Глава Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе всероссийской встречи с родителями сообщил, что в скором времени модель перехода в 10-й класс в школах и поступления в учреждения среднего профессионального образования (СПО) изменится. По его словам, поступление «по аттестату» себя не оправдывает и «не соответствует современным требованиям». Кто именно требует от Музаева перехода на новый стандарт, озвучено не было. Но у нас есть некоторые догадки, особенно с учетом предшествующей миссии Музаева в образовании и его заявлений о необходимости замены оценок и экзаменов личным портфолио ученика перстраекторией. Впрочем, пока ОГЭ Музаев обещал сохранить, как и ЕГЭ. Зато к проверкам ВСЕХ работ в рамках госэкзамена теперь будут привлекать нейросеть. О результатах проверок и последствиях для выпускников остается только гадать…
«Все специалисты понимают, что «конкурс аттестатов» не работает. Не думаю, что в этом году будут какие-то серьезные изменения, но уже в ближайшем будущем модель поступления в 10-й класс и [учреждения] СПО (среднее профессиональное образование) по количеству экзаменов, подходам, скорее всего, изменится», – заявил накануне Музаев на встрече с родителями России.
По словам главы Рособрнадзора, нынешняя модель перехода в 10-й класс и поступления в колледж не соответствует современным требованиям. Некоторые школы якобы заключают «негласные» договоренности с учениками – они покидают школы после 9-го класса в обмен на хороший аттестат. Средний конкурсный балл по аттестату для поступления в колледжи и техникумы сейчас составляет 4,7.
«У нас получается по этой статистике, что все отличники уходят в СПО, а все двоечники идут в 10-й класс. Понятно, что здесь объективностью не пахнет – модель поступления в сузы (средние учебные заведения) если не в этом году, то в следующем претерпит изменения», – уверенно добавил Музаев.
При этом Музаев пояснил, что ведомство не планирует сокращать количество экзаменов, сдаваемых после 9-го класса в форме общего государственного экзамена. Сейчас это два обязательных предмета – русский и математика – и два по выбору.
Что же может стать дополнительным критерием поступления в сузы, помимо отбора по аттестатам? Что означает музаевское «изменение подходов»? Для понимания взглядов на развитие «современного образования», которые разделяет глава Рособрнадзора, обратимся к материалу «Катюши» от декабря 2021 г. - ««Образование-2030» в действии: Рособрнадзор анонсировал отмену оценок и экзаменов в пользу цифрового портфолио с рейтингом ученика». Мы разобрали важные, программные заявления Музаева из его интервью «Российской газете»:
«Практически уверен, что к 2030 году значительно вырастет роль портфолио. Класса с шестого ребята уже будут «копить» свои достижения. Это будет совершенно другая мотивация: планомерно набирать баллы за различные соревнования или занятия - волонтерство, занятия спортом, творчеством, - достижения, которые потом дадут им право поступать в высшие учебные заведения. С развитием электронных баз и цифровых ресурсов у ребенка через 5-10 лет будет возможность формировать свой цифровой след достижений.
Цифровое портфолио - не копилка черных меток. Это копилка достижений. Сейчас это интересует, по сути, только учеников 9-11-х классов: они активно участвуют в олимпиадах, соревнованиях, потому что это нужно для учета индивидуальных достижений при поступлении в вуз. Все соревнования, где участвуют более младшие школьники, никак вузами не засчитываются. Это демотивирует. Почему не создать объективную систему учета значимых достижений уже с 6-го класса? И сделать это альтернативой ЕГЭ.
Главное, за что сегодня ругают ЕГЭ - отсутствие альтернативы. Хотя это не так - значительное число выпускников поступают в вузы, используя результаты олимпиад. Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио, когда все достижения - учебные и нет - суммированы в один «файл». Нам эта идея кажется перспективной.
И вузы, и минобрнауки должны увидеть готовый «продукт» или хотя бы апробированный прототип такого портфолио. Подчеркну: туда должны входить не только творческие, спортивные и другие внешкольные успехи, но и знания по предметам. Все достижения должны быть зафиксированы только в определенных центрах, которым доверяет минобрнауки, минпросвещения, Рособрнадзор, минкультуры, Росмолодежь и т.д., и верифицированы. Достижения должны быть значимыми. Это непростая задача, но в любом случае, рано или поздно мы к этому придем».
Итак, еще в 2021 г. Музаев вещал про «набор баллов учениками» за участие в разных соревнованиях, за волонтерство и прочие внеучебные достижения. По сути, это социальный рейтинг ученика. Если говорить шире – ребенка, подростка, ведь речь далеко не только об оценках, а о всей жизни юного человека. Этот рейтинг будет постоянно обновляться посредством тотальной цифровой слежки. Вестись он будет в цифровом портфолио учащегося, где нейросеть будет анализировать огромный объем непрерывно поступающих ПД. Иначе это можно назвать формированием персональной траектории ученика. Разумеется, при полном контроле ИИ – об этом же вещал в сентябре школьникам мэр Москвы Сергей Собянин.
Также важно отметить, что перед назначением на должность главы Рособрнадзора в 2020 г. Музаев с сентября 2013 г. отвечал в этой структуре за проведение ЕГЭ. По сути, он был одним из главных кураторов и защитников этого проекта. И теперь он уверенно говорит о необходимости его замены на… мы уже показали, на что. Все это выглядит просто как озвучивание планов поэтапной реформы российского образования, инициатива и концепция которой созданы, как нам кажется, за пределами России. Весьма вероятно, что в тех же ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирном банке, в международном проекте которых по цифротрансформации «Образование-2030» Россия активно участвует. По крайней мере, тот же министр просвещения Кравцов еще в 2022 г. клялся в верности «трансформерским» образовательным принципам ЮНЕСКО на международных мероприятиях.
В этом контексте понятно другое заявление Музаева на встрече с родителями – Рособрнадзор планирует пропускать через нейросеть работы со всех регионов России на ЕГЭ со следующего учебного года.
«Да, мы планируем всю страну осматривать, пропускать через нейросеть. И, конечно же, окончательное решение принимает не нейросеть, она только фиксирует, ставит метки, а метки уже человек модератор просматривает и даёт окончательный вердикт, действительно там был телефон или шпаргалка или нет», - отметил Музаев.
Понятно, что расстановкой меток дело не ограничиться. И далее дойдет до полной автоматизированной проверки экзаменов. А потом – и учебного процесса в целом. Неслучайно «дочка» АНО АСИ форсайтщика-трансгуманиста Дмитрия Пескова, который у нас нынче главный по оцифровке страны при президенте РФ – АНО «НТИ 20.35» еще в декабре 2022 г. рассказала о пилотном проекте по проверке ИИ сочинений школьников.
«Искусственный интеллект будет в пилотном режиме проверять сочинения школьников уже с февраля 2023 года. Пилотное применение новой разработки начнется в школах в феврале и будет касаться учителей русского языка и литературы, истории и обществознания», — говорится в сообщении.
Цифровизаторами отмечалось, что «разработанный алгоритм выявляет ошибки лучше, чем среднестатистический преподаватель-эксперт». Якобы данный алгоритм ищет не только грамматические и пунктуационные ошибки, но и смысловые недочеты.
«Предложенное решение может сократить временные затраты проверяющего на 20%, что <…> снизит человеческий фактор при проверке сочинений учеников школ», — заявил директор фонда НТИ Вадим Медведев.
И далее оценки детям на «цифровой платформе» тоже будет ставить нейросеть. А сам процесс обучения, как мы понимаем, будет предельно далек от традиционного. Все это уже давно озвучено, и теперь разные «говорящие головы» типа кравцовых и музаевых просто доводят задумки до конкретных воплощений. Задача всех сторонников традиционного, то есть живого и человеческого образования, с оценками, которые ставят живые учителя, и серьезными экзаменами как главным критерием проверки полученных знаний - предавать эти разрушительные планы огласке и не дать им реализоваться.