Внезапно для стороннего наблюдателя вдалеке от митингующих Минска и Хабаровска — в Башкирии — произошла ситуация, которая могла случиться в любом регионе страны и которую должны пошагово изучить в Кремле, дабы далее не доводить людей до открытого бунта. Заодно необходимо разобраться и с «социальной ориентированностью бизнеса», ибо экология в этой истории была на втором месте. Итак, после недельного противостояния глава Башкирии Радий Хабиров в ходе встречи с людьми поддержал инициативу по созданию совета, на котором будут обсуждаться вопросы, связанные с разработкой шихана Куштау. «Сейчас нам всем надо успокоиться. Теперь по нашим ребятам. Ни у кого нет желания крови и так далее. Хватит, накушались крови… Нам всем нужно остановиться. Есть много вопросов и у вас ко мне, и у меня к вам. Прошу наиболее активных сесть с нами за стол переговоров. Одна просьба: определитесь и выберите старших. Завтра будем разговаривать. Мы готовы по крупицам разбираться в ситуации», — сказал он.

Хабиров сообщил, что работы на горе Куштау приостановлены, полиция уйдет, а задержанные будут отпущены, кроме тех, кто применял силу против полиции, — с ними, по его словам, будут решать в соответствии с законом, и он не имеет права звонить судьям и приказывать. Сегодня пройдет встреча первого такого совета с представителями обеих сторон, и есть надежда, что это станет решением многих проблем — как экологических, так и социальных. При этом главе республики пришлось чуть только не тушить разгорающийся пожар, который из мирного протеста против разработки известняка на уникальной горе грозил вылиться в социальный бунт, где люди припомнили всё «эффективным манагерам» из Башкирской содовой компании, которые ныне стали частично гражданами Канады и строят «скромные домики» на юге Франции. Само собой, как и полагается при любом протесте, там появились местные националисты, навальнисты и фанаты девочки Греты, дабы поиметь политпрофит и просто попиариться, что превращало возмущение граждан в политическую акцию.

Напомним, с начала этого месяца началось противостояние местного населения и АО «БСК», которое получило лицензию на разработку шихана сроком на 20 лет. Уже тогда люди высказались против этой разработки, а в этот раз на гору пришло свыше тысячи человек, чтобы остановить технику. Тогда же туда явились сотрудники ЧОП БСК, которые устроили драку. Чиновники вначале встали на сторону содовой компании и отправили на гору ОМОН, начались столкновения. 22 человека, по версии правоохранителей, и 70, по версии защитников горы, были задержаны сотрудниками правоохранительных органов.



Собственно, о чем идет речь, очень хорошо рассказывает документальный фильм канала «Наука 102», который вышел еще два года назад. И там российские ученые просто великолепно объясняют ценность и уникальность подобных гор. Притом как бы обвинять канал «Наука» и профессора в том, что они за два года до нынешних событий готовили нынешние протесты, мягко говоря, смешно.

rKj1SVFnNBU

«Руководство компании и так не вкладывается ни в очистные сооружения, ни во что, а теперь решили забрать наше последнее — природу. Туда вся округа ездила отдыхать, великолепные озера и леса, чудесный воздух, что в нашей местности просто редкость», — рассказала РИА «Катюша» жительница республики Людмила.

Надо отдать должное — подход к вопросу у руководства компании глупым не назовешь. Если те вышли на защиту горы, то мы выведем людей на защиту завода — достаточно только объявить: либо гора, либо их рабочие места. А гора детей кормить не будет. В итоге 9 августа местным властям стоило задуматься, не послать ли ОМОН к заводу, так как на митинг вышли уже работяги с требованием обеспечить завод сырьем, а их — зарплатой.



Что бы было дальше, не начнись эти переговоры, и что будет дальше — неясно, но если эти две толпы, где у каждого своя правда, сойдутся, то беды не миновать, не говоря про прямую дестабилизацию в республике и перехват информационной повестки радикалами. Впрочем, это все последствия, а причину необходимо искать еще в 2013 году. Необходимость Куштау для содового производства и невозможность использования альтернативных месторождений известняка БСК аргументирует тем, что завоз известняка из других мест резко понизит рентабельность, и предприятие закроется. Альтернативные месторождения располагаются на расстоянии от 60 до 500 км до содового производства. Однако уже отмечалось, что Березниковский содовый завод в Пермском крае, который принадлежит той же группе компаний «Башхим», что и БСК, транспортирует известняк с Чаньвинского месторождения на расстояние 85 км и нормально работает, а Крымский содовый завод привозит известняк с Баксанского месторождения за 120 км и тоже не несет убытков.

И ладно бы завод был убыточный, но, как выяснили СМИ, владельцы компании — бывшие жители республики и России, а ныне граждане в том числе Канады и Швейцарии Исламов, Черников и Харисов — обустраиваются за границей. Идет обустройство их поместий во Франции. Проводится благоустройство территорий, создаются новые аграрные производства, развивается экотуризм, планируется построить рестораны и гостиницы. Стоимость проекта реконструкции, по некоторым оценкам, может достигать 100 млн евро, или 8 млрд 670 млн рублей. По данным Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан аффилированными лицами АО «БСК» являются АО «Башкирская химия» доля участия в уставном капитале акционерного общества составляет 57,18 %, АО «Региональный фонд» доля участия 38,28 % (конечный бенефициар — Правительство Республики Башкортостан), оставшиеся 4,5% акций принадлежат миноритариям. АО «Башкирская химия» владеет контрольным пакетом акций, что даёт право принимать решения относительно функционирования акционерного общества. АО «Региональный фонд» владеет блокирующим пакетом акций, что даёт возможность принимать управленческие решения в случае отсутствия владельца контрольного пакета акций. Притом, как утверждают местные жители, компания вообще зарегистрирована в офшоре и не платит налогов ни в республике, ни в России.

И эта зарубежная (а какая она наша, если вкладывает во Францию и налоги платит в «цивилизованных» странах) компания теперь не просто стала использовать рабочих как крепостных, угрожая оставить их семьи без куска хлеба, владеть стратегическим предприятием, но и довела ситуацию до столкновений с перспективой дестабилизации общей ситуации.

Да, в этот раз повезло — Хабирову вроде бы удалось не допустить взрыва. Но никто не застрахован от того, что скоро все вспыхнет снова. Не в Башкирии, так в другом месте, ибо все сказки про «социальную ответственность» бизнеса у нас будут упираться в очередной «шихан», а «домик во Франции» за 100 млн евро будет превалировать над интересами людей. И так будет либо до массовых протестов, либо до революции сверху, когда государство научится принуждать толстосумов тратить большую часть заработанного на людей, в т.ч. на строительство социальных объектов.

РИА Катюша

Читайте наш сайт!!!

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
17 Августа 2020 в 06:29
8237