5 марта 1861 г. (на Прощеное воскресенье) был обнародован Манифест об отмене крепостного права в России.

В наше время одной из любимых тем пропаганды западных правительств является тема «вечного рабства», будто бы бывшего в России. И наши леваки постоянно заняты поливанием грязью прошлого России, проявляя трогательное единство с «западными буржуями».

Но обстоятельства отмены крепостного права заставляют нас еще раз увидеть лживость этой ксенофобской пропаганды.

Во-первых, перед началом реформы, согласно переписи в 1858 г., доля крепостных в Российской империи составляла лишь 37 % населения. То есть две трети населения страны еще и до реформы были лично свободными. Во-вторых, на определенных этапах развития человечества разные формы зависимости крестьянства существовали практически везде, а не только в России. Просто при слабо развитой в старину промышленности и торговле невозможно было другими способами содержать армию и госаппарат.

И в той же «прогрессивной» Америке рабство было отменено только в 1865 г., то есть позже, чем в России крепостное право. И в «светлоликой» Европе ситуация была похожая. В Австрии, правда, крепостное право отменили несколько раньше, чем у нас - в 1848 г. Зато в Исландии - аж в 1894 г., то есть на целое поколение позже, чем в Российской империи! На Западе даже и в рабстве было некое демократическое величие и научный подход. К примеру, в США рачительные плантаторы постоянно насильственно «скрещивали» своих рабынь-ирландок с рабами-неграми, поскольку чернокожие ценились дороже, и при продаже ирландско-африканских детей хозяин мог выручить больше денег. Так что уже тогда в США демократичненько насаждалась мультикультурность и межрасовая толерантность; правда, о чувствах порабощенных ирландок никто при этом почему-то не спрашивал…

Да, в России все было скромнее, чем в США. В 1861 г. император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, и оно исчезло: тихо, мирно, без гражданской войны, как в Америке и без всяких там «великих» французских революций. Русским крестьянам предоставлялись гражданские права: самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя, и т.д. Подготовку к освобождению крестьян начал еще император Николай I, но в силу ряда причин не успел этого сделать сам, поэтому завещал решить этот вопрос своему венценосному сыну.

Не все в данной реформе было достаточно продумано, и не во всем она сработала эффективно. Несмотря на то что крестьянству даровалась личная юридическая свобода, земля при этом временно оставалась в помещичьей собственности. Вместе с выделенными наделами крестьяне переходили в положение «обязанных», т.е. должны были еще некоторое время нести определенные повинности в пользу помещиков. Крестьяне должны были постепенно выкупать свои земельные участки, а это понравилось не всем, и в некоторых местах даже вспыхнули бунты, подогреваемые из-за рубежа. Понятно, что люди хотят всего и сразу – и свободы, и земли. Но император обязан был учесть интересы всех слоев общества, чтобы путем мирной эволюции сломать систему крепостничества. Если бы государь совсем не учел интересы помещиков, то это могло бы вызвать восстание дворянства, а если бы, напротив, он начисто попрал бы интересы крестьянства, то это могло бы вызвать новую пугачевщину. В обоих случаях пролилось бы много крови, и даже существование России было бы поставлено под вопрос.
К счастью, император Александр II, несмотря на все проблемы и ошибки, достаточно удачно прошел между Сциллой и Харибдой. Для того, чтобы бывшим крепостным было легче выкупить землю у помещиков, царским правительством был создан Крестьянский поземельный банк, который выдавал дешевые и долгосрочные кредиты для выкупа наделов. В конце концов земельная реформа сработала. Согласно статистике, уже к 1905 году большая часть сельскохозяйственных земель стала собственностью русского крестьянства.

Полный текст

06 Марта 2024 в 10:09
8478