Адепты «цифровой трансформации» образования прилагают максимум усилий, чтобы пересадить школьников и студентов за компьютеры и ноутбуки, на «цифровые платформы», под опеку нейросетей и биометрических камер. Одним из инструментов отказа от традиционных методов передачи и проверки знаний является т.н. прокторинг – дистанционный контроль за обучающимися. При дистанционном обучении (использовании ЭО и ДОТ) прокторинг с сентября 2024 г. обязателен на всех уровнях образования. Анализ практики и возможностей его применения показывает, что подобный подход может неосознанно (или осознанно) привести к переносу тюремных стандартов в области контроля, слежки, нарушении личных границ и достоинства обучающихся. И, как следствие – создать условия для полного расчеловечивания процесса обучения, нормализации агрессивных форм контроля за людьми. Новое поколение будет искренне полагать, что постоянная жизнь «за стеклом» - это норма. Мы убеждены, что формы прокторинга необходимо по максимуму заменять на традиционные проверки знаний и аттестации/экзамены в аудиториях, с живыми педагогами.

С 01.09.2024 вступило в силу постановление Правительство от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», где говорится о возможных вариантах удаленного контроля за обучающимися при ЭО и ДОТ.

Среди применяемых автоматизированных методов контроля за обучающимися перечислим следующие:

  1. Видеоаналитика. Это система для анализа видеопотоков, которая может распознавать людей, их движение и позы, чтобы обнаружить возможно нечестное поведение. Например, она может отслеживать движения глаз и рук пользователей, чтобы убедиться, что они не посмотрели на документ или не получили помощь от третьих лиц. Кроме того, видеоанализатор может использоваться для проверки идентификацииучащегося перед началом теста.
  2. Технология отслеживания движения глаз. Технология для контроля движения глаз в период тестирования, чтобы гарантировать, что обучающиеся сосредотачиваются именно на материале теста для исключения нечестного поведения. Таким образом, с помощью технологии слежения за глазами можно измерить время нахождения глаз обучающегося на различных участках экрана, что поможет обнаружить случаи недобросовестного поведения. Кроме того, технология отслеживания зрения может быть использована для обнаружения случаев копирования ответов учащихся, так как их глаза будут перемещаться между материалами теста и скопированными материалами.
  3. Инструменты поведенческой аналитики. Инструменты для анализа поведения, которые обнаруживают необычное поведение, которое может говорить о нечестном поведении. Инструменты анализа поведения могут анализировать многие факторы, такие как тип клавиатуры, скорость печати, движения курсора и прокрутка страницы, чтобы идентифицировать возможные случаи нечестного поведения.
    Кроме того, инструменты анализа поведения могут выявить отдельные поведенческие маркеры учащихся.
  4. Системы обнаружения антиплагиата. Программы для сравнения текста, которые могут обнаруживать совпадения с другими источниками. Такие системы могут быть использованы для проверки текста, который был скопирован из других источников, сети Интернет, книг и статей.
  5. Звуковой анализ. Алгоритмы для анализа звуковых сигналов, включая распознавание речи, позволяют обнаружить прямую помощь третьим лицам. Так звуковая обработка может быть использована для обнаружения шумов, которые могут быть свидетелями незаконной помощи. Кроме того, некоторые системы могут использовать голосовую биометрию для проверки обучающих.
  6. Прокторинговые решения на основе искусственного интеллекта. Режимы, которые используют алгоритмы искусственного интеллекта для контроля многих аспектов процесса тестирования одновременно, включают разнообразный сравнительный видовой анализ, анализ звуков, динамики печати на клавиатуре и трафика сети. Кроме того, режимы, которые используют алгоритмы искусственного интеллекта, могут использовать обучение для постоянного адаптации к новым типам нечестного поведения, увеличивая его способность обнаруживать и упреждать (профилактировать) нечестное поведение.
  7. Программное обеспечение для записи экрана. Программные продуктивные комплексы для закрытия видеоэкранов в период сеансов тестирования, чтобы проверить позже и идентифицировать возможные нарушения правил. Записывающие программные комплексы могут записывать не только видео, но и аудио с экрана учащегося, давая подробную информацию о работе учащегося в период тестирования. Кроме того, записывающие программные комплексы могут настраиваться на автоматическое включениеи выключение при определенных условиях, гарантируя, что все важные части теста будут закрыты.
  8. Геолокация. Технологии для получения информации от пользователя, чтобы убедиться, что он находится в том месте, где должен быть. Геолокация может быть использована для проверки, обучающихся, что они находится именно в пределах окружающей области во время теста.
  9. Биометрические верификаторные системы. Системы для подтверждения личности на основе биометрических данных – также уже допустимы к применению в школах, по приведенному выше Постановлению Правительства.

Как видим, удаленный прокторинг способен взять под контроль буквально каждое движение, каждый звук человека, каждое сокращение мышц руки. И многие на полном серьезе считают его крайне удобным способом проверки экзаменов, особенно активно на него переходят вузы. Однако такой подход неизбежно порождает множество педагогических, этических и моральных проблем. Разберем основные аспекты.

- Конфиденциальность и автономия: экзамены с прокторингом предполагают мониторинг действий учащихся во время тестов, что может нарушать их права на неприкосновенность частной жизни. Это особенно актуально, когда программное обеспечение для прокторинга использует веб-камеры для наблюдения за физическим окружением учащихсяпотенциально собирая конфиденциальную информацию о них в их собственных домах, квартирах. Кроме того, постоянное наблюдение может ограничить самостоятельность учащихся, ограничивая их передвижения и действия во время теста, создавая обстановку, которая больше напоминает тюрьму, чем учебное заведение.

- Построение доверия и взаимоотношений учеников с учителем: Традиционная обстановка в классе позволяет со временем укрепить доверие между преподавателями и учащимися. В отличие от этого, прокторинг создает более отдаленные отношения, поскольку взаимодействие происходит в основном с помощью цифровых технологий. Отсутствие личной связи может повлиять на качество предоставляемой обратной связи и помешать формированию значимых отношений, необходимых для эффективного преподавания и усвоения материала.

- Технологии и предвзятость: Программное обеспечение для прокторинга использует алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) для выявления потенциальных нарушений. Эти системы искусственного интеллекта могут непреднамеренно сохранять искажения, присутствующие в их учебных данных, что может приводить к ложным срабатываниям. Более того, технические проблемы, такие, как плохое подключение к Интернету или сбои в работе оборудования, могут негативно сказаться на успеваемости учащихся, особенно тех, у кого нет надежного доступа к высокоскоростному Интернету или современным устройствам.

- Академическая свобода и права интеллектуальной собственности: Прокторинг поднимает вопросы, касающиеся академической свободы и прав интеллектуальной собственности. Тщательно отслеживая работу учащихся, учебные заведения рискуют подавить креативность и инновационное мышление – ключевые составляющие образования. Кроме того, если в программном обеспечении для прокторов хранятся ответы учащихся, учебные заведения должны обеспечить соблюдение законов об авторском праве и защиту прав интеллектуальной собственности учащихся (имеются риски обучения на этих данных алгоритмов искусственного интеллекта).

- Влияние на академическую честность: Спорные моменты и подозрительность и фактическая презумпция виновности (чтобы доказать свою честность, надо включить прокторинг) могут поставить под угрозу саму суть академической честности, препятствуя творческому решению проблем, критическому мышлению и самостоятельному обучению, превращая экзаменационный процесс в упражнение по механическому запоминанию, направленное исключительно на соблюдение требований.

- Культура слежки: Прокторинг способствует распространению общества слежки, в котором за отдельными лицами постоянно ведется наблюдение и оценка, что вызывает общую обеспокоенность по поводу неприкосновенности частной жизни, автономии и ущемления гражданских свобод.

- Ущемление человеческого достоинства: Постоянный контроль и оценка во время экзаменов могут обесчеловечить процесс обучения, превратив учащихся в простых тестируемых и снизив их чувство собственного достоинства и самостоятельности.

- Непредвиденные последствия сбора данных: Хранение ответов учащихся и другой личной информации в единой базе, позволяющей установить личность и узнать ее особенности, создает риски неправильного использования, взлома, ставя под угрозу личную неприкосновенность и конфиденциальность.

- Этические последствия принятия решений с помощью ИИ: Поскольку ИИ все активнее участвует в оценке успеваемости учащихся, возникают вопросы об подотчетности и прозрачности. Если алгоритм допускает ошибку или проявляет предвзятость, кто несет ответственность? Как мы можем гарантировать, что решения, принимаемые машинами, соответствуют нашим моральным и этическим нормам?

- Стресс и тревожность. Прокторинг создает еще один уровень нагрузки в и без того сложной академической среде, повышая уровень стресса и тревожности среди учащихся. Это повышенное напряжение может негативно сказаться на когнитивных функциях, сохранении памяти и общем самочувствии, что в конечном итоге ставит под угрозу успеваемость.

- Изменение роли образовательных управленческих структур: Прокторинг укрепляет иерархические структуры в образовании, передавая полномочия в руки администраторов и технологов, которые разрабатывают и внедряют инструменты прокторинга. Такая концентрация власти может привести к злоупотреблениям, манипуляциям и пренебрежению интересами учащихся.

Остановимся подробнее на такой особенности прокторинга, как унифицированный, единый для всех обучающихся подход при оценке выполнения ими заданий. И вытекающие из этого несправедливость, необъективность и неравенство. Для машинного алгоритма в принципе исключен индивидуальный человеческий подход. В то же время, согласно 273-ФЗ «Об образовании»:

«Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

  1. Педагогические работники обязаны:

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья»

То есть учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья могут только живые педагоги. Они же создают соответствующие условия для обучения для разных учеников. А машинный алгоритм (ИИ), применяемый при прокторинге, в принципе не способен выполнить эти пункты федерального закона (!). Но в Правительстве, Минпросвете и Минобрнауки считают, видимо, что никакой проблемы тут нет.  

По факту же применение ЭО и ДОТ с системой прокторинга будет существенно отражаться на формировании потенциала для развития учащихся. При массовом внедрении данной системы огромная часть детей лишатся живого коммуникационного учебного контакта, крайне важного для них дополнительного времени и живого педагогического внимания со стороны учителей.

Но если цифросекта в Правительстве взяла явный тренд на замену учителя нейросетью (о чем свидетельствуют заявления премьера Михаила Мишустина, вице-мэра Москвы Анастасии Раковой, трансгуманиста-основателя АСИ Дмитрия Пескова, банкстера Германа Грефа, засунувшего нос глубоко в образование, и т.д.), вряд ли она сильно переживает по этому поводу.

Подытожим. Широкое внедрение прокторинга в дистанционном образовании может привести к нормализации агрессивных (тюремно-концлагерных) форм наблюдения и контроля, формируя поколение послушных учащихся-«зеков», привыкших жить под постоянным наблюдением, что в конечном итоге повлияет на их восприятие частной жизни, автономии и ценности человеческого взаимодействия. Также оно может сделать нормой унижение достоинства личности, спровоцировать неравенство, принятие ложных решений и необъективность при оценке полученных знаний у обучающихся с разными особенностями, уничтожить творческое мышление в обучении, спровоцировать страх, беспокойство, психологический дискомфорт у проверяемых.  

Говоря в общем, прокторинг нарушает базовые ценности образования, такие как автономность, личная (и академическая) свобода и достоинство человека. Также под угрозой и сохранность персональных данных всех пользующихся данной системой. Полагаем, что все это является составляющей технологии расчеловечивания личности от цифросектантов и уничтожения традиционной системы передачи знаний. Так что правильным путем видится максимальное игнорирование/отказ от технологий прокторинга, пока это еще возможно. Те школы/университеты, руководство и коллективы которых все это понимают, становятся особенно ценными для учеников и студентов.

17 Октября 2024 в 11:55
287