Сегодня в Кремле Президент Владимир Путин собирается устроить прием в честь Дня Конституции, а накануне провел заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Еще глава государства открыл памятник главному «десталинизатору» писателю Александру Солженицыну и посетил церемонию прощания с американской гражданкой Людмилой Алексеевой из «Московской Хельсинкской группы» (хоронить г-жу Алексееву будут на ее родине, в США). А также обещал борцам за демократические идеалы разобраться с выселением питерского отделения организации-иноагента общества «Мемориал» , поручил генпрокурору проверить дело соратника Алексеевой Льва Пономарёва и даже «вписался» за передовой отряд западной антикультуры, растлевающей нашу молодежь—рэперов, поручив уполномоченной по правам человека Москальковой разобраться с отменами их концертов.

К чему все эти нарочитые реверансы перед тенями мрачных 1990-х и их современными подельниками — поначалу было непонятно. Неслучайно сами представители либеральной демшизы Путину не поверили: радио «Свобода» и им подобные разразились пассажами о том, что пришедший хоронить бабушку русской демократии Алексееву Президент заодно похоронил и саму демократию. Разгадку интриги сегодня выдал премьер Дмитрий Медведев, которого многочисленные источники уже давно «отправляют» в почетную отставку в кресло председателя Конституционного суда. Г-н Медведев написал на сайт правительства статью про Конституцию.

Большая часть опуса напоминает лекцию по основам конституционного права для студентов младших курсов юрфака вместе с панегириком Собчаку и другим отцам-основателям Конституции (американских советников, водивших рукой юристов-демократов, премьер упоминать не стал). Есть там и привычные для представителя нашей «элиты» штампы. Так, Дмитрий Анатольевич приводит цитату своего любимого учителя А.А.Собчака о том, что «с принятием Основного закона начался процесс политической стабилизации и структурирования, политическая борьба с улиц переместилась в парламент, а у различных политических групп появился стимул прийти к власти мирным легальным путем». (Интересно, он и правда во все это верит? В смысле, в то, что у нас идет «процесс политической стабилизации» и что вообще у нас есть политические партии, которые представляют интересы населения, а не олигархов, западной резидентуры и местных князьков? Впрочем, от главы «Единой России» сложно ожидать чего-то иного — положение обязывает…)

Однако, есть в статье премьера и гораздо более существенные вещи. Они содержатся в пунктах 5 и 6. Первый из них касается, судя по всему, его собственной карьеры, называется «Впереди — время судов» и содержит прямые намеки на возможность изменения Конституции и на усиление роли судебной власти а также, возможно, перераспределение полномочий между органами власти:

«Формирование системы власти — далеко не конечная задача. Именно органы власти, согласно Конституции, обеспечивают реализацию прав и свобод человека. Именно они ответственны не просто за их признание и обеспечение, но и за развитие. В связи с этим можно предположить, что на следующем витке должен произойти переход от концентрации на государственном строительстве к развитию свободы человека, поощрению его инициативы. В таком случае именно судебная власть неизбежно станет "драйвером" тех преобразований, которые позволят продвинуться к воплощению идеалов демократического государства, на которых основана Конституция, мы станем свидетелями "эры судов". Лаконичный текст Основного закона сам по себе предполагает особое значение правосудия, в том числе конституционного, возможность развития норм Конституции посредством ее толкования и применения судами.

Конституция в ч. 3 ст. 46 дает четкие ориентиры для выстраивания такого взаимодействия, последовательного проведения принципа субсидиарности, который предполагает перенос именно на национальный уровень бремя защиты прав собственных граждан. А также — вспомогательный характер межгосударственных органов, при безусловном соблюдении норм международного права
(трактовка довольно спорная: на самом деле п. ст. 46 предусматривает граждан РФ обращаться за помощью в ЕСПЧ—РИА Катюша). Именно национальные суды в соответствии с положениями Конституции очерчивают красные линии в правовой системе, границы внутригосударственной компетенции, через которые не допускается внешнее вторжение. /…/ За прошедшие с принятия Конституции годы российская судебная система отчетливо продемонстрировала способность самостоятельно, без какой-либо внешней подпитки выполнять возложенную на нее Основным законом миссию».

Ту же мысль премьер развивает в шестом пункте своей статьи «Россия и Европа — 20 лет правового диалога». По сути дела, тут содержится намек на возможность отмены навязанной Собчаку и другим авторам российской Конституции советниками из США колониального п. 4 ст. 15 Конституции, который предусматривает приоритет международных договоров над российским законодательством и, как следствие, возможность выхода России из Совета Европы, ЕСПЧ и тому подобных глобальных структур. Приведем цитату из Медведева:

«2018 год — не только год юбилея Конституции, но и 20-летия участия России в Совете Европы. Решение о вступлении в Совет Европы — не было случайным, оно было предопределено самой логикой Основного закона страны. За эти годы был пройден большой путь восприятия современных принципов демократии и верховенства права. В диалоге с Советом Европы нам удалось серьезно продвинуться в решении очень многих проблем, которые влияют на жизнь людей: обеспечения достойных условий содержания в местах лишения свободы, своевременного исполнения требований судебных актов, повышения качества правосудия, соблюдения прав при оказании психиатрической помощи, защиты прав собственности и многих других. Особенно продуктивным этот диалог был в первые годы после принятия новой Конституции и вступления России в Совет Европы. Но диалог только тогда приносит результаты, когда он свободен от политизированности, практики двойных стандартов, голословных обвинений. Использование структур Совета Европы и других международных организаций как инструментов давления на Россию — дорога в один конец. Путь, ведущий к расшатыванию и в конечном итоге уничтожению всей хрупкой системы сотрудничества и безопасности на континенте, сложившейся после краха Берлинской стены. И ответственность за ослабление существующей системы, которая вот уже почти 75 лет удерживает мир от большой войны, будет лежать на тех, кто пытается создать атмосферу недоверия и страха, считает, что экономическое и военное превосходство позволяет диктовать другим свою волю. Стремление к господству любой ценой, отказ от норм международного права только в прошлом веке два раза ставили Европу на грань катастрофы. /…/ Идеи, на которых зиждется Основной закон, являются внутренним стимулом для развития прав и свобод человека. Наличие такого стимула, а не только мощь армии и флота, самодостаточность национальной экономики предопределяет самостоятельность и независимость страны».

Впрочем, конкретных предложений по отмене п.4 ст.15 Медведев, конечно, не озвучил: такие вещи может делать только Президент. Тем более что ранее нынешний председатель Конституционного суда Валерий Зорькин уже начал зондировать почву на тему изменений Конституции. Тут, скорее, показателен сам факт того что премьеру, который уже 15 лет играет роль либерального громоотвода для Запада, позволили обсуждать Основной закон, причем делать это в не совсем привычном для него амплуа.

Что же до путинских заигрываний со старой прозападной демшизой и параллельного усыпления бдительности ее преемников в деле разрушения России— рэперов и т.п. деятелей , то очень бы хотелось надеяться что это—не столько плод слепой веры технократам вроде Кириенко, сколько дымовая завеса, которая должна отвлечь внимание заокеанских «партнеров» и их местной агентуры от какой-то масштабной реформы или рокировки. Такие отвлекающие маневры вполне укладываются в российскую политическую традицию — наградить, а потом отправить в отставку, или наоборот—осудить, а потом приподнять.

Если наша гипотеза верна, воздержимся сегодня от накопившихся вопросов г-ну Медведеву на тему того, куда он и вся остальная властная тусовка смотрели раньше (Да и продолжают смотреть сейчас — как видно из того же «бюджетного правила», пенсионной реформы по заветам МВФ, налога на самозанятых или даже из обещаний Минюста выплатить компенсацию активисткам «Пусси райот» по решению ЕСПЧ. ): у них сегодня все-таки праздник. Тем более что, судя по статье премьера, все эти вопросы скоро можно будет адресовывать уже другим людям. Например, тому же Сергею Кириенко.

Андрей Цыганов, РИА Катюша

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
12 Декабря 2018 в 04:30
10011