Японское агентство Nikkei привело слова министра экономики, торговли и промышленности Коити Хагиуды о том, что политика Японии в отношении нефтегазового проекта «Сахалин-1» останется неизменной, Япония продолжит участие в нем и сохранит свою долю. «Для Японии, которая зависит от Ближнего Востока примерно на 90% импорта сырой нефти, это ценный источник закупок за пределами Ближнего Востока», — сказал он.

5 августа Владимир Путин подписал Указ «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» в котором запретил сделки с долями и акциями в стратегических компаниях России для держателей из числа «недружественных государств» до 31 декабря 2022 года. В их число входит и Япония.

В проекте «Сахалин-1» участвуют американская ExxonMobil (30%, она же была до последнего времени оператором проекта), японская SODECO (30%), индийская ONGC (20%) и «Роснефть» (20%). Американская компания еще в марте объявила о своем выходе из «Сахалина-1» из-за СВО на Украине. Тогда же компания сообщила об отзыве всех американских сотрудников, занятых в нефтегазовых проектах в РФ. После этого на острове стало реально не хватать квалифицированных инженерных кадров. С 26 апреля ExxonMobil в одностороннем порядке без согласования с другими участниками «Сахалина-1» начала поэтапную остановку добычи. 6 мая был отгружен последний танкер с нефтью с терминала «Де Кастри». С 15 мая производственная деятельность на проекте была практически остановлена.

Стоит отметить, что указ президента России появился в тот момент, когда стало известно, что ExxonMobil ведет переговоры о передаче проекта «Сахалин-1» другой стороне, имя которой не раскрывалось. «Корпорация соблюдает все установленные законы и санкции и в настоящее время занимается передачей проекта „Сахалин-1“ другой стороне», — говорится в финансовом отчете компании, опубликованном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). После этого компания уже не будет учитывать в своих доказанных запасах 150 млн баррелей нефтяного эквивалента из «Сахалина-1». Это менее 1% от общего объема доказанных запасов ExxonMobil, которые на конец 2021 года оценивались в 18,5 млрд баррелей нефтяного эквивалента по состоянию. Но так как сделка завершена не была, теперь ExxonMobil будет вынуждена остаться в проекте. Однако функции его оператора она выполнять не будет. Это нужное дело, скорее всего, поручат «Роснефти» Игоря Сечина. А дефицит инженерных и квалифицированных кадров действительно могут закрыть за счет японской SODECO. Только в этом случае столь милый Токио нефтяной поток с Сахалина снова пойдет к нашим соседям.

Естественно США не устраивает такой вариант будущего и теперь администрация Байдена серьезно думает, как помешать японским партнерам.

РИА Катюша

08 Августа 2022 в 06:59
5012