Лед в разрыве отношений с «партнерами» и их уничтожающей суверенитет России доктриной серьезно тронулся. Накануне глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать собственную уникальную модель высшего образования. После начала военной спецоперации о необходимости этого шага говорили многие патриоты, общественники, депутаты и даже высокие чиновники, например – секретарь Совбеза Николай Патрушев. об этом просили некоторые парламентарии и ряд высокопоставленных чиновников. Спикер Госдумы Вячеслав Володин уже заявил о важности оперативной подготовки соответствующих документов… Все это здорово, но теперь очень важно, кто именно и на какой идеологии будет строить «новую уникальную модель» в высшем образовании. Настораживает, что Фальков ни словом не обмолвился о восстановлении преемственности с советской образовательной системой. Хотя Патрушев сказал именно об этом: велосипед здесь изобретать не нужно.

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», - пространно высказался Фальков, не раскрыв других подробностей реформы.

Таким образом, высказанные ранее чаяния вице-спикера Госдумы Петра Толстого, президента РАО Ольги Васильевой, лидера эсеров Сергея Миронова, ректора МГУ Виктора Садовничего и др. сбываются. Расскажем вкратце, чем же была крайне опасна и нежелательна для нашей страны Болонская система? Прежде всего, она ставила задачу создания единого европейского пространства в образовании и единого рынка труда. В качестве примера для подражания всех стран-подписантов (всего их сейчас 48) без вариантов предлагались модели организации университетов Франции, Британии и Германии. Для них же, соответственно, предусматривались преимущества по отбору кадров, получивших образование в рамках Болонского процесса. То есть они активно выкачивали мозги из стран-доноров Болонской системы, которые в качестве «бонуса», еще и обязались ломать свои университеты по чуждым им универсальным лекалам.

В обмен на пресловутую экономическую и социальную евроинтеграцию страны-доноры фактически продавали свой суверенитет, свое будущее наиболее талантливое поколение. В случае России системы подготовки грамотных специалистов (пятилетку) в вузах с болью и муками ломали целых 8 лет. А когда сломали полностью, выяснилось, что 4-летнее образование бакалавров и даже 6-летняя магистратура сильно до дотягивают по передаваемым знаниям и получаемой квалификации специалитету.

Как и во всех прочих международных объединениях, где Россия не является главным идеологом, изначальным учредителем или главным спонсором, нам в Болонской системе была отведена роль «страны третьего мира», подпитки для западной экономики.

В основных положениях Болонской декларации, помимо явных политических закладок, есть еще много интересного. В частности, универсальная система измерения учебной нагрузки и успеваемости студента при освоении образовательной программы или отдельного курса – система баллов ECTS, которую впоследствии было предложено сделать национальной для стран-участниц. А также превратить ее в «работающую в течение всей жизни». Фактически речь идет о пожизненно действующем образовательном рейтинге человека, состоящим из присваиваемых по единым критериям баллов, причем по окончании учебы баллы должны начисляться уже по информации об успехах у работодателей. Очень похоже на социальный рейтинг, не так ли? И словно в подтверждение этой логики, еще одно положение, не нуждающееся в пояснениях: «установление стандартов транснационального образования».

Выходить конечно из Болонского процесса надо, правда, не надо было вообще в него ввязываться, ведь теперь придется переламывать то, что мы строили почти 20 лет, ломая собственную отлично выстроенную систему высшего образования. Но нельзя не сказать и об опасениях. Слова Фалькова о «разработке собственной уникальной системы» требуют пояснений. Пока нет никакой конкретики, возникает вопрос: а что способны породить нынешние российские чиновники от образования – в министерствах, РАО, различных образовательных институтах? Разве что очередной суррогат западных прожектов, в другой парадигме они просто не умеют думать и работать.

А ведь глава Совбеза Николай Патрушев задал четкий, совершенно правильный ориентир – на смену Болони должна прийти традиционная российская система передачи знаний, основанная на еще недавно лучшей в мире русской/советской школе. Ничего нового тут придумывать не надо. В большом интервью для «АиФ»  Патрушев показал себя как человек, находящийся глубоко в образовательной теме. Приведем его основные мысли почти без сокращений:

«В первую очередь нужно смотреть на подготовку педагогических кадров. Самое время вспомнить мысли Ушинского и Макаренко о том, что учитель формирует личность учащегося, и его призванием должно являться не оказание услуг, а просвещение, образование и воспитание. Профильные вузы должны готовить будущих педагогов как мастеров высокого класса, а не штамповать на конвейере.

Учителя занимают особое место в жизни каждого гражданина, поэтому недопустима произвольная трактовка отдельными преподавателями мировой и отечественной истории, подрывающая авторитет нашей страны и программирующая сознание детей на основе ложных фактов и мифов. Психологическое манипулирование молодежью, разрыв между поколениями, искажение исторической правды — все это несовместимо с профессиональным призванием педагога.

В условиях гибридной войны, которая сегодня развернута против России, педагоги находятся на переднем крае. Необходима персональная ответственность руководителей образовательных учреждений, выпускники которых не держали в руках книг, посвященных героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, или имеют смутное представление о подвигах тех, кто воевал за Родину.

Нельзя задвигать вопросы патриотического воспитания молодежи на факультативные занятия. В отчетах все это описано красиво, а результата нет. В некоторых школах, в том числе частных, слово «патриотизм» считается устаревшим.

Следует поднимать авторитет педагогов, верных своей профессии, посвящающих жизнь воспитанию подлинных патриотов. Важнейшей задачей сегодня является возрождение исторических традиций, а также защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Для ее решения нужен системный подход к воспитанию и образованию. Назрела необходимость реализации государственной программы в этой сфере на всех этапах взросления человека и его становления как гражданина. Должна быть разработана комплексная модель этого процесса.

В настоящее время наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели.

Кроме того, необходимо предусмотреть существенное наращивание масштабов государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, кинолент и телепрограмм, направленных на сохранение исторической памяти, воспитание гордости за нашу страну и формирование зрелого гражданского общества, ясно сознающего ответственность за ее развитие и процветание.

Только в этом случае мы сможем успешно противостоять тем угрозам и вызовам, которые формируются коллективным Западом для влияния на индивидуальное, групповое и общественное сознание».

Процесс пошел, и очевидно, что он станет необратимым. Как никогда не вернется в Украину (не существовавшую в своих границах вплоть до развала СССР) доставшийся ей в силу ряда казусов русский Крым, как русские на своей земле, на политической территории нынешней пока еще Украины, не вернутся в одну страну к бандеровцам и прочим «хероям УПА», так и Россия просто больше не в состоянии заигрывать с Западом, тупо следовать его колониальным планам и договоренностям. Главное, чтобы страна наконец вернулась на свою орбиту, а не начала еще более жестко выполнять директивы глобалистов по «цифровой трансформации» того же образования. Патрушев совершенно верно указал координаты этой орбиты, ну а мы будем держать руку на пульсе.

РИА Катюша

25 Мая 2022 в 05:08
2127