На онлайн-конференции в ОП под названием «Приоритетные направления развития системы общего образования РФ» выступали исключительно адепты «новой нормальности», продвигающие частные цифровые образовательные платформы, тотальный контроль и сбор данных на детей с пеленок, а также, разумеется – демонтаж традиционной системы очного образования в школьном классе с учителем. Естественно, все эти шаги делаются осторожно, постепенно, с усыплением бдительности граждан и красивыми сказками об «общедоступности и эффективности» удаленного обучения. Впрочем, тысячи родителей, протестующих против принудительного дистанта по всей стране , на личном печальном опыте осознали все прелести этой опасной для здоровья и психики, не апробированной с научно-методической стороны, образовательной аферы-профанации.

Самым представительным гостем мероприятия стал замминистра просвещения Виктор Басюк. Он откровенно поделился планами своего ведомства по дальнейшей трансформации образовательного процесса, а затем, как водится у занятых чиновников, быстро покинул конференцию. А планы у говоривших его устами транснационального банкстера Германа Грефа, «инноватора» из МШУ «Сколково» Павла Лукши, спецпредставителя президента по цифровизации, основателя АНО «Агентство стратегических инициатив» и главы платформы НТИ 20.35 Дмитрия Пескова вот такие:

«Сегодня не только содержание образования влияет на качество образования, это и вопрос новых технологий. / … / Нас очень волнует та категория детей, которая не планирует обучение после 9 класса. Здесь для нас очень важно выстроить некую систему целенаправленной адресной помощи выпускникам 9 классов, имеющих различные результаты обучения, с целью дальнейшего выстраивания их индивидуальной траектории развития, развития их профессиональных компетенций.

Мы сегодня говорим о построении индивидуальных траекторий начиная с уровня дошкольного образования, с уровня раннего дошкольного детства, что очень важно. Образовательный процесс должен осуществляться не только в рамках образовательного учреждения, а на протяжении всей жизни.

В этом контексте мы тесно работаем с Ассоциацией частных дошкольных образовательных организаций, в том числе по поиску эффективных проектов, активно работаем с регионами. Это один из эффективных способов достижения результатов.

Еще одна важная тема – поддержка компетенций педагогических работников. Вы все знаете, что принята новая дорожная карта и широкий спектр мероприятий для развития новых преподавательских кадров. Для нас важно выстроить устойчивую систему оценки качества педагогических навыков работников, в том числе с выходом на итоговое повторное тестирование – в рамках НСУР.

Мы рассматриваем серьезно возможность строительства многофункциональных комплексов, которые будут возводиться в удаленных населенных пунктах и включать в себя некую интеграцию общеобразовательных организаций и иных видов как образовательных, так и физкультурно-спортивных услуг, и культурно-досуговую инфраструктуру. Это будут социальные центры села, объединяющие в своих стенах не только детей, но и взрослых в той самой общей проектной деятельности, которая направлена, в первую очередь, на личностное развитие.

Нам необходимо уделить особое внимание процессу воспитания, в рамках реализации закона о воспитании сегодня наша задача выстроить серьезную работу, которая будет охватывать процесс всего бытия ребенка, в том числе и за пределами образовательной организации. Для приведения воспитательной работы с подрастающим поколением к новому уровню, содержательному качеству этой работы - с сентября этого года образовательные организации начали внедрять программы воспитания, а со следующего года внедрение таких программ будет обязательным.

Для нас очень важны новые механизмы – в том числе посредством разработки и реализация индивидуальных образовательных траекторий для детей с различными образовательными потребностями и возможностями».


Представитель Национальной ассоциации семейного образования успела задать Басюку вопрос: «Прозвучала идея выстроить систему, которая будет охватывать все бытие ребенка. Что имеется в виду?»

«Я говорил только в части создания воспитательной среды. Выстраивать ее сегодня только в школе – малоэффективно. Она должна выстраиваться и в семье, на улице, в местах общественного пребывания, в том числе путем включения ребенка в общесистемные мероприятия. В любом случае мы должны выстраивать траектории личностного развития», –
ответил Басюк.

Когда эти персонажи заученно повторяют одни и те же фразы, типа «индивидуальные траектории», «компетенции», «непрерывное образования», они вряд ли сами понимают их глубинный смысл. Другое дело, что находиться на высоком посту без владения такой риторики у нас уже невозможно. Разумеется, все озвученное замминистра является частью форсайт-проекта «Образование-2030», который «Катюша» подробно разбирала . Вот только чиновник или сам не знает, или забыл, что вести человека по «индивидуальной траектории» с пеленок будет «искусственный интеллект». Траектория эта подразумевает вовсе не свободный выбор жизненного пути, как можно подумать на первый взгляд, а четко отработанный алгоритм социальной сегрегации, в рамках которого каждому человеку будет отведено место в соответствующей страте – исходя из оценки его способностей в раннем возрасте. Ну и предлагаемое образование для такого человека будет соответствовать его страте.

Индивидуальной траектории соответствует предлагаемый форсайтщиками «паспорт компетенций» (он же – цифровое портфолио). Он вводится вместо традиционной системы оценки, экзаменов и т.п. и будет содержать всю необходимую информацию о человеке и в будущем заменит диплом и трудовую книжку. В нем фиксируются все шаги, которые осуществляет обучающийся по жизни, все его достижения и недостатки. С помощью таких «паспортов компетенций» крупный бизнес будет выявлять таланты, в которые и будут вкладывать деньги. Такое инвестирование цифровики-форсайтщики называют «охотой за человеческим капиталом/потенциалом» или «узаконенным рабством».



Конечно же, Басюк и следовавшие за ним спикеры не случайно говорили о «компетенциях 21 века» вместо традиционной системы передачи знаний. Эти самые «базовые компетенции», как и навыки «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникативность и кооперация), создадут сито для всего населения планеты, причем не обладающие ими 6 миллиардов людей из 7 «будут отсеяны», как заявлял в конце 2019 г. Герман Греф (правда, в его версии достаточно и трех навыков-компетенций) .

Ну и разумеется, Басюк обмолвился о том, что в школах также произойдет сегрегация и кастовое деление – на условно элитные, массовые и отстающие. Всего этого требуют глобальные производственные и управленческие стандарты, на которые давно перешло его министерство, как и все «наше» Правительство. Рядовому читателю, любящему свою страну и уважающему ее суверенитет, сложно поверить в то, что каждое заявление Басюка о будущем нашего образования, каждое заявление премьера Мишустина о нашей экономике и социалке должно строго соответствовать установленным извне требованиям, вытекающим из наднациональных моделей квалификаций и компетенций – тем не менее, именно так дела и обстоят.

Те же процессы сегрегации, разделения на «страты» происходят и в средней школе. К 2025 году форсайтщики запланировали фрагментацию школ на «элитные», «массовые» и «отстающие», для последних предусмотрены исключительно массовые онлайн-курсы, записанные преподавателями из «элитных» учреждений (ту же систему ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов уже предложил внедрить для университетов). Общее расслоение приведет к такому разрыву между «элитными» и «отстающими», что возникнут школы, выполняющие просто роль «институтов презрения» или «камер для хранения детей», в которых будут пребывать те, кто не сможет ни в социальном, ни в интеллектуальном плане добиться каких-то высоких результатов. Государство при этом постепенно покинет «рынок образовательных услуг» и сохранит только две функции: удержание «базового уровня» в логике социальной безопасности (то есть для предотвращения социального взрыва) и поддержания ограниченных «точек прорыва». Вот так цинично прописан в проекте окончательный демонтаж социального государства в сфере образования, и данный сценарий не менее цинично реализуется на наших глазах.

И конечно же, к 2035 году все существующие институты образования, равно как и печатный текст как основной носитель знаний, должны быть полностью уничтожены. Об этом г-н Басюк пока скромно умалчивает, хотя форсайтщики все давно смоделировали.



Если же перевести на русский общий тезис замминистра о «разном подходе к детям с различными образовательными потребностями и возможностями», то на практике это будет реализовано через систему «университета для миллиарда»: дешевого онлайн-псевдообразования для большинства «людей одной кнопки», которым уготована пожизненная узкая «компетенция» и рабская работа, и «университета для одного» – то есть фундаментальное образование на очных занятиях с живым педагогом, удел избранной элиты. Обращаем внимание, еще вчера оно считалось конституционным обязательством государства, доступным каждому гражданину, но сегодня, в 2020 г. у нас уже украли это благо – под предлогом «недопущения распространения коронавируса», и возвращать его назад никто не собирается.

Ну а что касается озвученных Басюком «многофункциональных комплексов», которые Правительство намерено возводить в отдаленных населенных пунктах – это и будут своего рода цифровые резервации для «не вписавшихся в рынок». Они появятся и в крупнейших городах – в виде центров «виртуальной образовательной среды», которые будут одним махом грузить в головы тысяч уставившихся в экраны школьников «новые навыки и компетенции». Строительство такого «центра управления дистантом», позволяющего сэкономить на зданиях школ, бумажных учебниках и профессии учителя, уже анонсировано в Санкт-Петербурге .

Не менее характерным для нынешней картины образовательного хаоса было выступление на конференции гендиректора и основателя адаптивной платформы для онлайн-обучения Антона Сажина, компания которого лоббируется тем же АСИ:

«Когда нет смешанной формы обучения, когда государственные платформы ломаются, мы вот эту проблему для нашей страны решили. Школа не может конкурировать с бизнесом за рынок дополнительного образования. И мы здесь предлагаем модель, когда мы через нашу платформу реализуем возможность использования образовательного контента по франшизе крупных игроков и зарабатывания на этом денег. У нас уже около 1000 школ хотят использовать сторонние образовательные ресурсы в своих программах.

На мой взгляд, это возможность развития качественного дополнительного образования в школах. И это дает возможность заработать отдельным школам и учителям. Франшизная модель дополнительного образования через школы, чтобы школы могли на этом зарабатывать деньги».


Зарабатывать деньги, простите, на ком? Произнести это вслух г-н Сажин по каким-то причинам отказался, но мы дополним: на учениках и их родителях. То есть школа приобретает данную платформу по франшизе, а затем начинает ЗАРАБАТЫВАТЬ на учениках, подсаживая их на «электронные образовательные услуги». И после этого нам кто-то будет рассказывать о справедливом, общедоступном среднем образовании? Вот, собственно, как уже сегодня происходит этот заработок.



Тихим и одиноким голосом здравого смысла на этой конференции лоббистов глобального цифрообразования явилось выступление выпускника МГУ, профессора математики Ивана Ященко. Впрочем, ныне он профессор ВШЭ и также выступает за «правильную модернизацию образования», но вот эти его слова не можем не привести в качестве слабого утешения после приведенных выше фактов:

«Образование должно работать на интересы России. Рейтинги PISA, цели войти в десятку ведущих стран – это все конечно хорошо, но образование должно выполнять национальные цели. Мы не должны подстраивать наше образование под чужие стандарты, не должны буквально следовать рецептам других стран и международных организаций. Кроме того, мы не должны обращать внимание только на лозунги и красивые слова, мы должны смотреть, какие за ними стоят конкретные задачи, которые должны решать дети, и какие конкретные результаты дети должны получать.

Я просто упомяну одну задачу по так называемым «глобальным компетенциям.
(см. скрин ниже).



Здесь предлагается только один правильный вариант – 4. Хотя для школьника 5 класса это задание, с моей точки зрения, представляет пример, где ребенка учат не смыслам, а учат подстраиваться под понимание, что авторы теста имели в виду, чтобы подобрать правильный ответ», – справедливо заметил Ященко.

Словом, мы наблюдаем активнейшую реализацию завета экс-министра образования Андрея Фурсенко: воспитание потребителя, теперь еще и цифрового потребителя в виртуальном мире, где граждане и их ПД превратились в «новую нефть». В качестве очень слабого утешения: в Общественной палате пообещали в ближайшее время провести отдельный круглый стол по проблемам электронного обучения, на котором смогут выступить «все заинтересованные стороны» с разными мнениями. Вот только вряд ли аргументированная критика «снизу» остановит конвейер цифросектантов.

РИА Катюша

Читайте наш сайт!!!

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
11 Ноября 2020 в 08:54
2218