очень по-русски, пока петух не клюнет понятно «в куда».

В качестве маленьких экономических радостей называется сельское хозяйство и строительство. Оно- то все так, если бы не огромное число трудовых мигрантов, занятых именно в этих отраслях. А ведь по данным Росстата у нас ныне самый низкий уровень безработицы: всего 4% в апреле. Президент искренне рад этому: «В сегодняшних условиях это очень серьёзное достижение, однако прошу и дальше держать ситуацию под контролем, учитывая, что риски на рынке труда всё ещё, конечно, сохраняются». Все знают, и это не может не знать бывший директор ФСБ, что ведомство Максима Решетникова учитывает только официальных безработных. После повышения пенсионного возраста безработица среди несостоявшихся пенсионеров достигает 80-90%. Так что реальный показатель выше даже не в разы - на порядок. Особенно после массового закрытия в подзабытый период ковидобесия малых и средних предприятий.

Президент с подачи тех кто пишет ему справки искренне считает, что удалось взять под контроль инфляцию. Та, которая особенно важна гражданам, носит название «продовольственная».  «В годовом выражении на 27 мая она составила 17,4 процента, а сейчас находится на нулевой отметке, - считает за счёт новых методик расчёт Росстата наш Президент и добавляет, - Но мы-то с вами должны это иметь в виду: здесь есть и плюсы, есть и определённая, как в народе говорят, засада, поэтому нужно самым внимательным образом». Да, «засада» ведь Всероссийский командир не ходит в магазины, а те, кто это делают, видят, что цены в 2022 году на самые нужные продукты питания возросли не менее, чем на 100%.

Президент считает ситуацию на валютном рынке стабильной. Видимо его ориентирует на курсы, которые устанавливает ЦБ. Однако их разница с реальным обменными не радует. Доллар и евро потеряли инвестиционную привлекательность, на них просто ничего не купить производящим компаниям. Зато граждане имея право с сегодняшнего дна отправлять за границу до $150 000 в месяц, активно начинают ее скупать. Стабильность курсов ЦБ - псевдостабильность. Не зря Президент все-таки видит в этой сфере «определённые риски».

Либеральные авторы президентского спича не могли не включить туда идеологему общества потребления, в которой нас приучали жить в последние 30 лет:  «На предыдущих встречах уже говорил о том, насколько важно поддержать потребительский спрос, нарастить его динамику». Со слов Путина важное решения  «на этот счёт уже приняты, в том числе с 1 июня на 10% повышены пенсии и минимальный размер оплаты труда, а также прожиточный минимум, и, следовательно, многие социальные пособия и выплаты тоже повысились».  Специально для власти: на указанную дельту даже 1 (один) раз за продуктами не сходишь.

Отдельно Владимир Путин обратил внимание правительства и Банка России «на динамику кредитования бизнеса и выдачу ипотеки. Темпы здесь на текущий момент тоже сократились, и это несмотря на снижение ключевой ставки и запущенные программы государственной поддержки кредитования». Это был тоже посыл к участникам совещания. Но обсуждать-то нужно не динамику, а стратегию, например введение государственного кредитования предприятий из ключевых отраслей по нулевой ставке. Банки должны быть исключены из этой схемы. А ипотекой пусть занимается Виталий Мутко с Маратом Хуснуллиным, их отрасль сугубо мирная.

В заключении Президент обратил внимание собравшихся за мониторами, что уже «началась работа над федеральным бюджетом на ближайшую трёхлетку. Здесь важным, принципиальным вопросом является конструкция бюджетных правил, которые должны не только обеспечить стабильность государственных финансов, но и способствовать увеличению темпов роста российской экономики». Тут чувствуется рука, нет, руки Антона Силуанова и Максима Орешкина. Говорить им, что во время военной операции планировать бюджет на три года принципиально нельзя - абсолютно бесполезно. Как и задавать на этот период какие-угодно бюджетные правила. Ситуация санкций и антироссийских атак слишко динамична. Но правительство, по озвученной просьбе Президента предоставит предложения по новой конструкции бюджетных правил до конца июля.

Вряд ли всё это поможет многострадальной российской экономике, которая этой весной вполне могла пережить своё второе рождение. Не сбылось, и вряд ли сбудется до осени, на которую англо-саксы планируют почти библейские беды: неурожай, голод, холод, обезьянью оспу, осложнённую ковидом и, конечно, серию цветных революции.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»

08 Июня 2022 в 05:17
4381