Накануне в Госдуме обсуждали Стратегию развития российского образования до 2036 г. Правительство поставило ответственным за проект вице-премьера цифротрансформера Дмитрия Чернышенко, отдувается «за все хорошее» в документе и министр просвещения Сергей Кравцов. Масштабы работы демонстрируются большие, но из услышанного и показанного вчера нам так и не удалось выделить четкий и понятный вектор. Конкретики было предельно мало – Кравцов представил эдакую универсальную «рыбу», которую можно наполнить чем угодно – как полностью уйти в форсайт «Образование-2030/2035», так и реально начать борьбу за качественное традиционное образование для всех по лучшим образцам русской/советской школы. За то, чего нас системно пытаются лишить «реформаторы» с 90-х годов прошлого века. Пока, исходя из озвученного спикерами по Стратегии и рядом депутатов, мало шансов на то, что мы пойдем по второму пути, чего ждет родительская общественность и консервативное большинство граждан страны. Но это не значит, что надо поднимать лапки и прекращать борьбу за лучшее будущее для каждого из нас. Будем надеяться, что в том числе и через нашу аналитику губительному глобальному форсайту будет поставлен шлагбаум. А если он проявится в основе Стратегии – будем прямо ее изобличать. Пока заметим, что главными выразителями планов цифротрансформеров вчера была партия «Новые люди» - что совсем не удивляет.
Перед выступлением в парламенте министра просвещения по Стратегии развития образования в РФ до 2036 года спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал много общих правильных слов:
«Если качество образования снижается, страна стагнирует. Благодарность Правительству, что оно решилось на такой разговор. Это вопрос о подходах разработки стратегии… Дальше вместе разработаем законодательные инициативы, которые станут фундаментом этой стратегии. Это лишь первый такой разговор по этой теме. В парламент поступило свыше 200 предложений от регионов…»
Какие именно законопроекты будут предложены по итогам работы над стратегией – это ключевой момент. И пока это решительно не понятно. На трибуну перед депутатами вышел министр Сергей Кравцов, не скупившийся на высокую оценку собственной работы:
«Мы стабилизировали в целом ситуацию в школьном образовании, заложили прочные основы его развития…»
Затем были представлены основные задачи Стратегии:
- Неотъемлемость воспитания.
- Единое содержание образования.
- Приоритетность финансирования и развитие инфраструктуры.
- Подготовка рабочих кадров.
- Развитие системы детского отдыха.
- Повышение престижа профессии педагога.
А также основные вызовы, которые встают перед нашим образованием, по мнению Правительства. Без ИИ и цифровых технологий, конечно же, не обошлось.
При всем уважении к составителям этих тезисов, «рыба» выглядит предельно неопределенно и может получить любое наполнение. Очевидно, так все и было задумано.
«Внесены изменения в закон об образовании, направленные на освобождение от излишней бюрократической нагрузке… К сожалению, не всегда закон работает в полной мере. Стоит задача повышения оплаты труда педагогов, снижения нагрузки. Надеюсь, что эти темы будут подробно рассмотрены на правительственном часе 5 марта», - вещал тем временем Кравцов.
Темы улучшения состояния педагогических работников – действительно очень важны. Тут не поспоришь. Но тут же Кравцов выдал очень странную инициативу о введении… «системы отложенного вознаграждения педагогов за успехи выпускников». Очевидно, что для внедрения подобного надо собирать и вести полное цифровое досье о жизни как ученика, так и его учителей. На протяжении всей жизни. Но и в этом случае определить на 100%, чья именно заслуга основная в том или ином достижении индивида – крайне сомнительно. Это в чистом виде форсайт-предложение, уничтожающее личную тайну и другие конституционные основы прав граждан.
Далее Кравцов озвучил важность «синхронизации образовательной программы и ЕГЭ, независимости от репетиторов». И это правильно и важно. Оторванность школьной программы от ЕГЭ и его заданий – то, что постоянно подвергает критики род. общественность и независимые эксперты.
«По теме ИИ и цифровые технологии какие решения? Развитие ФГИС «Моя школа», которая упрощает процессы и поддерживает традиционный процесс обучения. Еще раз скажу: в стратегии подчеркивается приоритет традиционной формы обучения, цифровые технологии - только по необходимости…», - отметил Кравцов.
И далее несколько раз министр подчеркивал приоритет живого учителя, традиционных занятий в классе и т.д. Это здорово конечно, вот только ФГИС «Моя школа» и ее дальнейшее внедрения – ничего общего с традиционным образованием не имеет. В своих разборах этой ФГИС мы прямо отмечали, что это – основа цифровой образовательной среды и центр планов цифросекты в образовании, куда и перетаскивают всех участников образовательных отношений в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». И в «Моей школе» ведется цифровое портфолио на каждого обучающегося, ведется электронный журнал и дневник, на ее базе выдаются цифровые домашние задания, выстраивается персональная образовательная траектория школьника при помощи нейросети. Где тут традиционное образование министр увидел?
«…сопровождение талантливых детей вплоть до момента трудоустройства. Профориентация школьников с учетом рынка труда. Возрождение начального профессионального образования…», - рассказывал далее Кравцов про посыл пишущейся Стратегии.
Тут тоже очень тревожно. Как бы обязательная внеурочка в виде ранней профориентации каждого школьника, попытка встроить каждого ребенка в определенную страту и далее двигать его развитие строго в установленной колее – это тоже типичный форсайт. При этом история знает множество примеров, когда талантливый музыкант после вуза становился гениальным математиком. И вообще школа у нас всегда была центром фундаментального общего предметного образования, а с профессией человек определялся уже в совершеннолетнем возрасте. Но теперь все эти процессы решено изменить и ускорить.
После пространного выступления Кравцова один из депутатов задал вопрос куратору Стратегии в Правительстве Дмитрию Чернышенко, который также был подписантом от Правительства договора с Центром четвертой промреволюции Всемирного экономического форума об открытии их экспериментального филиала в России. Почему мы это вспомнили – да потому, что Чернышенко не имеет никакого отношения к образованию от слова «совсем». Континентальной хоккейной лигой он рулил – это да. Но причем тут он и образование – никак не можем понять. Впрочем, по такому принципу у нас наверху назначаются ответственные лица частенько.
Вот что ответил Чернышенко:
«Наша рабочая версия, цель – создание системы образования высокого качества, обеспечивающей обучение всех и развитие каждого, воспитание ответственных граждан, гуманитарное и технологическое лидерство страны, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики. Сюда включена и потребность человека в образовании в течение всей жизни, и воспитание ответственных граждан-патриотов».
Ловко можно выворачиваться с такими общими тезисами Стратегии. Напомним, что «всеохватное и непрерывное образование в течение жизни для всех» - одна из базовых целей устойчивого развития ООН. И за этим тезисом скрывается глобальная, а не национальная и суверенная, повестка.
В вопросах депутатов снова ярко показали себя как проводники идей глобалистов представители партии «Новые люди». Депутат Сардана Авксентьева поинтересовалась:
«Как персонализация образования будет отражена в новой Стратегии, как будут использоваться персонализированные возможности для анализа данных? Индивидуальные траектории есть в отдельных ведущих вузах, а вот в школах и колледжах их процент невелик».
Так она выразила запрос от авторов форсайта АНО АСИ, Сбера и прочих контор цифровизаторов на персональные образовательные траектории под контролем ИИ для каждого школьника, с последующим переходом на самообучение (как прямо говорится в программных докладах Сбера) на цифровых платформах.
«Что касается учета индивидуальных способностей, единое образовательное пространство этому не противоречит. У нас предусмотрено индивидуальное/профильное изучение предметов, индивидуальные особенности учитываются при доп. образовании. Что касается цифровых технологий, нам важно анализировать данные. В том числе – по отстающим школьникам, чтобы их число снижалось», - ответил Кравцов.
Чуть позже депутат Скрозникова от «Новых людей» продолжила лоббировать форсайт-повестку, спросив про системное внедрение «мягких навыков» (soft skills от ОЭСР и Всемирного банка, они же – «навыки 21 века» от трансгуманиста Сбера, они же – базовые навыки и компетенции, которые форсайтщики ставят в образование на первое место, перечеркивая фундаментальные предметы и науки). Их также системно внедрял содомит Исак Фрумин из Высшей школы экономики совместно с Грефом и т.д.
«Формально воспитание мягких навыков сегодня не связано с разными уровнями общего образования. Планируется ли создавать преемственность образования и воспитания на всех уровнях, единые воспитательные стандарты?», - спросила Скрозникова, на что получила положительный ответ.
Дежурные вопросы и ответы решил вновь разбавить «правдой-маткой» спикер Володин:
«Мы ждем от правительства конкретных решений в части снятия нагрузки со школьников. Сегодня они перегружены занятиями в школе, в среднем 4,5 часа потом уходит на домашку».
И снова можно только поддержать такую позицию. Только осталось разобраться, за счет чего сокращать школьникам нагрузку. Очевидно, это надо делать за счет деструктивных «Разговоров о важном», за счет разных внеурочек и проч.
Депутат Николай Коломейцев поинтересовался у Чернышенко объемами финансирования образования:
«У нас не более 3,5% бюджета выделено на финансирование образования. Будет ли выделено у нас на это в два раза больше денег из бюджета, как в странах, которые совершили прорыв в образовании в недавние годы? Китай, США, Южная Корея… Планируется ли начать готовить творческую личность, а не потребителя?»
Чернышенко ответил:
«Финансирование реализации Стратегии в основном будет из нацпроекта «Молодежь и дети»... Если потребуется дополнительное финансирование, уверен, что на системные изменения они будут найдены. По поводу предотвращения ошибок прошлого…нам надо нацелиться на будущее. В будущем у нас нет места образованию как услуги или выращиванию потребителей. Поэтому эти ошибки мы не сможем допустить, они законодательно будут заблокированы».
Важно заметить, что финансирование системных изменений в образовании – это одно, а увеличение зарплаты учителям – совсем другое. О последнем Чернышенко решил не говорить. Ранее министр цифры Шадаев прямо заявлял, что денег на зарплаты педагогам у Правительства – нет. А на оцифровку образования – денег сколько угодно.
Володин подытожил многочасовую дискуссию по Стратегии развития образования:
«Мы не должны замалчивать проблемы. Говорить о дефиците кадров. Когда президент говорит, что более 30% нам в школах не хватает учителей физики, математики… все равно упираются и говорят, что у нас все в порядке. Зачем мы врем и кому? Это же вред наносит. Детям и стране в итоге».
А нам остается еще раз напомнить, что в прошлом году эксперт ОУЗС Анна Швабауэр на Всероссийском семейном форуме озвучила конкретные предложения по реформе образования, выстраданные родителями, учителями и сторонниками сохранения традиционного образования. Пока не видно, чтобы их системно включали в Стратегию развития образования до 2036 года.
Приведем малую часть, полный список предложений - см. в конце доклада на сайте ОУЗС (https://ouzs.ru/news/reformy-obrazovaniya-problemy-i-puti-resheniya/):
«1. Провести с участием представителей органов власти, родительских организаций, научных деятелей широкое общественно-экспертное обсуждение проблем в образовании, нацпроекта «Образование», ФГОСов с целью внесения изменений для исключения деструктивных норм, негативно влияющих на образовательный процесс, для возрождения классических подходов в образовании и в целях разработки Основ госполитики в области образовании, соответствующих Стратегии нацбезопасности и Основам госполитики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
- Закрепить в 273-ФЗ «Об образовании в РФ» понятие и гарантии очного обучения в традиционной форме в полном объеме для исключения его подмены электронным обучением и (или) и дистанционными образовательными технологиями.
В указанных целях рассмотреть возможность дополнения ч. 2 ст. 17 273-ФЗ предложением либо примечанием следующего содержания: «Очная форма обучения предусматривает непосредственное взаимодействие педагогического работника и обучающегося в аудитории образовательной организации без применения ЭО и (или) ДОТ». (Это не отменяет возможности демонстрации тех или иных материалов по теме урока. Следует исключить смешение понятий «электронное обучение» и «демонстрация учебного материала»).
- Необходимо обеспечить научно обоснованную систематизацию образовательных программ, качественную переработку учебных пособий с учетом классических правил дидактики, соответствие заданий проверочных работ и любых аттестаций учебным программам.
- Необходимо разделить школьные экзамены и вступительные экзамены в ВУЗ, отказаться от ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; восстановить традиционные экзамены в школе; исключить тестовые системы проверки знаний детей в школе.
- Законодательно обеспечить для учащихся возможность сдачи всех аттестаций, экзаменов, участия во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников в традиционном формате без использования интернета, компьютеров.
Исключением может быть информатика в той части, в которой проведение олимпиады невозможно на бумажных носителях.
Запретить сдачу экзаменов в школе/ВУЗе «компьютеру» (так сейчас принимается в школе, например, «иностранный язык») как антинаучный, откровенно вредительский подход к взаимодействию с аттестуемыми, результирующий в большом количестве ошибок оценивания и в высоком уровне стресса у учащихся.
Принципиально исключить «тестовые» компьютеризированные подходы к сдаче экзаменов в школе/ВУЗах.
- Прямо обеспечить право граждан при получении образования отказаться от ЭО или ДОТ, в том числе в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и внести в указанных целях поправки в ч. 17 ст. 108 273-ФЗ.
- Признать утратившими силу поправки, внесенные 472-ФЗ, которые фактически легализуют электронные ресурсы в качестве равных традиционным бумажным учебникам и обязывают все школы создавать цифровую среду для обработки ПД детей в информационных системах без учета воли граждан по вопросу указанной обработки и с высоким риском блокировки права граждан на традиционную форму госуслуг в образовании (поправки в ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ).
- Признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа"... как системы типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента.
- Запретить федеральным законом формирование базы с цифровыми профилями / портфолио учащихся...»
Поживем – увидим, смогут ли немногие известные своей искренней патриотической позицией в образовании эксперты, включенные в состав рабочих групп при правительственной Стратегии воплотить в жизнь хоть что-то из данного списка. Здравые предложения в Госдуме мы тоже услышали – как и откровенное вредительство от тех же «Новых людей». Ждем конкретики – не без тревоги.