Раньше, буквально несколько лет назад, нападки на Русскую православную Церковь в СМИ и социальных сетях носили характер информационных кампаний («попы на мерседесах», «патриарх с часами», Пусси Райт в Храме и др) - и далеко не всегда достигали поставленной цели, зачастую напротив, способствуя мобилизации верующих. В последнее время характер нападений изменился - в дело вступила либеральная «пятая колонна» , окопавшаяся в церковных структурах - и эта деятельность гораздо опасней и для Церкви и для государства, особенно в условиях угрозы втягивания России в большую войну, пусть и в «гибридной» форме . Среди таких угроз (в дополнение к объективно существующим проблемам с экуменизмом части епископата и церковными поборами), запущенных как бы изнутри Церкви - попытки замены церковно-славянского языка русским языком на богослужениях и попытка церковных власовцев рассорить Церковь и армию, отказавшись от освящения оружия.

Скандал c запретом освящать оружие, в частности, баллистические ракеты, возник после публикации в «Независимой газете» и ряде других СМИ сообщении о неком проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», опубликованном на сайте Межсоборного присутствия РПЦ для всеобщего обсуждения.

В проекте говорилось что несмотря на то что «защита Отечества с оружием в руках благословляется», в традиции православной церкви «не отражено и не соответствует содержанию самого чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для «освящения» любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения».

Документ был опубликован от имени комиссии по церковному праву, фактически одним из основных авторов данной провокации, как следует из той же «Независимой газеты», стал известный церковный власовец прот. Георгий Митрофанов . Этот человек является одним из лидеров либерального крыла Санкт-Петербургской епархии, преподает в местной духовной академии и много лет считался чуть ли не серым кардиналом этого учебного заведения. В отличии от консервативно настроенных батюшек, Митрофанов регулярно появляется в телеэфире и в печатных СМИ, озвучивая от имени Церкви порой весьма странно звучащие из уст священнослужителя вещи, вплоть до явных провокаций - которые отвращают от Церкви миллионы людей. В частности, в своих интервью Митрофанов откровенно врал что в Православии не сложилось идеала семьи, называл св. Петра и Февронию мифологическими персонажами, высказывался в поддержку самоубийств (эвтаназии). Мало того, называющий себя «историком» Митрофанов много лет занимался прославлением предателя генерала Власова, который во время Великой Отечественной сдался в плен фашистам и перешел на их сторону, Митрофанов же ввел в оборот иезуитский термин «победобесие». Патриотические организации неоднократно требовали от священноначалия урезонить Митрофанова, а еще лучше-просто запретить его в служении, однако либеральное лобби и стоящие за ним западные круги, к сожалению, до сих пор сильны - и как показывает нынешняя история с запретом освещения оружия, продолжают работать против Церкви и против России.

Надо ли говорить, что появление названного документа вызвало серьезный скрытый конфликт и в самой Церкви, и в армии, где только-только начался процесс духовного возрождения, появился институт военного священства, и где в случае вступления документа в силу (обсуждение проекта священноначалием намечено на 1 июня) отношение к Церкви может сильно поменяться. Против документа выступили ряд авторитетных батюшек, в том числе известные представители военного духовенства, от прот. Димитрия Смирнова до настоятеля Патриаршего подворья при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) протоиерея Михаила Васильева . С критикой провокации Митрофанова выступил и советник Святейшего Патриарха, зампредседателя ВРНС Александр Щипков.

Одновременно с антиармейской провокацией в Церкви развивается и другой скандал, подрывающий единство Церкви и доверие огромного количества верующих. Речь о попытках церковных либералов заменить в богослужебном обороте церковно - славянский язык на современный русский. Опасность тут в том, что церковно-славянский язык сейчас используется на всей канонической территории РПЦ-и на Украине, и в Белоруссии, и дальнем зарубежье. Можно себе представить что начнется, если позволить, например, украинцам служить на мове.

Центральной площадкой для попыток языковой модернизации стала в начале февраля Тверская епархия, где в начале февраля разразился скандал, спровоцированный неообновленцами под руководством экумениста - обновленца Георгия Кочеткова и местным митрополитом Тверским и Кашинским Саввой (Михеевым). Митрополит Савва и ранее «прославился» регулярным использованием за богослужением русских переводов молитв сомнительного происхождения. Впервые он отслужил литургию на «церковно-русском» языке вместе с последователями протоиерея Кочеткова в Твери в апреле прошлого года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при клинике Аваева города Твери. Теперь же глава епархии решил пойти еще дальше – провести аналогичную службу в кафедральном соборе Тверской митрополии. После модернистской службы Саввы и Кочеткова с участием «общины» последнего в кафедральном соборе на свет появилось обращение православной общественности г. Тверь к Святейшему Патриарху Кириллу и членам Священного Синода с требованием справедливо наказать архиерея за самоуправство и нежеланные паствой обновленческие эксперименты (видеоверсию обращения и личные комментарии прихожан по поводу происходящего см. здесь ).

«…Мы не будем описывать все происходившее в Твери 2 февраля 2020 года и в последующие дни. Мы уверены, что Вы кропотливо отслеживали всю информацию об этом через Интернет и соответствующие церковные инстанции. Хочется обратить внимание только на то, что все последние дни прихожане всей Тверской митрополии ожидали лишь одного – появления своего митрополита или хотя бы публичных разъяснений его отсутствия в столь сложный для Тверского Православия момент. Нам необходимо было получить от него однозначные гарантии того, что он больше не будет нарушать соборные правила и использовать неутвержденные официально переводы богослужебных текстов. Таким образом мы бы смогли вновь доверять своему Владыке и не подозревать его в желании постепенно заменить общину храма общиной Кочеткова и провести реформу Богослужения. Но наши опасения только усилились, когда при отсутствии любых официальных разъяснений в адрес прихожан на сайте Тверской епархии появилось «Приветственное слово» митрополита в адрес той конференции, которая была организована членами общины Кочеткова.

В итоге спустя лишь трое суток нестроений и народного смущения митрополит Тверской и Кашинский Савва обратился к своей пастве со специальном видеообращением, в котором сказал несколько общих слов и так и не опроверг ясно, однозначно и публично слухи о своих намерениях по реформе Богослужения. Это видеообращение показалось нам настолько неубедительным, что теперь у нас есть абсолютная уверенность в том, что митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) планирует проводить реформу, рискуя создать раскол в нашей епархии.

Ваше Святейшество! Уважаемые члены Священного Синода!

В связи со всем вышеописанным смиренно просим Вас рассмотреть возможность следующих действий:

— принять соответствующие канонические, дисциплинарные и/или административные меры по отношению к митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве (Михееву) за очевидные проступки. Под очевидными проступками мы имеем ввиду постоянное использование за Богослужением официально неутвержденных переводов молитв на современный русский язык (вопреки рекомендациям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и ясно выраженной воле прихожан, что и спровоцировало народное возмущение), неадекватные решения, порождающие угрозу реального раскола, вопиющее несоответствие его поведения занимаемому им положению и сану, пренебрежение им своими прямыми служебными обязанностями в критический для митрополии момент, и, наконец, оставление своей паствы без попечения при крайней необходимости последнего;

— для установления факта возможных дополнительных нарушений прислать в нашу митрополию специальную, авторитетную и расширенную комиссию для проверки как богослужебной, так и финансово-хозяйственной деятельности Главы Тверской митрополии и назначенных им благочинных.

Мы искренне и с любовью надеемся на понимание Вашего Святейшества. Если наше обращение останется без соответствующей реакции, это приведет нас, прихожан Русской Православной Церкви, к глубокой печали. Ведь бездействие Синода создаст устойчивое впечатление того, что безрассудная деятельность митрополита Тверского и Кашинского Саввы (Михеева) получает одобрение и благословение на самом высшем уровне церковной власти, что мы просто не можем себе представить.

Мы не устраиваем многодневного и всенародного сбора подписей на всей территории Тверской митрополии лишь потому, что считаем это излишним. Мы уверены, что Вы и без этого можете оценить крайнюю степень народного возмущения, охватившую наш город и нашу епархию.

9 февраля 2020 года.

Смиренные послушники Вашего Святейшества, прихожане Воскресенского кафедрального собора города Твери и других храмов Тверской митрополии».


Обращение к Патриарху подписали более 500 прихожан, причем подавляющее большинство подписей было собрано 9 февраля 2020 года сразу по окончании Литургии в кафедральном соборе Твери, которую возглавил сам митрополит Тверской и Кашинский Савва. Какой же масштаб проблемы должен быть, чтобы прямо на глазах у своего архиерея полтысячи человек открыто подписались под прошением о рассмотрении степени соответствия митрополита его служебному положению?

Известно, что перевод всего текста богослужения на русский язык является голубой мечтой кочетковцев. Они объясняют это «просветительскими и миссионерскими» задачами, при этом реальный эффект от таких «реформ» выходит прямо противоположный. Кочетковцы ведут свою подрывную деятельность в недрах РПЦ с конца 60-х годов прошлого века, и священноначалие, увы, смотрит на все это сквозь пальцы (хотя известный православный сектовед Александр Дворкин, к примеру, еще 8 лет назад охарактеризовал «общину» Кочеткова как сектантскую, сравнив ее с дружественными сайентологами, которым кочетковцы не раз выказывали публичную поддержку). Кочетков до сих пор на запрещен в служении, его учении не признано Священным Синодом и официальными богословами РПЦ как еретическое.

Как верно отмечает по этому поводу православный публицист Владимир Семенко: «Весьма удивительно и прискорбно, что в наше время вообще появляются священники и даже архипастыри, которым совершенно не дóроги богослужебные традиции русского православия. Ведь на протяжении более тысячи лет церковнославянское богослужение, являющееся драгоценной жемчужиной Русской Православной Церкви, просвещает души верующих в России и за ее пределами. И долг каждого архипастыря Церкви Русской, а уж тем более Патриарха Московского и всея Руси, бережно хранить это святое достояние и в неискаженном виде передавать его в наследие нашим потомкам, не приспосабливая святые богослужебные тексты к мирским звукам повседневной речи современного секуляризованного общества, лукавомудрствуя о якобы их «непонятности» и оправдывая русификацию богослужения какими-то темными и туманными «миссионерскими» целями.

Стоит только в угоду мутных «миссионерских целей» и якобы «малопонятности» церковнославянского богослужения уступить реформаторам самую малость: разрешить чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, как непременно это рано или поздно обязательно приведет к полному отказу от церковнославянского языка, – языка православного богослужения и книжности, сформировавшего наш народ как нацию, неизбежно приведет к тому, что мы потеряем самих себя и ослабим объединяющую нас духовную силу.

В этом смысле заявление Патриарха Кирилла о разрешении богослужебного чтения на русском языке паремий, Апостола и даже Евангелия противоречит всем заявлениям и воззваниям его предшественников – Предстоятелей и первосвятителей Русской Церкви о непозволительности какой-либо русификации нашего традиционного богослужения и резко диссонирует с ними. Вынуждены напомнить Его Святейшеству, что о недопустимости богослужения на русском языке предупреждали почти все первосвятители Русской Церкви ХХ–XXI вв., в частности, святитель Тихон, патриарх Московский, священномученик патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и др.

Напомним также, что в сентябре 2019 года т.н. «Клуб ревнителей литургического возрождения», состоящий из последователей неообновленческого движения священника Георгия Кочеткова и иных реформаторов традиционного православного богослужения, создал петицию на имя Святейшего Патриарха Кирилла под названием «Благословите богослужение на русском языке в Русской Православной Церкви». Возможно именно эта петиция как-то повлияла на позицию Святейшего Патриарха, который до сих пор не высказывался явно за использование русского языка в богослужении.

Богослужение составляет душу церковной жизни, и таковым оно является в понимании православного русского народа, для которого сама жизнь Церкви вполне равнозначна тому, что совершается в храме. Православное церковнославянское богослужение – это один из главных способов выражения любви к Богу, молитвенного общения с Ним и лучшая школа для усвоения высших форм святоотеческого богословия и духовного опыта.

Церковнославянское богослужение – это и многовековая традиция Русской Церкви. Однако нужно с горечью признать, что в Русской Православной Церкви сейчас имеется реформаторская группа священников и даже архиереев, желающих упразднить церковнославянский язык в богослужении. На фоне общей секулярной атаки на христианскую веру и Церковь все чаще и все громче звучат голоса, призывающие к богослужебной реформе, к обновлению догматического и нравственного учения, к произвольному переводу священных богослужебных текстов на современный русский язык. Те, кто порой высказывает частные мнения о том, что нужно перевести богослужение на русский язык, о чем в свое время говорили обновленцы, или предлагают иные богослужебные реформы, забывают, что Церковь, ее уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться.

Призывы к переходу как на богослужебный русский язык со стороны неообновленцев, так и на русифицированный церковнославянский со стороны сторонников «модернизации через традицию», пытаются в последнее время оправдать «миссионерской необходимостью» привести в Церковь чуть ли не все 80% русского населения РФ. И именно церковнославянский язык, по мнению иных ревнителей «миссии без границ», является якобы основным препятствием приходу новых людей в Церковь.

Очень часто поступки, слова, проповеди и суждения многих наших архипастырей и священников являются совершенно оторванными от духовного понимания современной жизни.

Когда сакральное в угоду мiра сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Для многих уже становится совершенно очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда некоторые представители Церкви настырно лезут во все сферы светской жизни и тем самым сама Церковь все более сливается с мiром, в результате чего размываются традиционные формы православной духовности, абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви, раздражение на всех священнослужителей без разбора, а нередко и даже агрессию».


РИА Катюша

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
29 Февраля 2020 в 01:41
2281