Вчера председатель Правительства в течение часа отвечал на вопросы телеведущих Петра Толстого («Первый канал»), британского резидента Сергея Брилёва («Россия 1»), Ирады Зейналовой (НТВ), Ильи Доронова (РБК) и Ириты Мининой («Томское время»). По традиции РИА «Катюша» следит и разбирает выступления первых лиц государства, к которым Дмитрий Анатольевич, вопреки ожиданиям патриотов и здравому смыслу, до сих пор относится. Посмотреть доклад премьера можно здесь:



Те, у кого смотреть видео нет возможности и желания, могут изучить текстовую версию рассказа Медведева. В этот раз, исключительно для понимания эволюции правительства и дабы отметить достигнутое, мы сравнили нынешнее выступление с прошлогодним, которое размещено на том же самом официальном сайте.

Получилось довольно интересно. Начал Дмитрий Анатольевич с рассказа о наших достижениях в экономике. «Темпы роста за 10 месяцев этого года составляют приблизительно 1,7%. Мы на эту цифру и рассчитывали. Да, она невелика, тем не менее рост продолжается, и этот рост плюс-минус соответствует тому, что есть, например, в европейских странах… Мы исходим из того, что в этом году темпы роста будут такие, как я сказал, но к 2020 году мы будем стремиться выйти на более высокие темпы роста, как это и предусмотрено, — порядка 2%, а в 2021 году — 3%. Потому что нам нужно стремиться к темпам роста на уровне общемировых. Хотя надо признать, что из-за этой большой торговой войны, которая развернулась в мире, темпы мирового роста тоже упали. Но об этом мы поговорим после, если у вас к этому будет интерес…», — рассказал Медведев. Хваля себя и Силуанова, премьер рассказал про профицитный бюджет, благодаря которому деньги есть, низких в пределах 4% темпах инфляции и наращивании валютных резервов на сумму свыше 460 млрд долларов. «Поэтому экономические итоги года при всех трудностях, издержках (понятно, что мы тоже многим недовольны) в целом я могу оценить как вполне позитивные», — сказал он, добавив: «Сейчас у нас в целом сильная экономика быстроразвивающейся страны, поэтому мы должны делать упор на своих источниках развития».

Год назад Медведев говорил то же самое: «В этом году ситуация другая. Сейчас, конечно, тоже прогнозов очень много, тем не менее все аналитики — и наши, и иностранные — сходятся, что по итогам текущего года мы получим приблизительно 2% прироста валового внутреннего продукта. Это не огромная цифра, но это всё-таки уже цифра, которая соответствует среднемировым темпам роста в развитых странах», — говорил в 2017 Медведев. Еще тогда ему возражали ведущие: «Это отрадно, но вопрос о качестве роста всё равно стоит. Вы назвали цифру 2%, я сошлюсь на скорректированный прогноз Центрального банка по итогам года — темпы роста 1,8%. Так или иначе, это мало, это, по сути, прогноз на стагнацию», — прокомментировал один из них.

Т.е. там где в прошлом году 2% называлось стагнацией, в этом 1,7% превратились чуть ли не в прорыв. Понятное дело, что, говоря про общемировые ВВП, Дмитрий Анатольевич применяет способ «средней температуры по больницы», сравнивая забуксовавшую от достижения верхней планки Германию, сытую Европу, Анголу и нас. А давайте, как советовал президент, отойдем от среднего и посмотрим, как дела идут у наших главных партнеров по БРИКС (источник — Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики, подготовленный аналитическим центром при правительстве РФ. ). Согласно данным этого центра, за 2000-2017 годы экономики Китая и Индии выросли в 4,5 и 3,3 раза в реальном выражении соответственно. В тоже время в целом за 2000-2017 годы России удалось увеличить ВВП почти в 1,8 раза. Схожая динамика наблюдалась в экономике Бразилии, которая ориентирована на экспорт продукции добывающей промышленности и аграрного сектора. Обе страны оставались в зоне отрицательных приростов в 2015-2016 годах. Мировой кризис негативно сказался и на экономике ЮАР: в 2000-2007 годах ВВП страны рос в среднем на 4,3% в год, но после мирового финансового кризиса средние темпы прироста замедлились до 1,9%, что во многом связано со снижением экспортных цен на уголь. Помните, в 2012 году наверху любили говорить, как догнать скорость ВВП Китая? Какой Китай! ЮАР — наш горизонт. И это Дмитрий Анатольевич ставит себе в заслугу.

Само собой, поговорил Дмитрий Анатольевич и о самой острой реформе в этом году — пенсионной. «Что я могу сказать? Очевидно, что это было очень трудное решение. Скажем прямо, это было самым трудным решением власти за последние десятилетия. Самым трудным. Изначально все понимали, кто был причастен к подготовке, выработке решения, что такого рода решения не добавляют власти популярности. Но, с другой стороны, это выстраданное решение… Очевидно, что и это решение рассчитано на длительную перспективу. Мы очень довольны тем, что продолжительность жизни у нас в стране, как и во всём мире, растёт, и это главный синтетический показатель развития нашего государства. Тем не менее такие решения приняты — в компромиссном, как Вы справедливо сказали, или, на мой взгляд, улучшенном варианте. Вариант, который был подготовлен Правительством, был достаточно простым и во многом, конечно, вызвал очень жёсткую дискуссию», — рассказал Медведев журналистам в этом году. Но если этот вопрос был таким трудным и так серьезно прорабатывался, то в прошлом году премьер, наверное, о нем говорил — начинал общественное обсуждение, обосновывал его введение?

И да, Дмитрий Анатольевич поминал в 2017 году пенсионеров. «Хочу официально сказать и от имени Правительства, и от имени Пенсионного фонда: в этом смысле всё в порядке в Пенсионном фонде, деньги на выплату пенсий в полном объёме есть, и никаких проблем не будет вообще. Никаких проблем не будет. Другое дело, что нам нужно думать, каким образом оптимизировать сами эти денежные накопления, как ими управлять, каким образом позиционировать государство в этой системе, взаимоотношения между федеральным бюджетом и Пенсионным фондом. Это всё задачи ближайших лет, но они никак не связаны с выплатами, где всё абсолютно в порядке... Деньги есть, всё будет выплачиваться», — сказал он год назад. Вот так, дорогие россияне, ровно год назад Медведев лично и официально и от имени Правительства, и от имени Пенсионного фонда заявлял, что никаких проблем не будет, а через полгода после этого, когда МВФ дал соответствующую команду, вице-премьер Силуанов начал двигать проект пенсионной реформы. Что же до Медведева, то хотелось бы разобраться, когда он врал — 30 ноября 2017 года или в июне 2018-го?

Другим острым вопросом премьеру стало повышение налогов для населения. Медведев обосновал его необходимостью вложения в развитие экономики 8 трлн рублей. Мол, не было иного выхода. «Огромные деньги на развитие страны найдены. Здесь пришлось приложить определённые старания, для того чтобы понять, что для нашей страны в настоящий момент является наименее безболезненным с точки зрения аккумулирования дополнительных источников роста, дополнительных доходов. В конечном счёте, вы знаете, мы остановились на том, что нам пришлось увеличить налог на добавленную стоимость на 2%, некоторым образом скорректировать акцизную политику и решить некоторые другие задачи… Ещё раз упомяну, что было сделано. Мы взвешивали разные варианты получения этих денежных средств — 8 трлн, а по максимуму — я вам даже другую цифру называл. Мы приняли решение — увеличение НДС. НДС у нас за последние годы менялся. Напомню, что вначале НДС в нашей стране был 28%, потом 20%, с 1994 по 2004 год, потом он стал 18%, и сейчас мы снова увеличили его до 20%. Почему мы приняли такое решение? Именно потому, что при всех издержках увеличение налогов — это наименее болезненная ситуация для людей. Ко мне приходили и говорили: давайте введём налог с продаж — от 3 до 5%. Мы посчитали: это ударит по людям, потому что спровоцирует инфляцию, причём довольно существенно. Это плохо. Это нивелирует все наши достижения последней поры. Те цифры, которые я называл, и реальные доходы населения просто уменьшатся. Не пошли на это. Другой был проект. Говорят: давайте не будем трогать НДС — пусть останется 18%, но уберём льготы по лекарствам, по продовольствию (10%). Нельзя это делать — пострадают беднейшие люди, беднейшие слои населения, самые незащищённые, самые нуждающиеся. Отказались от этого варианта. И так перебрали всё, что было возможно, и остановились на НДС», — рассказал Медведев вчера журналистам. А точно ли все перебрали? Правда ли больше вариантов не было, кроме как из населения их тянуть? Про раскулачивание олигархов не подумали? Или хотя бы про сокращение заведомо распильных проектов вроде «цифровой экономики», которая одна съедает больше, чем весь дефицит Пенсионного фонда? Однако давайте прочитаем, что говорил премьер год назад.

«Мы пообещали, что в течение текущего периода не будет меняться основа налоговой системы. И мы это выполнили, что бы ни говорили, как бы ни упрекали нас в том, что мы какие-то квазиналоговые платежи вводим и так далее. Понятно, налоговая система сложная, но в целом основа налоговой системы, налоговые ставки все сохранились. Назовите мне страну, где было бы так же, как у нас, где на протяжении четырёх-пяти лет вообще не менялись налоговые ставки. Таких стран практически нет. Поэтому здесь мы всё сделали. По поводу НДФЛ. Никаких решений в настоящий момент об изменении НДФЛ нет. Возможны ли изменения в будущем? Вечных налогов не бывает. Я могу лишь сказать только то, что плоская шкала НДФЛ оказалась очень удачной для нашей страны. Она себя оправдала — мы вытащили из тени огромное количество доходов, налоги не боятся платить не только люди с низкими доходами, но и очень богатые люди. Рост собираемости вырос, мы собираем до 3 трлн налога на доходы физических лиц в год — это огромная сумма… Например, про 13%, но у нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили. Наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налог не платят. Вычтут из налогооблагаемой базы, совершенно справедливо. С другой стороны, часть людей, наверное, способна платить и несколько больший налог. Всё это надо взвесить и принять окончательное решение. И чтобы на позитиве закончить, я считаю, что простая для исчисления, понятная шкала налога на доходы физических лиц себя оправдала. А там посмотрим», — сообщил в 2017-ом премьер.

Вот так говорят премьеры перед выборами... Даже внедрения прогрессивного налога не исключал ДАМ в 2017 году. Более того, добавил, что они и так собирали по 3 трлн налога на доходы физических лиц в год, что больше чем треть от необходимым средств на прорыв. Но, как сказал Медведев, они там посмотрели и решили, что все это от лукавого, еще не хватало олигархов по миру пускать, и вычеркнули данный вариант настолько, что сегодня Медведев его даже не упоминает. Или налог на богатых вообще не рассматривался изначально, а в прошлом году Дмитрий Анатольевич на выборы играл? Третьим по важности мы рассмотрим разговор о резком повышении благосостояния зажравшихся россиян, которые не понимают всей огромной важности выплаты налогов и требуют справедливости. По словам Дмитрия Анатольевича, благосостояние их выросло и существенно. Правда, невидимо.

«О чём говорят мои коллеги-министры? Есть всё-таки достаточно строгая статистика на сей счёт. У нас долгое время из-за кризиса, из-за всякого рода ограничений, проблем доходы падали. В последние два года они перешли к росту. Это действительно объективные экономические цифры. Реальные располагаемые доходы населения, есть такой показатель, в этом году вырастут на 1,6% (при инфляции в 3,9%, — прим.ред). А если говорить о росте реальных заработных плат, то это 7,6%. Понятно, что хочется больше, и иногда эти 7% — небольшая сумма, я всё прекрасно понимаю. Мы все, что называется, по земле ходим, понимаем, что одно дело — 7% на большие деньги, а другое дело — 7% на относительно скромную зарплату. Но рост есть, и это очень важно для экономики в целом и для конкретного человека в частности. Это означает, что мы переломили тренд на падение доходов. Это было самое страшное, самое опасное для страны, самое социально раскачивающее обстоятельство, самое нестабильное обстоятельство. Поэтому, я считаю, в этом смысле министры говорят конкретные вещи. Но этим не надо, что называется, упиваться. Наоборот, нужно сделать всё, чтобы этот рост был выше. Для того чтобы достигнуть планки — понижения этих цифр по бедности вдвое, нужно реализовать целый план. В настоящий момент этот план моими коллегами готовится. Я буквально вчера на эту тему разговаривал, в этом плане масса позиций: это и поддержка нуждающихся, и, естественно, продолжение курса на увеличение зарплаты отдельным категориям, что мы делали в предыдущий период», — поведал Дмитрий Анатольевич.

Интересный подход. Если вкратце, то зарплата и благосостояние растут рекордными темпами, но видны они только у богатых.

Впрочем, возвращаемся на год назад.

«Что немаловажно, в этом году мы можем констатировать, что происходит рост реальных доходов населения, рост реальной зарплаты. Она, по итогам года, по всей вероятности, прирастёт приблизительно на 3%. Если говорить о номинальном росте, то это 7%. Это, может быть, тоже не самый выдающийся результат, тем не менее это важное изменение тренда. Это означает, что мы вошли в ситуацию, когда доходы уже не падают, а растут. И это очень важно, исключительно важно для всех граждан нашей страны… По оценкам Аналитического центра при Правительстве, сейчас в России порядка 12 миллионов работающих бедных, за чертой бедности живут более 20 миллионов человек. И есть мнение, что снизить этот показатель удастся лет через пять-семь. Очень важно, чтобы мы за счёт консолидированных усилий предпринимали реальные шаги, направленные на борьбу с бедностью, с низкими доходами людей. У нас действительно за последние несколько лет ввиду экономических проблем количество таких людей выросло. Оно всё равно существенно меньше, чем то, с чего мы начинали в начале текущего столетия, лет 10–15 назад. Тогда количество людей, которые имели доходы ниже положенного уровня, измерялось цифрой 30 миллионов человек. Но всё равно это большая, очень большая цифра. Это первое, что я хочу сказать. В чём проблема нашей социальной системы? Система в этом смысле не вполне справедлива, потому что она размазывает всё практически тонким слоем. И людям, у которых неплохие доходы, какие-то пособия положены, и людям, у которых доходы совсем низкие, — те же самые пособия. Поэтому идея адресности исключительно важна. Только её нужно довести до логического завершения, то есть взять на учёт любого человека, который нуждается в поддержке. Какие это группы людей? Понятно, какие группы. Это пенсионеры, люди с ограничениями по здоровью, то есть инвалиды, и, как правило, люди, у которых большая семья, в том числе многодетные семьи. Именно по этим категориям и принимаются решения», — заявил год назад премьер.

Конечно, сокращение бедных на 10 млн человек — это достижение, правда, оно случилось в тучные годы тысячных, когда Медведев еще не был ни премьером, ни президентом, но ведь случилось. Что тут интересно, так это то, что Медведев фиксировал ровно такой же, даже больший рост доходов и зарплат, а их люди не увидели. Притом среди бедных слоев он упоминал пенсионеров, которые в этом году явно разбогатели и исчезли из перечня тех, кому нужна помощь. А в остальном с ним трудно не согласиться: «Система в этом смысле не вполне справедлива, потому что она размазывает всё практически тонким слоем. И людям, у которых неплохие доходы, какие-то пособия положены, и людям, у которых доходы совсем низкие, — те же самые пособия». Особенно она несправедлива, когда чиновники и депутаты выписывают себе по 25 окладов, поднимая среднюю зарплату по городу, а на Воронежском механическом заводе, где собирают двигатели для космических кораблей, ищут контролера станочных и слесарных работ на зарплату от 13 000 до 21 000 руб. до вычета уже упомянутого НДФЛ. Но куда там сравнивать ответственность контролера на ракетном заводе и депутата города Екатеринбург, который не о детальках, а о народе думает!

Было в этом интервью и много других крайне интересных моментов. Так, Медведев неожиданно для себя сказал, что опираться надо на собственные средства (чикагскому мальчику положено верить в иностранные инвестиции). Но при этом так и не ответил на вопрос о защите данных, переведя тему на важность цифровых технологий, хотя год назад сам же говорил, что защититься от хакеров невозможно. Чуть ли не слово в слово он повторил прошлогоднюю мантру о цифровизации врачей, дабы снизить бумажную нагрузку, но в итоге сам же признал, что за год врачи только чаще стали сбегать в частные клиники от этого дурдома. Отметил Медведев и важность семьи со школой в том, чтобы закрыть дыру в воспитании детей и не допустить новых расстрелов в учебных заведениях, но после десятков примеров и Керченской бойни единственным решением видит то, что «надо, наверное, проводить какие-то мероприятия», то есть признав провал воспитательной части государства в молодежной политике. Отдельно стоит отметить его заявление про провокации чиновников в регионах со словами «надо включать мозги». Напомним, это сказал человек, прославившийся фразой «Денег нет, но вы держитесь, и хорошего вам настроения». Рассказал он об озабоченности продолжающимся 20 лет вывозом леса кругляка за границу и том, что спустя эти годы у правительства даже есть на эту тему план, и они его думают. И так далее, и тому подобное.

В целом, говорил он неплохо, а значит, на следующий год нам будет что отрерайтить и снова рассказать, как россияне разбогатели, но не заметили, и почему жизнь несправедлива. Если к этому времени страна, конечно, не развалится с такими правителями.

РИА Катюша

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
07 Декабря 2018 в 01:45
5071