О том, что происходит с нашей классикой, когда ее пытаются «натянуть» на клиповое сознание и примитивно-циничное мировоззрение зумеров, можно наглядно увидеть по популяризируемым самими властями «образовательным» инициативам. Власти Петербурга в прошлом году заявили, что намерены внедрять проект «Мультиратура» частной студии анимации «Мультограм» в школах города. Редакции «Катюши» решила оценить, какими же средствами у российских детей «пробуждают интерес» к вечным темам Достоевского и Пушкина. И сказать, что мы были шокированы – ничего не сказать.
«В 2020 году мы стали производить познавательно-развлекательный контент, стартовав с реализации проекта "Мультиратура" (вирусная популяризация чтения книг и русских писателей путем краткого юмористического пересказа произведений в мультфильме).
Это как трейлер, который захватывает ваш мозг и заставляет углубленно изучать информацию. Основной посыл всех мультфильмов – развлечь, развеселить и заставить пойти узнавать что-то по-настоящему важное», – сообщает автор и сценарист проекта Владимир Федоров.
У проекта немало регалий: ЛАУРЕАТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ "КУЛЬТУРА ОНЛАЙН" 2022, НАЦ. ПРЕМИИ "ПАТРИОТ" 2021, МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА "КНИГА БУДУЩЕГО".
Благодарность Правительства Московской области за вклад в развитие социально-значимых проектов региона. Он даже является членом российского общества «Знание» (во главе его наб. совета - замглавы АП Сергей Кириенко).
По словам Федорова, его проект в легкой форме преподносит зрителям содержание произведений. Главная цель – вызвать желание взять в руки книгу и прочитать ее.
Нам конечно стало интересно оценить пересказ содержания романа Ф.М. Достоевского «Идиот» за две минуты, понять, что это за «Мультиратура» такая. Посмотрели, впечатление – жуткое. На самом деле это не пересказ содержания, а примитивнейшее переложение сюжета с искажениями. С подстройкой под самого примитивно развитого зрителя. На уровне хуже какой-нибудь южноамериканской мыльной оперы: какой герой с какой дамой «мутил», кто на ком собирался жениться, у кого сколько в романе было денег. В конце сообщается, что князя Мышкина все эти дамы и женитьбы достали, и он вернулся в психушку.
Завершается «пересказ» романа таким образом: «А потом Настасья Филипповна и купец Рогожин улетели на Татуин, чтобы стать джедаями». И предложение почитать книгу, если хочется узнать детали.
Далее, для чистоты эксперимента, решили посмотреть анимацию другой вечной классики – «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Краткий пересказ – в том же примерно стиле, развязно-молодежном. В духе «говорим с недалеким поколением на его языке». Чего стоит один видеоряд, где Онегин «тусит» на балах, трясет задницей, как у него высовывается язык и течет слюна при взгляде на Татьяну, как он употребляет спиртное и т.д. Полагаем, что одного этого скрина из ролика достаточно для понимания, какой видеоряд (а видеоряд, зрительные образы, в восприятии информации детьми и подростками – первичны) сопровождает проект «Мультиратура». Вот так авторы проекта видят встречу Онегина и Лариной на балу.
Есть и откровенное искажение смыслов оригинала: в конце Ларина якобы отказывается быть с Онегиным, потому что тот «не готов к серьезным отношениям». Тогда как мы все хорошо помним истинную причину: «…но я другому отдана, и буду век ему верна».
Очевидно, что после таких «тизеров» никто глубоко и до конца читать описываемую в духе лубка КВН классику не будет. О высших смыслах, которые закладывали авторы в свои произведения за кулисами любовно-денежных историй, о морально-нравственном выборе и эволюции героев никто и не подумает париться. Цель тут как будто становится совсем иная – вовсе не пробудить чистый интерес к русской классике в пытливых юных умах, а показать, что классику можно подать «стиль, модно, молодежно», опуская ее до уровня восприятия материального клипового сознания нового поколения. Зачем вообще это делать, ради чего принижать высокое, чему в конечном счете учит такой подход, какой пример подает? Если к романам Достоевского, Пушкина и других великих авторов таким образом и пробудится какой-то интерес, то этого будет интерес совершенно нездоровый, замешанный на изначально неверно расставленных акцентах. И ожидания зумеров от этих произведений совершенно не оправдаются, таким образом, они и будут воспринимать их примитивные карикатуры. Тот самый случай, когда и средства, используемые для реализации цели, полностью дискредитируют и искажают заявленную цель.
И вот такое у нас нынче поддерживается властями разных уровней, получает патриотические премии и внедряется в школах. И это реально считается не глумлением, примитивизацией русской культуры, провоцирующей запанибратско-дегенеративное ее восприятие у детей, а ПОПУЛЯРИЗАЦИЕЙ классики. Больше у нас цензурных слов не осталось.