Весьма прискорбно, что вопрос празднования Пасхи решается не с высоты Патриаршего престола и Священного Синода, а циркулярными письмами управляющего делами Московской Патриархии митрополита Дионисия. Согласно циркулярам, архиереи на местах должны самостоятельно принимать решения, взаимодействуя с представителями местной власти и в зависимости от эпидемиологической обстановки в конкретном регионе.

Собственно говоря, данный циркуляр находится в русле политики Президента, согласно которой главы регионов получают известное право самостоятельно выбирать меры карантина и время возвращения к нормальной жизни в зависимости от местной эпидемиологической ситуации. В данном случае мы наблюдаем самоустранение верховной светской власти от процессов, протекающих в России. В этом, может быть, известная гибкость. С другой стороны, мы наблюдаем самоустранение и церковной власти, которая изначально замышлялась не только как интегрирующий центр всей Русской Православной Церкви, но и как печальница перед светской властью о её нуждах. Именно Патриарх всегда мыслился как защитник Церкви, как советник вначале Царя, а потом Президента, как человек, от чьего слова зависит судьба Церкви, в частности, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств.

К сожалению, ныне мы этого не видим. Его Святейшество дистанцируется от принятий подобных решений. Почему так? Бог весть. Мы не знаем, что происходит в реальности в верхах власти. Как в своё время говорил Патриарх Пимен о манифестации диссидентов: походить бы им в моих сапогах. Поэтому не стоит нам впадать в дух осуждения и, тем не менее, мы призваны трезво и рассудительно понимать реальность нашего времени. Нынешнее положение вещей почти граничит с Патриаршим указом 1920 года о том, что в ситуации Гражданской войны отдельные епархии в случае невозможности связи с центром переходят на самоуправление. Но такова ли ситуация ныне в России? Разве по стране бродят орды Семёнова, Махно или Антонова? Что, железнодорожное и прочее сообщение пресечено или действительно сегодня царит страшная эпидемия, когда на улицах лежат трупы, а по проспектам разъезжают телеги с телами, которыми правит негр, как в Пушкинском «Пире во время чумы»? Да нет же! Нынешние события не выходят за рамки обыкновенного весеннего вируса гриппа. Цифры заболевших и умерших, фигурирующие в отчётах (ещё неизвестно, насколько они правдивы), соответствует прежним годам. В больших городах всегда была, есть и будет обычная смертность. Незачем поднимать панику. Многие видные учёные, в том числе академики Российской академии медицинских наук, говорят, что поднятая паника, может быть, хуже самой эпидемии коронавируса, по одной простой причине – из-за роста числа сердечно-сосудистых заболеваний, этого бича XX и XXI веков. Паника и чувство страха подрывают иммунитет человека, делая его беззащитным перед любым заболеванием.

Так называемый режим самоизоляции глубоко пагубен. Нет ничего хуже, как загнать стариков, семьи с детьми в душные тесные квартиры, где они будут друг друга и сами себя осеменять микробами. Закрывать парки, детские и спортивные площадки, спортивные заведения, а уж тем более покушаться на закрытие храмов – настоящее вредительство. Для того чтобы человек был здоров, он должен трудиться, понимать цель своей жизни, верить и молиться. Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. А можно сказать иначе: именно здоровый дух придаёт телу здоровье. И соответственно сему, если людей разделяют и повергают их в состояние паники – это вернейший путь к истреблению рода человеческого. Человека делают рабом и объектом, человека унижают и выбивают из колеи, оставляя его уязвимым для любой угрозы и болезни.

Главный эпидемиолог Анна Попова допустила оговорку по Фрейду: наша задача – разобщить людей. И как это называется? На мой взгляд, вредительством и преступлением. В нашем и так атомизированном обществе стараются рвать последние межчеловеческие связи. Это является преступлением и соответствует Евангельским словам: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22:31). Но вспомним утешительные слова Спасителя: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).

Я уже говорил, что слова Святейшего Патриарха Кирилла о примере преподобной Марии Египетской, самоизоляции и посте надо понимать гораздо глубже. Мария Египетская начинала свой подвиг в Церкви, с Причастия Святых Христовых Тайн и завершила его в Церкви Причастием. О уединенной молитве и духовных размышлениях прилично говорить в пост, но Страстная Седмица выводится за пределы Святой Четыредесятницы. В эти дни мы все вместе и благоговейно чтим Страсти Христовы, Его страдания, принятые ради спасения рода человеческого, а затем с чистым сердцем славим Христа Воскресшего. Тут уж не до воспоминаний о Марии Египетской. Это время светло праздновать Воскресение Христово. Как говорится: просветимся Торжеством и радостью друг друга обымем.

Поэтому призываю наших дорогих Владык к всемерному диалогу с властью и достижению разрешений на полноценное празднование Пасхи Христовой. Русь, Российская Империя, Советский Союз и Россия всегда праздновали Пасху в самые нелегкие времена – в условиях монгольских нашествий, в страшных условиях Смутного времени, в Великую Отечественную войну. В блокадном Ленинграде были открыты храмы, несмотря на угрозу эпидемии. В 1942 году в Москве специально отменили комендантский час ради совершения светлой Заутрени, Крестного хода и Божественной Литургии. Никогда такого не было, чтобы Пасха Христова не совершалась под какими бы то ни было предлогами. Даже под вражескими бомбами и обстрелами в блокадном Ленинграде в 1942, когда в Великую Субботу немцы бомбили и расстреливали прихожан, пришедших освятить кусочки пасхального хлеба, не отменяли празднование Пасхи Христовой. Служба не прекращалась даже при обстрелах и бомбёжках храмов. А теперь из-за мнимой угрозы, призрака и химеры, мы откажемся славить Христа и будем дрожать в своих норах из-за глобалистических страшилок? Да не будет того! Дай Бог нам всем вместе, всей Русской Церковью, встретить святую Пасху в радости духовной и в единстве друг с другом, в единстве подлинном, а не виртуальном. Мы не хотим причащаться по Скайпу, мы не хотим молиться на телеэкран. Нам нужны живые храмы и живая Литургическая богослужебная жизнь! Нам нужен живой Христос, Который истребляет всякие страхи и заразы! Аминь!

Протодиакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии

www.ruskline.ru
14 Апреля 2020 в 04:37
1226