Анализируя нормативные акты, поправки в федеральные законы и заявления цифротрансформеров от образования, «Катюша» неоднократно отмечала, что ключевой их целью является доступ к персональным данным граждан. Детей – прежде всего. «Цифровая экономика – это экономика данных, человек (оцифрованный – прим. ред.) должен стать ее единицей, которую можно монетизировать», - вещал нам банкстер Герман Греф. О том же, по сути, говорит и премьер Мишустин, и его зам. – «биоробот» Чернышенко, и министр цифры Шадаев, о том же вещали разные высокие чиновники из Правительства и Банка России, лоббировавшие узаконение «цифрового профиля» гражданина. Мы предупреждали, что, в полном соответствии с форсайт-проектами в образовании, сдающие ПД своих детей родители фактически отдают их в рабство «хозяевам портфелей человеческого капитала» ((с) – форсайтщики Дмитрий Песков и Павел Лукша). Отмечали, что ключевым пунктом в их плане являются ФГИС «Моя школа» и открывающий доступ к ней портал Госуслуг. Предупреждали, что их конечными задачами являются торговля «цифровыми личностями» (фактически – живыми людьми, детьми), через тотальную слежку и полный сбор сведений об их жизни в режиме «онлайн» и, соответственно, управление их судьбами (образовательной/карьерной траекторией) посредством передачи ключевых личных данных частным корпорациям. И вот теперь все предельно открыто. Не имеющее никакого отношения к образовательной политике Минцифры презентовало доклад о создании витрин данных «Образование». Это намного серьезнее, чем база всех школьников страны типа «Контингента». Витрина – это окно в магазине, предназначенное для ПОКАЗА ПРОДАВАЕМЫХ ТОВАРОВ. Увы, уважаемые родители, товаром в этом случае являются ваши дети.
Разберем содержимое ставшей недавно достоянием общественности презентации от замминистра цифры Олега Качанова – «Витрины данных «Образование». Перед этим отметим, что давно было понятно, куда идет дело. О том, что ФГИС «Моя школа» (доступ – через раздел «Мое образование» портала Госуслуг/ЕСИА) является витриной данных для региональных образовательных информационных систем, мы рассказывали в конце августа 2020 г., разбирая типовой проект соглашения об информационном взаимодействии властей региона с Минцифры.
«Обратим внимание, какую схему шадаевцы придумали для «огосударствления» ПД школьников. Она весьма незамысловата. СМЭВ - это система межведомственного взаимодействия, ЭЖД – это журнал/дневник из региональной ИС. Витрина – это то, что регион передаст на ЕПГУ/во ФГИС «Моя школа», - отмечали мы тогда.
Теперь видим, что схема слива ПД детей в «витрину данных» оказалась более сложной – туда будут сливаться сведения о ребенке из всех возможных ИС, в том числе – для Государственного информ. реестра воинского учета, Ситуационного центра электронного Правительства, проекта Минцифры по подготовке программистов «Код будущего» и т.д. Нормативная база в виде Постановлений Правительства для этого частично имеется, но она рассыпается под натиском защищающих граждан ФЗ и Конституции, о чем поговорим ниже.
Далее видим, что к 1 июля 2023 г. Качанов, Шадаев и Ко хотят создать 89 витрин данных – то есть от всех регионов России. На «витрину» попадет и электронное портфолио школьника, и реестр всех участников образовательных отношений.
Дорожная карта предполагает, что к 1 июня 2023 г. 70 регионов России заключат соглашение с Минцифрой – о превращении ФГИС «Моя школа» в витрину данных для региональной ИС (ссылка на наш прошлогодний разбор проекта такого соглашения – см. выше). А до 30 июня планируется наладить передачу всех данных в режиме «онлайн». Также Минцифры смело просит назначить ответственного за создание таких витрин в каждом регионе – не ниже уровня замминистра.
Под это дело Минцифры включает новые критерии в своей Рейтинг цифровой трансформации для регионов и федеральных органов власти. Высокий рейтинг будет присваиваться регионам, где несовершеннолетние массово заводят учетки на Госуслугах, где родители и дети входят в ЭЖД через те же Госуслуги, где региональные школы оперативно (в те же сутки) выгружают все данные по успеваемости и д/з детей в ЕСИА (т.е. во ФГИС «Моя школа»).
Интересно, что 19 регионов еще не заключили соглашение с Минцифрой на формирование федеральной витрины данных в образовании. Среди них – Москва, Крым, Чечня, Татарстан и все четыре недавно возвращенных в Россию области.
Принципиальным моментом является требование Минцифры заходить в ЭЖД школьника во всех региональных ИС только через учетку на Госуслугах (то есть – через регистрацию в ЕСИА). Власти каждого региона должны просто и без шуток «обеспечить показатели по приросту УЗ обучающихся основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования», зарегистрированных в ЕСИА. Более откровенных командно-административных методов сложно представить. Очевидно, что в погоне за высоким «цифровым рейтингом» и опасаясь взысканий от федеральных коллег в случае «недоработок» власти на местах будут загонять школьников и их родителей на госуслуги любыми способами.
По количеству детских учетных записей в ЕСИА (профилей на Госуслугах – о, как же им нужны ПД наших детей!) лидируют Белгородская, Орловская и Московская области (45-40 тыс. детей). Новосибирская, Иркутская области и Пермский край – в аутсайдерах (менее 2500 зарегистрированных детей). Таким образом Минцифры показывает региональным властям, куда надо стремиться.
Минцифры уже вовсю делит пилотные регионы на отстающих, середнячков и лучших, которые «выведены в продуктив портала Госуслуг», то есть отправляют туда данные детей в онлайн-режиме.
Затем Качанов детально разбирает основные проблемы в выгрузке данных от регионов. Минцифре особенно важно координировать сбор полных и актуальных сведений об успеваемости ребенка – отсутствие каких-либо оценок/данных проверочных работ для цифротрансформеров неприемлемо. Оно и понятно – как тогда ему персональную траекторию построишь?
Проверяет достоверность данных и рассчитывает рейтинг Руководителей цифровой трансформации регионов Федеральный ситуационный центр электронного правительства и одноименная ФГИС. Для электронного взаимодействия с ней каждый регион должен подключиться к Единой информационной платформе «Национальная система управления данными». Этого еще не сделали 25 регионов.
Напоследок Минцифры дает жесткие (в приказной форме) указания регионам ускориться со сливом ПД детей в ЕСИА/ФГИС «Моя школа». Чтобы кровь из носа – вывесили их ПД на большие витрины.
И даются контакты двух женщин, призванных помочь регионам внедрять эти витрины данных. Причем если одна из них, судя по указанной должности, является сотрудницей Минцифры, то вторую мы в министерстве не нашли, а фигурирует она просто как «бизнес-аналитик». Частный бизнес-аналитик консультирует региональные власти по протекции Минцифры? Тоже интересный расклад…
Для понимания происходящего важно отметить, что сам портал Госуслуг (домен принадлежит Минцифре, оператор – она же) представляет собой большую витрину данных, наполняемую разными структурами посредством межведомственной системы электронного взаимодействия. Она же применяется для создания единого цифрового досье на всех школьников страны.
Что такое витрина, мы ясно видим в словарях русского языка.
Да, это окно в магазине, предназначенное для демонстрации различного товара. В данном случае – детей, ну или «человеческого капитала», как изъясняются последователи Чикагской экономической школы по всему миру. Кстати, и у главных трансформеров нашего образования Пескова/Лукши в одном из их главных форсайт-трудов «Образование будущего: глобальная повестка» сказано четко: они ведут человечество к узаконенному рабству. Так что действия Минцифры в этом векторе совершенно логичны.
Но не вызывает никакого понимания у адекватных родителей, педагогов и экспертов наглость и агрессивность, командно-административный подход, которыми руководство школ и главы региональных департаментов образования пытаются выполнить указания Минцифры и Минпросвета. Мы уже рассказывали на конкретных примерах о том, как чинуши на местах жестко приказывают директорам регистрировать 100% детей на Госуслугах/во ФГИС «Моя школа», на частной платформе ООО «ВК» - «Сферум». Делается это под разными предлогами: ради получения «Пушкинской карты», с отсылкой на ст. 16 273-ФЗ – что все школы, мол, обязаны использовать только ФГИС при проведении занятий с использованием ЭО и ДОТ, а значит – ученики должны регистрироваться, чтобы участвовать в этом деле. Учителям еще сложнее – согласно недавно принятому «ФГОС 3.0», школа должна предусматривать занятия в ИОС (ЦОС), с ЭО и ДОТ, так что желающих работать на своих местах педагогов во ФГИС уже в основном загнали.
При этом в поведении Минцифры всегда присутствует характерная черта – при реализации своих хотелок Шадаев и Ко плюют на всех реальных участников образовательного процесса, равно на Конституцию и ФЗ, защищающие базовые права граждан.
Между тем, никто не отменял статьи Конституции о недопустимости обработки сведений о частной жизни гражданина без его согласия, о неприкосновенности личной и семейной тайны. Да и относительно электронных госуслуг позиция оцифровщиков слабовата, потому что ЕГПУ и ФГИС «Моя школа» - это уже совсем другая база, не имеющая никакого отношения к ЭЖД и к региональным ИС. Там обрабатываются самые разные категории ПД, в том числе совершенно несовместимые друг с другом по целям обработки, что также есть нарушение 152-ФЗ.
Передавать во ФГИС личные данные в рамках соглашения между разными уровнями власти, без участия самих владельцев ПД, без их согласия (тем более – несовершеннолетних) – это очень похоже на мошенничество. Ну и самое главное – в профильном 273-ФЗ «Об образовании» нет ничего о госуслугах. По нему учет успеваемости школьника – функция школы, которую она должна обеспечить. А правительственные трансформеры придумали интересную прокладку для реализации конституционного права каждого гражданина РФ на общее образование – «госуслугу ЭЖД».
Получается в основном так, что родитель ни в какой форме не изъявлял волю на получение данной «госуслуги», не просил ее, но при этом журнал и дневник его чаду в школе безальтернативно предоставляют только такие – электронные, с внесением данных в региональную/федеральную ИС. При реализации законного права на отказ от автоматизированной обработки ПД, в ответ на требования удалить все ПД школьника из ЭЖД, прекратить их обработку, школы, департаменты образования и Роскомнадзор очень часто отвечают, что все законно и их обработка продолжится. Но если изначально родитель такую «госуслугу» не заказывал, логично предположить, что ее могут оказывать в формате «по умолчанию» не совсем законно.
Так или иначе, приближается час X для родителей и самих школьников, потому что цифросектанты настроены предельно серьезно. Кто не хочет превращения своего ребенка в товар на электронной витрине, тот должен писать заявление-запрет на АОПД прямо сейчас, отзывать у школы свои согласия, если они были даны ранее. Соответствующие подробные инструкции разработаны, к примеру, юристами Общественного уполномоченного по защите семьи. Тем более, Минпросвет в официальных ответах недавно пояснял гражданам: отказ подписывать согласие на обработку ПД не является основанием для отказа ребенку в зачислении в школу. Ну а кто сознательно все подписал, шагнул/остается во ФГИС сегодня, тот завтра рискует остаться в ней навсегда.
Здравый смысл подсказывает, что никаких суверенных единых баз данных населения в принципе быть не может – рано или поздно все эти порталы Госуслуг и «Мои школы» будут слиты в единую, всемирную сеть. Этот момент, собственно, и приближают по всей планете адепты нечеловеческих теорий Шваба, Харари сотоварищи. Но просемейная общественность продолжает борьбу – и сейчас, когда все маски врагом уже сброшены, есть надежда на прозрение большого числа родителей и изменение ситуации в нашу пользу.
РИА Катюша