Вчера, в День знаний, в школы страны пришло 18 миллионов детей, из них полтора миллиона первоклассников. В университеты пришло около 5 миллионов студентов. Были линейки, утренники, песни, цветы. Все это конечно прекрасно, учиться, учиться и еще раз учиться надо любить. Но за цветастым фасадом и красивыми отчетами Минпросвета многим до сих пор не видна суть происходящего в нашем образовании. А суть эта очень проста – традиционную систему передачи знаний продолжают ломать через колено. Систему передачи знаний «учитель – ученик» продолжают втаптывать в грязь, нанося критический урон профессии педагога. Главный курс чиновников от образования – на глобалистов ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, на антиреформы Всемирного банка и капиталоцентричный, бизнес-подход, заточенный на постоянную «оптимизацию» расходов. Причем эта «оптимизация», т.е. сокращение бюджетных трат на материальное обеспечение школ, зарплаты учителей и персонала, не касается только одной области – цифровизации образования. Здесь миллиарды и миллиарды вваливаются на внедрение системы «персональных образовательных траекторий», «ранней профориентации», когда корпорации готовят себе кадры по нужной им программе почти с пеленок, а массовое качественное и общедоступное образование уходит в прошлое. За ненадобностью ИМ, «держателям портфелей человеческого капитала». Демонтаж традиционной системы идет системно, на всех уровнях. Причем те инструменты «первой волны», которые использовались для ее демонтажа ранее, несмотря на объективную несостоятельность, продолжают культивироваться и возводиться в высшую степень. Хотя даже они (речь о том же ЕГЭ, например) показывают все более и более низкие результаты. Рассматриваемая ныне Правительством Стратегия развития образования до 2036 г. призвана закрепить и завершить начатое «реформаторами». «Катюша» не устает предупреждать и повторять: если не остановить этот конвейер зла прямо сейчас, потеря страны станет лишь вопросом времени.

Россия вроде бы официально вышло из Болонского процесса. Вроде бы – потому что ориентир на примитивную западную тестовую систему в виде ЕГЭ – по-прежнему наше все. При этом сам ЕГЭ демонстрирует постоянное падение уровня знаний (насколько странные тесты способны его оценить, конечно). Так, по русскому языку, средний балл упал с 71,6 (2020 год) до 60,7 (2025). По английскому языку — было 73,3 в 2022‑м, а в 2025‑м — уже 64,1. По другим дисциплинам снижение также налицо: литература, обществознание, география, физика.

Статистика стобалльников тоже обескураживает: в 2025‑м на 100 баллов сдали ЕГЭ 6820 человек, тогда как в 2024‑м — 9500. Снижение почти на 40% (!). Дегенеративные, уничтожающие творческое мышление, шаблонные тесты как главный критерий оценки знаний выпускника и соискателя места в вузе полностью себя дискредитировали, они не тянут даже на имитацию образовательного процесса.

Приведем выдержки из важного материала коллег о сути ЕГЭ (https://www.nakanune.ru/articles/123745/):

«Член управсовета одной из московских школ, член Союза литераторов России и многодетная мать Анна Горностаева:

"Детей учат соответствовать определенным критериям. Они могут быть самые странные. Например, в английском языке нельзя начинать параграф с определенного слова. И детей на это натаскивают — что с этого слова начинать параграф нельзя. А вот с этого слова — можно. Если мы описываем на графике проценты, то цифра процентов должна появиться обязательно в первом предложении первого параграфа. Если во втором появится – то уже будут сняты баллы. И сами критерии меняются за день до экзамена или в день экзамена, причем об этом не знают ни учителя, ни эксперты, ни преподаватели на курсах. И очень легко поменять какое-то слово, сделать его запретным. Раньше нельзя было начинать с одного слова предложение, а вот сегодня — с другого нельзя начинать. В результате таких махинаций можно снять много баллов. Мы вообще не говорим ни о знаниях, ни об образовании", — рассказала Горностаева.

Она привела такой пример на ЕГЭ по английскому. Нужно описать картинку, на которой изображены доктор и собака. Если вы скажете, что собака заболела и ее привели к ветеринару, то баллы вы не наберете. Нужно сказать ключевое слово — ветклиника. Хотя ни в задании, ни на картинке не написано, что это ветклиника, ребенок должен это слово произнести.

"От детей ждут, чтобы они пришли к стандартизированному мышлению и не отклонялись от него ни на шаг. Если же ребенок творческий или имеет дополнительные знания, то его шансы резко снижаются", — отмечает Горностаева.

Еще один пример — ЕГЭ по информатике, по которой, кстати, апелляции нет, так как баллы считает компьютер. В вопросе №22 нужно было решить задачу, в которой в разное время запускались разные физические процессы и нужно было посчитать, сколько процессов работало одновременно на 15-й секунде. Но не было уточнения, включать ли в это число тот процесс, который начал работать на 15-й секунде. По обычной логике, включать нужно, так как он уже начал работать. И когда дети готовились к экзамену, их учили, что этот процесс нужно засчитать, так как он уже работает, как и тот процесс, который закончил работать на 15-й секунде. Но в день экзамена все изменилось, и те процессы, которые начали и закончили работать на 15-й секунде, уже не включаются. Разве это не издевательство?

Недавно учительница Елена Шубина из Вельска Архангельской области на своем опыте убедилась и в странных требованиях на ЕГЭ, и в бессмысленности апелляции. Она попыталась оспорить свои 95 баллов на ЕГЭ по географии. Пять баллов были сняты фактически ни за что, но оспорить результат ей не удалось.

В одном из заданий нужно было объяснить причины увеличения количества снежных лавин на Камчатке и в горах Кавказа в связи с изменениями климата. К слову, это в школе не проходят или упоминают вскользь. Она указала обе причины, которые надо было указать, но не попала в формулировки составителей ЕГЭ. Нужно было написать, что тает снежник, а у нее: тает снег. Она возмущена: а разве снежник — это не снег? Оказывается, нет, нужно писать только "снежник". Она считает, что это спектакль, а апелляция бесполезна».

А что у нас с педагогическими кадрами? Апофеозом вставшей перед всеми нами бездны стал диалог (точнее, его попытка) спикера и вице-спикера Госдумы с министром просвещения Сергеем Кравцовым на заседании Совета законодателей в мае с.г.

Министр Кравцов: «По нашим официальным данным, нехватка педагогов в школах сегодня не более 2%».

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая: «Если у нас министерство полагает, что все хорошо (с педагогами – прим. ОУЗС), зачем вы формируете запрос на иностранных педагогов, на мигрантов? Образование – это фундаментальная основа нацбезопасности. Вы нам заявляете через Правительство: нам не хватает педагогов, дайте нам иностранцев. Каким образом это соотносится с целеполаганием по воспитанию и образованию российского гражданина? И сегодня 500 тысяч вакансий педагогов, заявленных в публичном пространстве – это ситуация, крайне беспокоящая всех, кроме вас, судя по всему, почему-то».

Спикер ГД Володин: «Сергей Сергеевич, есть, что ответить?»

Министр Кравцов: «Нет».

Еще раз – министр и его контора просто не признают, не видят, закрывают глаза (можно как угодно это воспринимать) на нехватку полмиллиона учителей в российских школах (!). А нехватка эта сложилась из-за того, что некогда самая уважаемая в стране профессия, усилиями цифросекты и адептов рыночного подхода в социалке, превратилась в самую рабскую, оплеванную и недоходную. Реальная средняя зарплата учителя во многих регионах в два и более раз ниже заявленной в отчетах чиновников. Естественно, молодежь не спешит оканчивать педвузы и, тем более, идти в учителя после получения диплома. Только около 30% выпускников реально идут работать в школу. Но и они обычно остаются там недолго…

Все эти проблемы должна была остро поставить и немедленно начать решать инициированная Правительством Стратегия развития образования до 2036 года. Но разбор «Катюшей» этого усиленно скрываемого от общественности (до сих пор) документа однозначно показал (https://katyusha.org/obrazovanie/strategiya-unichtozheniya-tradiczionnoj-shkolyi-do-2036-goda.html): основное содержание Стратегии – тот же прикрытый фиговым листком форсайт Пескова и Лукши из АСИ и «Сколково» - «Образование 2030-2035». А сам этот форсайт, если кто забыл, предусматривает полный демонтаж системы «ученик – учитель» и переход большинства людей на «самообучение» перед монитором под «руководством» нейросети. Которая будет выбирать и писать одну из заданных «людеардерами» персональных образовательных траекторий для подопытного. То есть определять человека в одну из условных страт (каст), что будет влиять далее на всю его судьбу. А живое обучение в классах, с бумажными учебниками, тетрадями и досками с мелом должно остаться уделом «избранных», самопровозглашенной «элиты». 

И «наши» чиновники от образования (без кавычек правда уже не получается) продолжают уничтожать наработанную нашими предками за века систему, вводя фактически ежегодный ЕГЭ для успешного перевода в следующий класс – в виде ВПР/МЦКО (https://t.me/ouzs_ru/10838). Это внешняя оценка знаний учеников, за которую отвечает Рособрнадзор. А сама школа лишается главной функции, лишается самоуправления в процессе передачи знаний, становится частью того же единого цифрового рейтинга, в который вгоняют, в зависимости от уровня успеваемости и внеурочных заслуг, и самих обучающихся. Законопроект об обязательных ВПР в школах принят Госдумой в первом чтении, не за горами, очевидно, и полное его согласование.

На этом фоне депутаты и команда Кравцова продолжают продавливать тему отказа от домашних заданий, наделения внеурочки вроде ранней профориентации, «Разговоров о важном», финграмотности и проч. статусом обязательных уроков. Нагрузка на школьников растет, а уровень знаний в условиях постоянного стресса и натаскивания на тесты – только падает. И да, новые миллиарды выделяются на «интеграцию образовательных отношений» в ГИС, в ЭЖД на портале Госуслуг, на «умные» ЖК-панели, шлемы виртуальной реальности – вместо бумажных дневников, досок с мелом, тренажеров и ворот в спортзалах и т.д.

Вот такие невеселые мысли о будущем российского образования в светлый в общем праздник – День знаний. Самое страшное – никаких предпосылок для позитивных перемен при нынешних госуправленцах в образовании не видать. Сплошной Греф с его «ИИ в каждую школу» и песковы/лукши/фрумины/чернышенки/мишустины с онлайн-обучением и «навыками 21 века». Если срочно не лечить эту систему, которой уже требуется радикальная операция, завтра будет поздно. Для всей страны.  

02 Сентября 2025 в 05:58
205