Казахстан переходит на латиницу. Об этом глава страны сделал соответствующее распоряжение и поручил правительству составить график перехода казахского алфавита на латиницу, сообщается в статье за подписью самого Нурсултана Назарбаева, опубликованной в газете «Егемен Казахстан» («Независимый Казахстан»).

«До конца 2017 года после консультаций с учеными и представителями общественности должен быть разработан единый стандарт нового алфавита и графики на латинице. С 2018 года надо готовить специалистов для обучения и выпускать учебники для средней школы. В ближайшие два года надо провести все организационные и методические работы», – указал в статье президент Казахстана.

Следует отметить, что данное мероприятие, мягко говоря, не из дешевых – оно требует огромных затрат – и, без преувеличения, имеет для страны эпохальное и судьбоносное значение. Как же объясняет необходимость реформы письменности сам Назарбаев?

«Есть глубокая логика перехода на латинскую письменность. Это связано с современными технологиями, средой и коммуникациями, также с особенностями процессов в обучении и науке 21-го века. Со школьной скамьи наши дети изучают английский язык и учат латинские буквы, поэтому для молодого поколения не должно возникнуть никаких трудностей и преград. До конца 2017 года с помощью ученых и обсуждения в обществе необходимо принять новый стандарт графики алфавита», – пишет национальный лидер.

Однако в этом утверждении имеется изрядная доля лукавства. Поскольку отнюдь не английский язык и процесс глобализации является причиной языковой реформы. Ведь внедрение латиницы есть не что иное, как переход на турецкий алфавит, который, кстати, уже неофициально используется казахской диаспорой в Турции.

Примечательно, что в аналитической записке комитета науки Министерства науки и образования Казахстана, посвященной переходу на латиницу, прямо указывается, что причиной такого решения является идеологический аспект: «Смена идеологических парадигм, вызванная различными факторами – распадом империй, борьбой за национальную независимость, необходимостью модернизации и адаптации к новым историческим условиям и т.д. – всегда вызывала ответную реакцию, в том числе в виде постановки вопроса о смене языковой графики». Или даже цивилизационный выбор. Так, обращаясь к опыту Турции, авторы исследования указывают, что причиной перехода на латинскую графику было стремление Мустафы Кемаля Ататюрка «быть ближе к западной» цивилизации.

Так к какой цивилизации хочет быть ближе Нурсултан Назарбаев и от каких идеологических парадигм отказывается, меняя кириллицу на турецкий алфавит?

Перевод на латинскую графику (на турецкий алфавит) всех тюркоязычных народов, живущих на постсоветском пространстве, рассматривается пантюркистами как важнейший и совершенно необходимый шаг построения «Великого Турана». Так они называют единое государство от Балкан до Сибири, в которое должны войти все тюркские (а так же покоренные ими) народы, которое собираются построить под главенством Турции.

Эта идея, рожденная более сотни лет назад, получила новый толчок после распада СССР, когда Турция ринулась «осваивать» постсоветское пространство, стремясь распространить свое экономическое, политическое и культурное влияние на Азербайджан, страны Центральной Азии и ряд регионов России.

Инструментами реализации турецкой «мягкой силы» в Казахстане и Средней Азии стали Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию при премьер-министре Турции (ТИКА), которое работает и со странами Центральной Азии и приняло участие в создании ряда межгосударственных структур, где играет ключевую роль: Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ), Совет сотрудничества тюркоязычных государств, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Фонд писателей и деятелей искусства тюркского мира (ТЮРКСАВ), Тюркская академия (расположена в Астане), Международная ассоциация инженеров и архитекторов Тюркского мира.

В регионе работают турецкие школы и лицеи, вузы, учеба в которых считается весьма престижной и где учатся дети местной элиты. Здесь функционируют многочисленные протурецкие СМИ, совместные культурные проекты, действует несколько программ молодежных стажировок и обменов и изучение турецкого языка.

Наиболее тесные и продвинутые отношения у Турции с Казахстаном. И это понятно – ведь Анкара является одним из главных торговых партнеров для этой наиболее развитой в экономическом плане страны региона. Так, уже на конец 2014 года объем прямых турецких инвестиций в Республику Казахстан составил 2 млрд долларов.

В апреле 2015 года в Астане прошел казахстанско-турецкий бизнес-форум, в котором приняли участие главы обоих государств. На нем президентам Казахстана и Турции были презентованы 25 реализованных и перспективных проектов с участием инвестиций турецких компаний в различных отраслях промышленности. В настоящее время проводится работа по созданию казахстанско-турецких индустриальных зон в Алма-Атинской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. В них планируется реализовать проекты по производству строительных материалов, текстиля, кожаной продукции, бытовой химии. 19 февраля 2016 года в Стамбуле состоялся инвестиционный бизнес-форум Казахстана и Турции, в котором приняли участие представители правительств и предприниматели двух стран.

Но экономика, торговля – это все хорошо, но зачем же устраивать «цивилизационный разворот»? Неужели старый коммунист Назарбаев, считающийся нашим надежным союзником, страна которого прочно связана с Россией экономическими, национальными, цивилизационными связями, оказался предателем и строителем «Великого Турана»?

Впрочем, сегодня, когда сын молдавского еврея-цеховика становится главарем фашистской хунты и сыпет бандеровскими лозунгами, ничему не приходится удивляться.

Начиная с 2011 года в окружении казахстанского лидера стали звучать националистические, антиинтеграционные (против ТС, ЕАЭС и ОДКБ), а порой и русофобские речи. А 12 октября 2012 год уже сам Нурсултан Назарбаев произносит в Стамбуле: «После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии». А далее он провозгласил: «Между Белым морем и Алтаем живет более 200 миллионов наших соплеменников. Если бы они объединились, мы стали бы большим и влиятельным в мире государством».

У многих эти слова «союзника» вызвали настоящий шок. Однако люди, более близкие к проблематике Казахстана, знают, что в подобных утверждениях Назарбаев и его придворные идеологи ищут «обоснование» не только его личного величия, но и независимости Казахстана.

Кроме того, кто-то из окружения лидера настойчиво убеждает его в том, что тюркский национализм является прекрасной защитой от угрозы поглощения не только Россией, но и Китаем. Тут необходимо ответить, что для лидеров постсоветских республик интеграционные процессы приемлемы, покуда ничем не ограничивают их личную власть по принципу «не учите меня жить, лучше помогите материально».

Теперь к числу «полезных качеств» пантюркизма в глазах Нурсултана Назарбаева добавилась надежда, что эта расистская по своей сути идеология, может выступить антитезой интернациональному радикальному исламизму, который с недавних пор становится серьезной проблемой в Казахстане.

Впрочем, у дьявола две руки, и джихадисты (пользующиеся американским покровительством), как и протурецкие пантюркисты, делают одно общее дело – оторвать Казахстан от нашей страны и дестабилизировать его, взорвать, отсекая пылающей степью от России Среднюю Азию.

За всеми попытками раскачать ситуацию в этой республике – от вооруженных вылазок салафитов до стравливания жузов в межклановой борьбе – отчетливо проступает силуэт Дяди Сэма. А в Вашингтоне даже не пытаются скрыть, насколько важен Казахстан для геополитики США.

Следует отметить, что Казахстан вовсе не так монолитен, как кажется. Помимо того, что 20 процентов населения – русские (в 2016 году – 3 644 529 человека), проживающие главным образом на севере республики, немало внутренних противоречий между самими казахами, разделенными на жузы (племенные союзы) и кланы. И в такой ситуации, как мы видим на опыте Украины, «смена идеологических парадигм» может запросто спровоцировать глубокий раскол общества и страны и даже вылиться в гражданскую войну. О чем, несомненно, мечтают те, кто навязывает руководству Казахстана крайне опасные и провокационные идеи.

Борис Джерелиевский
14 Апреля 2017 в 12:32
8609