По итогам Совбеза по теме внутренней стабильности от 4 августа было признано необходимым изучить пути и способы оптимизировать денежно-кредитную политику, чтобы стабилизировать курс рубля, а отнюдь не пресловутую инфляцию. Кто автор этой идеи, пока непонятно, однако движение в правильную сторону можно отфиксировать. На нем было обозначено, что «падение рубля грозит подорвать усилия власти с целью форсировать импортозамещение, организовать параллельный и прямой импорт, обеспечивая текущие потребности ОПК и промышленности». Как известно, за курс рубля отвечает конкретно Банк России, работающий по лекалам инструмента глобалистов Международного валютного фонда (МВФ).

На Совбезе отметили, что правительство оперативно приняло постановление, согласно которому расширены финансовые и организационные возможности импортеров в рамках программы льготного кредитования, на что было выделено в общей сложности около 32 млрд рублей. Однако этих средств оказалось недостаточно, чтобы компенсировать потери импортеров от искусственно вызванного ЦБ коллапса отечественной валюты.

Было предложено рассмотреть возможность нарастить внутреннее фондирование, увеличив дефицит бюджета до среднегодовых 8-10% при условии, что ресурсы не будут конвертировать через биржевые спекулятивные валютные операции с последующим выводом в офшоры, как это происходило, начиная раньше, а затем постоянно с 2014 года, а направлять исключительно в отрасли, прямо влияющие на насыщение потребительского рынка.

Отмечено, что опыт планово-рыночной экономики Китая и практика правительства РФ последних лет, ограниченная ресурсами и требованиями регулятора (читай ЦБ),  свидетельствуют, что при такой стратегии инфляция связывается ростом производства: так в КНР она составляет максимум 2,5% за год, а в РФ последнего времени - 3.5-4% сравнительно с 11-15% на протяжении 2010 годов без роста производства. Получается, что наш ЦБ препятствует росту производительных сил РФ.

Некоторые финансисты по просьбе властей подготовили СБ системные предложения по корректировке денежно-кредитной политики вне зависимости от требований МВФ, но всё равно с перспективой руководить их реализацией. Звучит просто смешно, видимо кто-то до сих пор считает себя российским демиургом.

 Среди предложенных мер:

  • ограничение без исключений и в точном соответствии с Указами президента РФ вывода валюты за рубеж;
  • обязательная продажа экспортерами 80 % валютной выручки, рассчитанной на основе мировых цен и жесткий контроль за трансфертным ценообразованием;
  • переход от биржевого определения курса рубля к расчетному, а также введение налога на биржевой оборот валютных торгов;
  • введение монополии внешней торговли на ряд сырьевых бюджетообразующих товаров; переход к клирингу-бартеру, минуя долларовые расчеты, в торговле со странами Азии и Африки и некоторые другие.

По мнению экспертов СБ, реализация этих мер стабилизирует рублевый курс в течение короткого времени на уровне 70-75 единиц за доллар. Но эти решения невозможны без изменения конституционного статуса Банка России. Без этого не помогут любые кадровые решения. В нынешней ситуации «кадры не решают ничего». Только вывод ЦБ РФ из подчинения МВФ может хоть как-то спасти ситуацию. А пока все хорошие слова, сказанные на Совбезе, по практике его зампреда Дмитрия Медведева, только волнуют воздушные потоки.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»

11 Августа 2023 в 11:36
30050