Небольшая важная предыстория – еще в 2019 г. мы разбирали документ под названием Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий до 2027 года, дающий зеленый свет ГМО-продукции . К сожалению, темой снижения барьеров в этой сфере озабочены и в Кремле. На совещании по развитию генетических технологий в ноябре 2021 г. Владимир Путин заявил:

«Совершенно очевидно, что законодательство в сфере генетики должно открывать простор для научного поиска и создания инноваций в медицине, ветеринарии, селекции, в других сферах. Вместе с тем нужно чётко обозначить и пределы допустимого использования генетических технологий. Речь идёт не только о современном правовом регулировании, но и о соблюдении этических норм: они должны быть понятны и признаны исследователями и бизнесом и, что принципиально важно, приняты обществом, пользоваться доверием людей».

Как мы хорошо понимаем, «простор для научного поиска и создания инноваций» для технократов означает уничтожение действующей регуляторики, которая худо-бедно была сориентирована на защиту прав, здоровья и безопасности граждан. Да и с «пределами допустимого» все не очень хорошо. Президент РАН А. М. Сергеев, вместо традиционного приветствия и поздравлений коллегам, на предновогоднем заседании Президиума РАН в конце 2021 г. выступил с сообщением о юридических проблемах генно-модифицированных организмов. Сергеев привел слияние корпораций «Монсанто» (США) и «Байер» (Германия) как положительный пример развития технологий ГМО в мире. Хотя на самом деле «Монсанто» «продалась» «Байер» только потому, что в США она проиграла около 50 судебных процессов фермерам соевого пояса США, которые перед посевом сои (по технологиям «Монсанто») заливали свои поля сильным канцерогеном — раундапом, — и многие из них заболели раком.

В итоге участники заседания поддержали Сергеева, согласившись с тем, что «российское законодательство в отношении генетико-инженерных технологий не отвечает современному уровню развития этой области». В общем, тот же лоббизм, даже не на новый лад.

Однако наше научное сообщество в этом вопросе, к счастью, не единодушно. Академик РАН Виктор Драгавцев – генетик-селекционер с огромным опытом и собственной научной школой давно показывает не на словах, а на деле, что методами традиционной селекции, усовершенствованными современными технологиями, можно добиваться увеличение урожая в 10-15 раз. При прошлой попытке захода транснациональных корпораций в наши высокие кабинеты Драгавцев дал однозначный аргументированный ответ: ГМО далеко не безопасно .

А в начале этой недели состоялось заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, где обсуждали нормативно-правовое регулирование в сфере обращения ГМО. С каким же упорством «геноулучшатели» стремятся ввести в растения и нашу пищу свои «инновации», просто очень похвально! На этом заседании Драгавцев напомнил оппонентам о том, что главный нормативный акт, регулирующий обращение ГМО в России на сегодня – «Стратегия национальной безопасности РФ».

Данный документ запретил выращивание в РФ генно-модифицированных (ГМ) растений, запретил ввоз семян ГМО с целью их посева и выращивания, а также их оборота. Запрещено выращивание и разведение ГМ-животных, генетическая программа которых изменена методами генной инженерии, или которые содержат генетический материал искусственного происхождения. Кроме того, Стратегия требует строгого контроля за ввозом и оборотом продовольственной продукции, полученной с использованием ГМО.

Другим указом, № 20 от 21 января 2020 г., президент России утвердил еще один важнейший документ — «Доктрину продовольственной безопасности РФ». В ней развиваются все положения Стратегии нацбезопасности и дополнительно учитываются положения «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.».

Подробности правовой аргументации можно прочитать в статье Драгавцева , а суть апрельского заседания в Совфеде заключается в том, что академик оказался вовсе не одинок в своей позиции. Его поддержал коллега – выдающийся микробиолог и генный инженер, академик Владимир Дебабов. высказавший правильную, понятную и не специалистам мысль:

«Необходимо различать, делаем мы геномную инженерию на бактериях, на теплокровных животных или на растениях. На бактериях это делать легко, мы уже давно этим занимаемся. А у растений геномное редактирование работает совсем не так – у мягкой пшеницы, например, 120 тыс. генов, а у американской секвойи – 600 тыс. генов. Именно поэтому она так хорошо адаптируется к любым колебаниям климата. Как узнать, какой ген вносит положительный результат в урожай, а какой – отрицательный? Это нужно целому НИИ лет 50 изучать изменения каждого отдельного гена. Просто нереально. И если задачу можно решить более простым способом, нам не надо тратить столько усилий на секвенирование генома».

Поддержал коллег и еще один академик РАН – гендиректор АО «Щелково Агрохим» Салис Каракотов. Он заявил, что категорически против легализации ГМО не в научных масштабах.

«Прежде чем обсуждать изменения в закон 1996 года, нам надо вообще понять – а нужны ли нам эти ГМО? ГМО – это бизнес химиков, прежде всего. А генетики-селекционеры, растениеводы в принципе не занимаются обрезкой генома. И еще важно понимать, что работы на молекулярном уровне никак не выходят на генотипический уровень. Мы же сделали открытие: при изменении условий окр. среды сразу же начинают меняться определенные продукты генов, а в случае засухи в дело вступают совсем другие наборы продуктов. То есть выбор набора продуктов генов происходит под воздействием среды, а не из-за воздействия другого генома», - отметил Каракотов.

Еще один серьезный эксперт, выступивший против ГМО в аграрном деле – экс-губернатор Белгородской области (самый значимый регион России по продовольствию), сенатор Евгений Савченко. Он выступил как настоящий академик, отметив, что «мы до сих пор не знаем, как организована наследственность, как взаимодействуют между собой группы генов и их продукты. Если мы этого не знаем, то как можно быть уверенными, что ГМО не принесут страшного вреда».

Доводы лоббистов в СФ конечно не могли не прозвучать. Вице-президент РАН Ирина Донник, специализирующаяся на ветеринарии (!), начала передавать заученные мантры о том, что «в области геномного редактирования Россия отстала от конкурентов на 30-40 лет». В общем, надо срочно догонять… вот только кого и зачем? При нашем уровне развития экономики мы никогда не догоним крупнейшие ТНК с годовым оборотом 10-15 млрд. долларов. А если мы их никогда не догоним, значит, по ее же логике, надо давать этим конторам зеленый свет в России. Корпорация «Байер-Монсанто», между прочим, уже основала свой исследовательский центр на Урале. И можно не сомневаться – они пришли сюда делать бизнес, никакие реально прорывные и прогрессивные технологии «партнеры» нам не продавали и не отдадут.

Далее «Катюша» приводит эксклюзивный комментарий по полемике вокруг легитимизации ГМО от академика Драгавцева:

«Но если мы допустим их в страну, следующим шагом они обязательно завезут к нам свои ГМО. Все наши сорта, которые сейчас на полях, они вытеснят, будут модифицировать и т.д. Наша Сельхозакадемия, к сожалению, превратилась в отделение с/х наук РАН. За последние 10 лет ее сотрудники не смогли добиться повышения урожайности отечественных культур, израсходовав при этом 240 млрд. руб. Вот такая «эффективность» от 260 научных институтов Сельхозакадемии.
Главное – у нас есть свои технологии, свои селекционные центры, с которыми я активно сотрудничаю. Например, наш сорт пшеница «Гренада» дает урожай в 15 и выше раз по сравнению со средней нормой, и значительно выше, чем любое ГМО.
Выступая в Совете Федерации, я рассказал, что в феврале 2022 г. в Москве состоялась презентация коллективной монографии, написанной британскими молекулярными генетиками. Она называется «Энциклопедия ГМО». Там прямо говорится, что все современные методы редактирования генома вроде CrispR/Cas9 – это черный ящик. Что в нем появилось – узнаем только через 10 лет. Поэтому я утверждаю, что на сегодня надежного метода геномного редактирования в мире нет. Более того, уже доказано, что при использовании этого метода возникают сотни и тысячи мутаций – в других местах ДНК, в других хромосомах. То есть он наносит страшный вред всему геному, это очень опасно. Поэтому китайского ученого и посадили на пять лет, когда попытался этим методом залезть в организм маленькой девочки.
И сейчас лоббисты собрались отменять наши законы о запрете использования ГМО в России, но сами толком ничего по этой теме не знают. Вообще как таковой полемики на круглом столе в СФ не получилось. Лоббисты напирали на то, что мы обсуждаем необходимость изменения закона о ГМО, а не их вред/пользу. А что, нам разве не надо это выяснить перед возможным принятием закона?
Я напомним коллегам, что 25 июля 2018 г. Европейский биологический арбитражный суд в Люксембурге единогласно проголосовал за приравнивание всех методик получения ГМО к вредным для человека и окр. среды – в том числе и редактирование генома. Поразительно, как директора научных институтов этого не знают.
В недавнем Постановлении РАН прямо сказано, что нам надо выкинуть все законы, ограничивающие ввоз и использование ГМО в стране. Это конечно недопустимо. Это будет концом нашего независимого растениеводства и смертью отечественной селекции»,
– подытожил Драгавцев.

Добавить к этому экспертному мнению нам просто нечего. Очень надеемся, что здравый смысл и позиция честных и профессиональных академиков, не занимающихся лоббированием технологий глобалистов по варварскому вмешательству в геном людей и других живых организмов с сомнительными перспективами, в итоге возобладают. А все желающие резать гены людей, якобы с целью избавления от наследственных тяжелых заболеваний и профилактики только вероятных болезней, закончат как китаец Хэ Цзянькуй – тюрьмой вместо Нобелевки.

P.S. Для справки:
Ситуация с ГМО по другим странам мира (из материала академика Виктора Драгавцева):

1. В России: с июня 2016 г. — полный запрет на выращивание ГМО, на ввоз ГМО для выращивания и распространения, на ввоз продуктов, содержащих ГМО.
2. В Австралии: в Южной Австралии ГМО полностью запрещены. Тасмания запретила ГМО до 2029 г.
3. В Японии: запрещены посевы и высаживание ГМО культур. ГМ рапс (из Канады) стал злостным сорняком Японии, требующим больших затрат на борьбу с ним.
4. В Новой Зеландии: Любые ГМ культуры полностью запрещены.
5. В Германии: запрещена ГМ кукуруза. Готовятся запреты для других ГМ культур.
6. В Норвегии: с 2014 г. все ГМ культуры запрещены.
7. В Австрии, Венгрии, Греции, Польше, Болгарии, Люксембурге и Италии — все ГМО запрещены.
8. Во Франции: с 2008 г. запрещено выращивание ГМ кукурузы фирмы «Монсанто».
9. В Ирландии: с 2009 г. запрещены все ГМ культуры.
10. На острове Мадейра: запрещены все ГМ культуры.
11. В Швейцарии: запрещены ГМ культуры до 2021 г.
12. В Индии: запрещены ГМ баклажаны. А ГМ хлопчатник «Монсанто» привел к большой трагедии. По сообщению газеты Daily Mail около 125 000 фермеров-хлопководов покончили жизнь самоубийством из-за необходимости увеличивать дозы раундапа против быстро приобретающих устойчивость к раундапу сорняков.
13. В Таиланде: была завезена с Гавайских островов ГМ папайя. Она одичала и стала злостным сорняком, угнетая другие культуры. Поэтому Япония отказалась от импорта ГМ папайи из Таиланда.
14. В Финляндии: запрещены все ГМ культуры.
15. В США сегодня выращивают только следующие ГМ культуры: кукурузу, рапс и сою. В США одобрили ГМ люцерну, кабачки, сахарную свеклу и томаты, но на сегодняшний день фермеры их на полях не выращивают.

РИА Катюша

Читайте наш сайт!!!

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
30 Апреля 2022 в 08:28
3768