В понедельник 19 сентября состоялся первый день общего собрания членов Российской академии наук. Его заглавной темой стали выборы президента РАН. Кандидатами в президенты правительством РФ были утверждены три академика: Геннадий Яковлевич Красников, Дмитрий Маркович Маркович и действующий президент РАН Александр Михайлович Сергеев. Внезапно в ходе заседания последний снял свою кандидатуру: по его словам, предвыборная кампания «проходит под беспрецедентным давлением», он назвал свое решение «вынужденным». Осталось понять, что Сергеев  имел в виду.

Вот прямые слова пока еще президента РАН: «Данная предвыборная кампания проходит в беспрецедентных условиях. Многие члены Российской академии наук подвергаются психологическому и даже внешнему административному давлению, особенно после публичного заявления своей позиции. Такого еще никогда не было, по крайней мере, в новейшей истории Российской академии наук. В этих сложных условиях я благодарю поддерживающих меня членов Российской академии наук, я уверен, что их большинство в этом зале. Однако события последних дней заставляют меня снять свою кандидатуру с выборов президента Российской академии наук. Это вынужденное решение». Эту фразу можно толковать по-разному, однако самый простой вариант находится на поверхности. Сторонников Сергеева, который приложил немало усилий к развалу РАН, начали прессовать. Разобраться в ситуации можно, внимательно посмотрев на выступление академиков 19 сентября.

После вступительного слова от Сергеева, академик, он же  и.о. главного ученого секретаря президиума РАН Дмитрий Валерьевич Бисикало сделал доклад о деятельности президиума РАН в 2017-2022 году. Докладчик сообщил об участии РАН в формировании и реализации государственной научно-технической политики, о научно-организационной работе и многом другом. В части рассказа о научных сессиях общих собраний РАН, Бисикало проговорился об ответственности Академии за поддержку ковидобесия: «Отмечу, что по результатам научных сессий общего собрания были подготовлены предложения в Федеральные органы исполнительной власти, которые учитывались в их работе». Так, например, были внесены предложения по организации медицинской помощи при пандемии Covid-19, которые реализуются Минздравом РФ и Роспотребнадзором». Говоря об основных темах заседания президиума Академии в отчетных годах, ученый секретарь назвал основными две: вопросы продовольственной безопасности и сохранения социо-культурного наследия России. Все остальные направления он назвал «другими» и стало понятно, что к ним относится и фундаментальная наука, на состоянии которой особо сильно сказалась ликвидация и переподчинение институтов РАН.

Отдельное внимание в докладе было уделено сотрудничеству с органами исполнительной власти РФ, ее субъектами, и «иными организациями» в сфере научной и научно-технической деятельности. «Следует особо отметить, что в бóльшей части соглашения заключены, ведутся работы по реализации совместных проектов». К числу наиболее продуктивных партнерств с РАН можно отнести МГУ им. М.В. Ломоносова, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», Росрыболовство, ПАО «ФОсАгро» и другие». Таким образом, получается, что Академия обслуживает конкретные «монопольки», причем не требующие фундаментальных исследований, а обходящиеся решением тактических проблем. Кстати, для РАН на ближайший период главной задачей в докладе была определена подготовка к празднованию 300-летия Академии. В этом плане была упомянута «морковка» от власти: «За отчетный период Указами и распоряжениями президента РФ и Правительства РФ за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность и большой вклад в развитие науки более 400 членов РАН удостоены государственных наград». Каждой «сестре» по серьгам.

После рассказов Бисикало прошла запланированная дискуссия, в ходе которой президенту Сергееву в некоторых случаях пришлось реально оправдываться. В ходе обсуждения с кратким отчетом о деятельности по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ и о сроках реализации комплексных научно-технических проектов выступил академик Игорь Анатольевич Каляев. Он вроде как сторонник действующего президента, но даже в его речи проскальзывали закамуфлированные претензии. А вот слова академика Сергея Михайловича Стишова явно содержали прямую претензию: «Главное для нас  наука. Если в России не будет науки, то зачем нужна академия  наук, зачем нужен президиум?». Реплика академика Евгения Николаевича Каблова про то, что самые важные вопросы, которые обсуждались на заседаниях президиума, были отнесены в раздел «разное», и «недостаточной информации о конкретных результатах работы академии наук» вызвала у президента резкое неприятие, и он тут же выступил с менторским комментарием. Академик Алексей Львович Семенов отметил снижение авторитета РАН: «Хотел бы еще раз подчеркнуть, что мы занимаемся наукой не потому, что это включено в наши госзадания, а потому, что мы интересуемся научной истиной и практическими приложениями наших результатов. И, конечно, государство оценивает эту нашу преданность науке, формируя госзадание, выделяя соответствующее финансирование». Так как это финансирование явно недостаточно, претензия к государству в лице министерства науки тоже вполне сформулирована. Тему недофинансирование научных работников поддержал академик Михаил Вениаминович Угрюмов: «Зарплаты ученых в России намного ниже, чем у западных коллег, которые занимаются теми же исследованиями. Вопрос о том, как сохранить молодые таланты в стране остается актуальным». Для Сергеева это стало последней каплей – он заявил, что «вопросы по дискуссии исчерпаны» и еще раз отметил, что (sic!) «обеспечение эпидемиологической безопасности России напрямую связано с заслугами членов РАН» и объявил перерыв на 30 минут.

Неизвестно, кто ему позвонил в это время, однако сразу по возвращению в зал Сергеев говорит те самые слова: «Данная предвыборная кампания проходит в беспрецедентных условиях. Члены академии подвергаются давлению. События последних дней заставляют меня снять свою кандидатуру. Это вынужденное решение…». Их академики стоя встретили овацией. Вот такой ЗНАК, понятный даже посторонним, пусть потом официальные СМИ объявили эти бурные и продолжительные аплодисменты «благодарностью Сергееву за его пятилетнюю работу в должности президента». Таким образом, осталось два кандидата на пост президента РАН. Основной из них - академик Геннадий Яковлевич Красников.

Его представлял по протоколу всё тот же Бисикало, особо отметив о создании под руководством руководителя «приоритетного технологического направления Российской Федерации по электронным технологиям», заведующего кафедрой микро- и наноэлектроники МФТИ бортовой аппаратуры современного космического назначения. Это направление деятельности кандидата прямо указывает на два приоритетных направления в РФ, которые лично поддержал Владимир Путин. Это тотальная цифровизация и импортозамещение в полупроводниковых технологиях. Таким образом, учитывая прямую связь главы Минцифры Максута Шадаева, лично заинтересованного именно таком развитии, и первого зама АП Сергея Кириенко, можно предположить, что кандидатура Красникова согласована с президентом России.

Поэтому его слова о том, что РАН продолжает терять авторитет и практически вышла из системы принятия государственных решений, сказаны не просто так. «Реформа РАН 2013 года возникла не на пустом месте. Мы не смогли предотвратить ее. Сейчас такой же переломный момент для академии. Я уверен, что при вашей поддержке я смогу возродить Российскую академию наук». Именно это «возрождение» - его главный предвыборный девиз, он нашел отклик в академической среде. Реализации этого посыла должно помочь включение в регламент работы правительства обязательного согласования с РАН всех постановлений. И еще одна важнейшая задача - внедрение исследований РАН в реальный сектор экономики: «Ученые, которые ведут свои фундаментальные исследования, знают их прикладной потенциал в той или иной области. <...> Сегодня мы должны создать консорциумы, благодаря которым сможем выстроить технологическую цепочку от фундаментальных исследований — к прикладным, к производству прикладной продукции».

Это именно то, что поможет сегодня, 20 сентября, получить Красникову поддержку всех авторитетных академиков РАН и набрать те самые «необходимые и достаточные» 50%+1 голос для того, чтобы иметь возможность «сделать РАН снова великой» к ее 300-летию. (Сразу вспоминается Трамп с его Make America Great Again). В союзе с Кириенко, Шадаевым и теми, кто мечтает о создании научно-государственных корпораций под крылом президента Владимира Путина, это возможно—правда, «великость» получается какая-то однобокая.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»

 

20 Сентября 2022 в 10:18
6188