Глава ГК ВТБ Андрей Костин в своей колонке для РБК https://www.rbc.ru/opinions/economics/11/04/2023/6434286c9a79475768678434?from=newsfeed 11 апреля предложил три приоритета экономического развития России развития и где на них взять деньги. Цель - создать новую модель экономики. Панацеей объявлена «новая приватизация». Костин предложил скинуть в частные руки непрофильные активы госкорпораций, а также госдоли в отдельных сферах производства. Надо сказать, что глава ВТБ не первый на пути приватизации 2.0. Еще в сентябре 2021 года бывший глава Счетной палаты Алексей Кудрин призвал начать сокращать государственный сектор российской экономики. Где сейчас Кудрин - понятно. Он хотел перестройки элиты, введения в неё либералов-глобалистов на фоне ковидной истерии. Времена изменились. СВО требует сосредоточения усилий на ОПК. Избавление от непрофильных активов того же Ростеха может помочь ему сосредоточится на производстве боеприпасов и вооружений. Однако прямой связи тут нет.
В своей колонке глава ВТБ написал: «Противостояние — финансовое, экономическое, информационное, наконец, военное — ощутимо, масштабно и — будем откровенны — болезненно. Не надо строить иллюзий: ни завтра, ни через пять лет оно не закончится. Первый удар мы выдержали достойно. Хватит ли сил не только удержаться, но развернуть ситуацию вспять — вопрос пока открытый». Это постановка задачи. Понято, что Россию продолжат давить, создавая вокруг «кольцо враждебности». Прорывать его только с помощью Китая опасно, в Поднебесной защищают только свои интересы. Чтобы продержаться, нам необходима экономика полного типа. «Многие казавшиеся незыблемыми «рыночные» понятия и инструменты применительно к текущим российским реалиям утратили привычное содержание, требуют переосмысления и корректировки», - утверждает Костин и с этим нельзя не согласится.
Для решения этой основной задачи глава ВТБ расставляет приоритеты:
- Во-первых, оперативное строительство новых логистических коридоров и транспортной инфраструктуры, прежде всего железнодорожной и портовой, на Восток и Юг. Использование основных западных валют в санкционных целях также диктует необходимость скорейшего создания надежной системы финансовых расчетов и платежей в рубле и «дружественных» валютах, развитие двусторонних и многосторонних цифровых валютных платформ.
- Во-вторых, перезапуск целых отраслей промышленности на базе активного внедрения инновационных решений и импортозамещение высоких технологий.
- В-третьих, укрепление обороноспособности нашей страны за счет развития сферы ВПК и успешная интеграция новых регионов.
И все это — при безусловном выполнении социальных обязательств.
Понятно, что для реализации такого плана необходимы деньги. Госбанкир видит три схемы их получения:
- перезапуск приватизации;
- более смелое использование на цели развития финансовых резервов и государственного долга;
- перераспределение бюджетных средств.
«Цели развития» это как раз про ВТБ. «Перераспределение бюджета» - к Антону Силуанову и Минфину. А вот про приватизацию 2.0 это к Минэкономразвития.
Автор идеи исходит из старой либеральной мантры: «Передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность». Вспомним Алексея Кудрина: «Частные собственники эффективнее государственных». Однако стоит вспомнить и критиков кудринской идеи второй приватизации. Их позиция два года назад определялась тем, что власть в России равна собственности, наличие собственность означает власть. При этом в нашей стране административный ресурс совпадает с политическим, а политический — с финансово-промышленным. В этой завязке на фоне современного строительства мегахолдингов с метавселенными речи о «непрофильных активах» уже не идёт. Каждый их них - профильный и передача в други руки ослабит крупного политико-экономического игрока.
Андрей Кудрин проводит пример, который кажется ему показательным.
«Более 50 лет ориентированный на Европу нефтегазовый экспорт России практически полностью осуществлялся по трубопроводной системе. За последние 12 месяцев географией сбыта стал весь мир. В условиях цейтнота предстоит в разы нарастить мощности промышленного судостроения — построить сотни новых нефтеналивных танкеров, газовозов, судов для освоения шельфа, контейнеровозов, других специализированных гражданских судов. Способна ли находящаяся в федеральной собственности Объединенная судостроительная корпорация (контролирует 80% потенциала отрасли) оперативно и эффективно справиться с этими вызовами?! Мне представляется, что нет». На самом деле это тонкий намёк про Роснефть, которая на судостроительном заводе «Звезда» строит 26 судов для севморпути, а вчера, 24 апреля, отправила на ходовые испытания танкер типа афрамакс «Академик Губкин».
Главный вывод, который делает глава Госкорпорации развития такой: «В ситуации «до февраля» о преимуществах и недостатках очередного этапа приватизации можно было бы дискутировать. Однако сегодня — время действовать. Уверен, что возобновление приватизационной программы не только позволит успешно привлечь в бюджет средства на рыночных условиях, но даст мощный импульс расшивке тех «узких мест», где сегодня особенно важна готовность брать на себя риски, принимать быстрые и нешаблонные решения. Обеспечить их может частная инициатива». Но, к сожалению, это только благие пожелания, которые ведут известно куда. К сожалению, частная инициативам России пока полностью прижата кредитно-денежной политикой ЦБ и либеральной тактикой Минфина. Отрицательный отбор в чиновничьей среде, продолжавшийся более 30 лет полностью лишил правительство возможности инициативы, и изменений пока не предвидится. Даже те частники, которые работают на СВО, например Лобаев, сталкиваются с дикими препонами. Так что приватизация 2.0 выродится просто в очередное перераспределение госсобственности, которую получат пока действующие чиновники и крупнейшие банки.
Так что мечта Костина про укрепление основ рыночных механизмов; придание динамики дальнейшему развитию фондового рынка; формирование новой генерации менеджеров; создание конкурентной среды так и останется «сном Веры Павловны».
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»
P.S. В интервью каналу «Россия 24» Андрей Костин назвал несколько российских компаний, которые могла бы затронуть приватизация 2.0: «Во-первых, это могут быть какие-то неконтрольные пакеты крупных компаний. Допустим, приватизация 20-процентного пакета Роснефти дала столько же денег, сколько за десять лет приватизировали все другие предприятия. У нас есть еще крупные предприятия, Транснефть есть, РЖД. Недавно мне наши бизнесмены высказывали, нельзя ли прикупить кусочек Почты России. Поэтому в этом плане крупные, инфраструктурные еще оставшиеся могут быть». И во-вторых: «Я говорю, что есть, у нас у всех, даже больших государственных компаний и у Ростелекома, и у Ростеха, у Росатома, есть компании, которые не относятся, и даже не являются профильными, которые могли бы быть приватизированы».
Но существует и третий момент, который главе ВТБ показался тоже важным: «Есть предприятия средние, малые, у нас даже есть коньячные заводы, которые принадлежат государству. Ну коньячные заводы все-таки, наверное, у нас стратегические, хотя можно… раньше-то была монополия».
В среде бизнеса уже шутят: Костин предусмотрел всё, даже чем отметить успех будущего передела экономики…