Будущий председатель Банка России родилась в 1963 году в Уфе в простой семье. Отец был водителем, мама — аппаратчицей на приборостроительном заводе. Кстати, несмотря на место проживания, ее семья была полностью татарской. Может быть, поэтому, хотя Эльвира и окончила школу № 31 на одни пятерки, ей не дали золотую медаль. Эта несправедливость могла, по мнению психологов, серьезно повлиять на ее отношение к действительности и предопределить судьбу. Ее становление в специальности состоялось на экономфаке МГУ, который она также с отличием окончила в 1986 году. Во время учебы Набиуллина была активной комсомолкой, одной из первых на курсе в 1985 году вступила в КПСС и, как говорят однокурсники, свято верила коммунистические идеалы. Поступление в аспирантуру на кафедру истории народного хозяйства и экономических учений для ее будущего оказалось точкой сингулярности. Там она встретила молодого преподавателя Ярослава Кузьминова и в 1988 году родила от него сына Василия. Так образовался первый, еще советский, тандем.
Через некоторое время после окончания аспирантуры, которая не завершилась защитой кандидатской диссертации, в 1991 году Эльвира Набиуллина нашла себе работу в РСПП Аркадия Вольского. Тогда это место имело ключевое значение для урегулирования противоречий новорусских бизнесменов вне зависимости от их «масти». Вольский организовал своеобразный третейский суд, который имел огромное влияние в администрации президента Бориса Ельцина и СБП Александра Коржакова, а также правительстве Егора Гайдара, не считая криминальных кругов и «старых» воров в законе. И если по «силовой» линии Эльвиру Сахипзадовну не воспринимали, так как подготовленные ей документы содержали массу грамматических ошибок, то в среде младореформаторов она была достаточно популярна и востребована. Через нее можно было напрямую обратиться к Вольскому, чем, к примеру, пользовался советник Чубайса Андрес Ослунд, впоследствии высланный из России как установленный разведчик ЦРУ. Именно знакомство с окружением Чубайса и Коха значительно повлияло на изменение взглядов бывшего активного коммуниста в сторону либеральных ценностей. Тогда же Набиуллина познакомилась с Евгением Ясиным, который возглавил экспертный институт РСПП, и перешла к нему на работу старшим научным консультантом. Как рассказывают, именно она состыковала теоретика Ясина со своим практичным мужем Кузьминовым. Тот как раз не мог как следует трудоустроится и предложил Ясину создать по западным образцам институт «нового типа» и магистерского уровня. Контакты Вольского в правительстве помогли «пробить» эту задумку, и в 1992 году Кузьминов постановлением правительства был назначен директором-организатором ВШЭ. Первый курс в Вышку был набран уже в следующем году.
Идея реформы образования по западному образцу захватила Кузьминова, и уже с 1994 года он начал подбирать команду реформаторов и проталкивать через свои возможности в правительстве РФ необходимость перехода на Болонскую систему. В этом ему активно помогал Евгений Ясин, с того же года возглавлявший аналитический центр при Президенте РФ. К приходу путинской команды Ясин уже был министром экономики. Именно у него начальником департамента экономических реформ работала тогда Эльвира Набиуллина, быстро выросшая до заместителя министра. Когда друг будущего президента Герман Греф в 1998 году стал первым заместителем Минимущества РФ, Ясин был министром без портфеля, курирующим экономические вопросы, внутреннее и внешнее инвестирование. Их интересы не могли не пересечься. Но, что особо важно для понимания ситуации, Ясин тогда делегирует Грефу ушедшую на вольные хлеба в «Промторгбанк» Набиуллину на должность вице-президента Центра стратегических разработок ВШЭ, созданного им и Кузьминовым в 1999 году. Как раз в это время, оставаясь на госслужбе, Евгений Ясин становится научным руководителем ВШЭ и директором ее Экспертного института. Это позволяет сделать контору Ярослава Кузьминова главным коллективным советником Владимира Путина после его прихода к полноценной власти в 2000 году. Канал поступления к президенту информации от ВШЭ организован его давним приятелем и председателем ЦСР Германом Грефом. Насколько эти отношения монетизировались в стиле либеральных экономистов, знают только их боги. По указанию правительства Центр занялся разработкой стратегии развития РФ до 2010 года, включавшей и планы реформирования образования.
Поэтому созданный расклад наконец-то позволил ректору ВШЭ реализовать свою давнюю мечту о введении Болонской системы, объявленой «модной панацеей», и министру образования было приказано действовать строго в траектории Вышки. Реформы образования готовились тихо, к этому не подпускали ни профессиональное сообщество, ни даже Минобраз. Однако, чтобы заставить общество принять перемены, требовался более мощный механизм. Как писал об этом периоде главный инноватор Адамский, «только когда начались организованные попытки системного реформирования отрасли в 1997 году и в образование стали поступать серьезные деньги, стало очевидно, что без влиятельного института продвижения политических решений относительно образования не обойтись». Эти «серьезные деньги» как раз и шли через связку Греф — Кузьминов — Ясин.
В свою очередь «влиятельным институтом» в 2001 году стал Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО), признанный ЦСР «авторитетной дискуссионной площадкой». Он привлек либеральный круг пассионарных и неустроенных представителей образовательных и профессиональных сообществ, а также политиков разных взглядов, в том числе Хакамаду, Явлинского, Кокошина. Функцией РОСРО стало определение приоритетов реформы и выбивание на них дополнительных средств из бюджета, в силу чего деятельность совета приобрела ярко выраженный лоббистский характер. Основную роль в прикрытии этого процесса «наукой» играла ВШЭ. Так, в состав участников правления РОСРО входили ректор ВШЭ Кузьминов, директор Института развития образования ВШЭ Абанкина, директор одного из центров Института развития образования ВШЭ Абанкина, председатель Московской Хельсинской группы Алексеева, профессор ВШЭ Архангельский, друг Ясина и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Венедиктов, ректор Московской школы управления «Сколково» Волков, руководитель департамента образования Москвы экспериментатор Калина, директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Каспржак, директор одного из центров Института образования ВШЭ Князев и другие не менее одиозные, но слабо известные фигуры.
Под этим мощным информационно-идеологическим прикрытием в 2001 году правительством РФ была утверждена составленная ВШЭ и ЦСР программа «Модернизация российского образования на период до 2010 года». К этому времени ставший в 2000 году министром экономического развития Греф пригласил своего заместителя по ЦСР Набиуллину на должность своего первого заместителя. Именно они теперь занимались, кроме прочего, образовательными деньгами. Программа реформ предусматривала разработку новых стандартов общего среднего образования, утверждение новых статусов образовательных учреждений, начиная с 2001 года введение ЕГЭ, стратификацию учреждений высшего образования. В том же году был принят закон «О реструктуризации малокомплектных школ», в соответствии с которым ежегодно стало закрываться более 700 школ, так что к 2011 году было уничтожено более 14 тыс. сельских школ, что наравне с другими факторами привело к вымиранию сел. Но дальше речь снова пошла про деньги, которыми собиралась распоряжаться «могучая кучка» прикладных экономистов Греф-Набиуллина-Кузьминов-Ясин.
В июле 2002 года вступило в силу соглашение № 4605-RU о займе между РФ и МБРР для финансирования проекта «Реформа системы образования» на сумму $50 млн со сроками реализации в 2002-2006 годах. Поэтому в 2003 году Россия радостно присоединилась к Болонской системе, и началась перестройка вузов в соответствии с требованиями «услужливой» коммерциализации. Базовые принципы Болонского процесса требовали перехода на новые образовательные стандарты с ориентацией на компетенции (skills) и с обязательным подключением к их разработке профессиональных объединений работодателей — корпораций. Именно они по теории инклюзивного капитализма главы ВЭФ в Давосе Клауса Шваба будут управлять миром в недалеком 2030 году, придя к власти через пандемии, войны, голод и холод «углеродной экономики».
Кстати, тяга «троечника» Грефа к образовательной тематике не исчезла с окончанием транша МБРР. Но к настоящему моменту он сам спонсирует себя от «государственного» Сбербанка. Правда, для него нынче наступили нелегкие времена — специальная операция МО РФ на Украине и западные гиперсанкции привели к падению акций «Сбера» на 70-80 процентов. Можно легко представить, кто сейчас первый в очереди на их скупку. Но это просто лирическое отступление.
С уходом в отставку правительства Михаила Касьянова и Греф, и Набиуллина покидают свои должности. Через некоторое время друг Путина Герман Оскарович возвращается в кабинет министров к Михаилу Фрадкову, а Эльвира Сахипзадовна наследует пост главы ЦСР ВШЭ. Потом следует еще одна «рокировочка» членов организованной экономической группы: в 2007 году Греф уходит на Сбербанк, а Набиуллина занимает его министерский пост, ведь понятно, что экономический блок правительства нельзя отдавать в чужие руки. Карьера министра продолжалась 5 лет, однако за это времени было освоено множество т.н. «компетенций». Министр экономического развития стала в 2007–2012 годах членом набсовета Ростехнологий; в 2008–2011 годах — членом совета директоров Газпрома; в 2008 году входила в совет директоров РАО ЕЭС; в 2008–2012 годах была председателем попечительского совета фонда ГМИИ им.Пушкина, членом попечительского совета Фонда «Сколково»; с 2011 года стала членом наблюдательного совета АСИ.
Но одной из самых важных должностей, давших Набуиллиной дополнительные международные связи, стало членство в правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (читай: в глобальную экономику) с 2010 года. Как утверждают эксперты, именно этот момент помог министру экономического развития установить связи с международными финансовыми организациями и, прежде всего, Всемирным Банком. Поэтому логично выглядит и назначение в 2012 году в «группу видных деятелей высокого уровня» инициативы ООН по разработке повестки дня в области развития на период после 2015 года — Post-2015 Development Agenda. Такой уважаемый в мире чиновник должен был оказаться в непосредственной близости от президента России, и Эльвира Набиуллина была назначена в 2012 году помощником Владимира Путина по экономике сразу после рокировочки российского тандема и отставки правительства. На экономику у Дмитрия Медведева оказались свои планы.
Герман Греф провел серьезную работу по проталкиванию кандидатуры Набиуллиной на должность предправления Банка России вместо Сергея Игнатьева. И практически через год, в марте 2013 года, Путин представил Эльвиру Сахипзадовну Госдуме как кандидата на этот пост. Вступление в должность прошло 24 июня. Наблюдатели подчеркивают странное совпадение: в том же 2013 году 31 июля Греф вошел в международный совет американского банка JP Morgan Chase. Таким образом, сформировался глобальный финансовый треугольник: глава Банка России — президент и предправления Сбербанка — представитель ФРС США банк JP Morgan Chase. А в России по должности Набиуллина заняла пост заместитель председателя Национального финансового совета. Сейчас председатель НФС — министр финансов Антон Силуанов. Эта система обеспечивала глобальное финансовое взаимодействие и, в частности, работу Банка России по документам Всемирного Банка вплоть до последнего времени. Часом пик стало 28 февраля.
На экстренное утреннее заседание Совета директоров ЦБ и последующее президентское совещание по противодействию финансового рынка санкционным режимам Эльвира Набиуллина, вопреки собственной традиции, пришла без брошки. Раньше она транслировала ими окружающим собственное ощущение действительности, но тут явно лишилась нравственно-пространственных ориентиров. Еще бы, решение поднять учетную ставку ЦБ до 20% было настолько прозрачно антироссийским, что пробы на нем было действительно некуда ставить. Даже на первый взгляд результаты такого резкого повышения ставки на среднесрочную перспективу — середину весны этого года — к потенциальному завершению специальной военной операции на Украине, кроме роста инфляции минимум в два раза, просматриваются достаточно явно:
• формируется огромная протестная база среди простых россиян, попавших в глубочайшую долговую яму.
• разоряется малый и средний бизнес, его участники пополняют «окопы» противников власти;
• создается искусственный дефицит китайских товаров народного потребления и продовольствия;
• в магазинах начинается паническая скупка продуктов питания;
• срывается посевная, начинаются «голодные игры» по Клаусу Швабу.
Ее слова, сказанные после экстренного заседания в ЦБ: «Внешние условия для российской экономики кардинально изменились. Повышение ключевой ставки позволит обеспечить увеличение депозитных ставок до уровней, необходимых, чтобы компенсировать возросшие девальвационные и инфляционные риски. Это позволит поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценения. Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке, исходя из оценки рисков со стороны внешних и внутренних условий и реакции на них финансовых рынков и с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте», — пустое колыхание воздуха и не оправдывают это решение. Риторические вопросы к Мишустину и Путину, почему ее не предупредили «про Украину» до 24 февраля, не значат ничего: по своей линии коммуникаций с американцами она давно была об этом предупреждена. Как говорят знающие информационные агентства, в ходе совещания она подала письменное заявление об отставке председателю правительства и устно информировала об этом президента. Ее снова спасла поддержка Германа Грефа, присутствовавшего на совещании в качестве председателя крупнейшего банка.
Отказ Михаила Мишустина принять отставку главы ЦБ тоже объясним — сейчас он стреляет по двум «зайцам»: перекладывает ответственность за социально-политический кризис на практически сознавшегося «стрелочника» и поднимает свои шансы в борьбе с глобалистами, вынуждающими его правительство идти в колее ООН. Операция на Украине открывает перед правительством и президентом такую возможность. Кстати, Мишустин вроде как намекнул Набиуллиной, что ей лучше остаться еще и потому, что в МВФ ее теперь точно не возьмут. Такой расклад подтверждает экспресс-анализ последствий для экономики и социальной сферы введения ключевой ставки в 20% в краткосрочной и долгосрочной перспективе, проведенный экспертами Совбеза в координации с Аналитическим центром правительства, который теперь не имеет никакого отношения к ВШЭ. Не зря ректора Вышки Кузьминова Михаил Мишустин сняли с должности 2 июля 2021 года.
Вот только несколько позиций этого доклада:
• Кумулятивный эффект, а также необходимость формировать банковские резервы и учитывать риски обусловили реальный рост процентных ставок по кредитам для физических и юридических лиц до 36%-40% годовых, о чем свидетельствуют актуальные предложения банков.
• На временном горизонте в полгода-год новая ставка приведет к падению производства или банкротству примерно 40% предприятий реального сектора экономики, в первую очередь — высокотехнологичных производств, замкнутых на финализацию структурной или отраслевой кооперации и логистических цепочек.
• Ключевая ставка сократит объемы оборотных средств, что станет причиной сбоя или прекращения платежей по всем технологическим связям. Обслуживать кредиты по ставке в 35-40% возможно, лишь имея рентабельность в 60% и выше, таких предприятий в реальном секторе экономики, включая сырьевые отрасли, нет.
• В перспективе 3-5 лет уровень инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП упадет с 27% (при оптимальных 30-35%) до 15-20%, что сделает невозможным технологическое обновление и поддержку в рабочем состоянии основных фондов базовых отраслей промышленности.
• Кредитование экономики под 36-40% не позволяет осуществить национальные проекты (28 трлн руб.) и все составляющие стратегической программы кардинального обновления экономики, разработанные правительством и одобренные Президентом.
• В условиях нехватки оборотных и инвестиционных ресурсов по доступным ставкам предприятия будут вынуждены сокращать производство товаров и услуг, расчетно падение составит до 40%.
Главный вывод состоит в том, что «резко подняв ключевую ставку, ЦБ отменил ограничения предельной стоимости кредита (указание ЦБ 6077-у), что открывает широкие возможности для банков и других кредитных учреждений наращивать прибыль за счет населения и реального сектора экономики». Это неизбежно приведет к социально-политическому кризису и волнениям в стране. В условиях специальной военной операции это недопустимо.
Похоже, что 28 февраля Эльвира Сахипзадовна Набиуллина действительно получила «отложенную черную метку». Кстати, она не попала ни в один из санкционных списков США и ЕС и вольна уехать поближе к собственности в Майями. Правда, она там теперь никому не нужна. Пешка, ставшая королевой, легко снимается с большой шахматной доски настоящими игроками.

Дмитрий Светин специально для РИА Катюша

Читайте наш сайт!!!

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
09 Марта 2022 в 09:41
4289