По данным Минтруда и Минздрава, кадровый потенциал российских врачей способен покрыть потребность России в медиках всего на 4%. В связи с чем предложено привлекать иностранных медицинских работников, имеющих соответствующую квалификацию. На сегодняшний день в России острая потребность в онкологах, неврологах, ортопедах, психиатрах, окулистах и многих других врачах. Поликлиники нуждаются в более чем 25 тысячах врачей и примерно в 130 тысячах медсестер и других представителей среднего персонала.

На прошлой неделе Минтруд выставил на общественное обсуждение проект приказа о списке профессий, обладателям которых предоставят упрощенный порядок получения российского гражданства. По просьбе региональных властей этот перечень был дополнен врачами и фельдшерами скорой помощи. Согласно российскому законодательству, иностранцы, получившие медицинское и фармацевтическое образование, допускаются к осуществлению этой деятельности после признания их квалификации в РФ. Сертификат специалиста, дающий право на работу в сфере здравоохранения, выдается Росздравнадзором.

Почему не хватает — не секрет. Во-первых, редкие хорошие специалисты, которые потратили 10 и более лет на обучение, интернатуру и так далее, потом идут работать в поликлинику на «бешеную зарплату» в 20-25 тыс. рублей или пахать на две ставки сутками за 40 тыс. рублей (см. видео «Прямой линии Путина» из Рославля Смоленской области ).

Немалая часть специалистов сразу уходит в частные клиники или выезжает за рубеж. Так, как сообщает госинформагенство «Спутник», в соседней Финляндии даже разгорелся скандал из-за слишком большого количества русских и эстонских врачей,
которые плохо знают финский. По данным исследования, в их стране работают около 2 тысяч таких врачей. Израиль тоже объявил охоту на наших врачей. Их форумы сообщают: в стране набирают на работу русскоязычных врачей, по контракту, на 3 года, зарплата — примерно 2000 долл в месяц, иностранный язык не нужен. Насколько соответствует эта «замануха» реальности — вопрос отдельный, но между 350 долларов и 2 тысячами слишком большой разрыв, и наши молодые специалисты тоже едут подзаработать.

Вторая проблема — сама система подготовки кадров, которые порой учатся ради получения дипломов и далее либо вообще не появляются в больнице, либо лучше бы не появлялись. «На самом деле, все это — ужасная история. И делать надо совершенно другое, а не затыкать "дыры" мигрантами. Надо начинать нормально учить врачей. Проблема именно в том, что у нас врачей учат, как учили в середине прошлого века. А весь мир давным-давно ушел вперед, и это совсем сейчас по-другому всё выглядит. И вот, если ты как бы понимаешь, что такое нормальная медицина, ты на нашу смотришь — это ужас, это каменный век. И причем дальше это всё будет хуже и хуже становиться», рассказал кандидат медицинских наук терапевт Алексей Хухрев.

Он убежден в том, что инициатива Минтруда и Минздрава — еще один шаг в сторону «похорон здравоохранения». Медик с ужасом вспоминал студентов Второго медицинского института столицы. По его словам, к пятому курсу многие из них смутно представляют, что такое гемоглобин. Преподаватели медицинского вуза говорят о низкой подготовке абитуриентов. А сделать с этим ничего невозможно: будущие студенты показывают отличные результаты по ЕГЭ, а вступительных экзаменов в институты больше нет, поэтому не взять такого абитуриента невозможно. При этом зарплаты преподавателей напрямую зависят от успеваемости студентов. Поэтому тянуть за уши будут всех — лишь бы показать хорошую успеваемость. «Нет никакого положительного тренда. Будущих медиков по просроченным методикам учат люди, которые сами давно "просрочены". А на выходе мы просто получаем людей с лицензией на убийство и без всякой способности учиться, без перспективы, без понимания. Умный образованный доктор системе не нужен — она против него. И вместо этого у нас доступность даже для тех, кто просто профнепригоден», — заявил Хухрев.

Вот и получается, что укомплектовать мы можем только 4% от общей необходимости врачей. После целого вала скандалов с увольнениями врачей Минздрав был вынужден все-таки признать: у нас не проблема, а караул. Принято, на самом деле, единственное логичное решение — найти других врачей где угодно…

Однако зачем врачам из других стран ехать в расположенный за три локтя по карте от Томска городок Итатку? Работать за 20 тыс. рублей, отдавая 8 тыс. за съемную квартиру? Получить иные льготы иностранцам у нас проблематично. Нет, найдутся, конечно и те, кто готов на 12 тыс. выживать. К слову, иностранный и хороший специалист — это очень две большие разницы, как говорят в Одессе. Для понимания этой разницы — лечение больной головы «импортного терапевта» на основании его народных традиций. Посмотришь и сразу понимаешь: человек лечит на раз, второй к нему больной пойдет только на привязи, со связанными руками и в виде наказания.

https://youtu.be/IeoEUlQP8LU

Что самое интересное, кадровый кризис для Минздрава у нас стал такой же неожиданностью, как снег в январе для коммунальщиков. РИА «Катюша» ознакомилась с прекрасным докладом Минздрава об итогах 2017 года и шестилетнего периода. Полностью его прочесть можно здесь.

Читаешь его, и душа радуется за нашу медицину — как там эффективно проводится оптимизация и насколько все стали лучше жить. «По данным Росстата, с 2012 года среднемесячная заработная плата увеличилась у врачей на 65,6%, среднего медицинского персонала — на 56,4%, младшего — на 104,2%. На эффективный контракт переведено уже 99% работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Перевод на "эффективный контракт" полностью завершен в 77 из 85 субъектов Российской Федерации. С учетом рекомендаций Минздрава России, регионы продолжили работу по совершенствованию систем оплаты труда, ориентированных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%. В настоящее время в 60 из 85 регионов параметры оплаты труда соответствуют рекомендованным значениям. Средняя величина должностных окладов врачей увеличилась в 2,0-2,5 раза. В 2017 году здравоохранение стало лидером по количеству инициированных и реализуемых инвестиционных проектов. В настоящее время объем инвестиций в проектах ГЧП составляет 63,5 млрд рублей, при этом объем частных инвестиций в проектах ГЧП достиг 56 млрд рублей (это 88,2% от общей величины)», — рассказала тогда министр здравоохранения.

В общем, менее чем два года назад, если верить словам Вероники Скворцовой (а кому верить, если не министру), у нас все было просто превосходно — денег валом, врачи меняют «Мерседесы» на «Бентли», вот-вот российская медицина пойдет в прорыв. Более того, какие-такие иностранцы — мы своих Боткиных и Склифосовских скоро столько наделаем, что девать некуда будет… «Хорошего врача необходимо воспитывать уже со школьной скамьи, продолжая данную работу в вузе и помогая выпускнику на первых самостоятельных шагах овладения нашей сложной профессией. Именно поэтому мы создаем в масштабах всей страны движение наставничества в медицине и здравоохранении. Равные возможности и справедливость должны стать единым требованием для всей системы российского здравоохранения! Залогом успешного решения поставленных задач является наша командная работа, вовлеченность всех субъектов Российской Федерации, Национальных медицинских исследовательских центров, вузов, аппарата главных внештатных специалистов Минздрава России, Федеральных округов и регионов в достижение общей благородной цели — улучшения здоровья и продолжительности жизни россиян», — говорила Скворцова.

Еще раз напомним: это не 2009 и не 2012, а декабрь 2017-го, когда все проблемы уже кричали о себе везде, кроме Минздрава. Впрочем, не стоит валить все на одну Скворцову. В финале она сама призналась, что нынешнее положение в медицине — это плод совместного труда. «Уважаемые коллеги! Позвольте сердечно поблагодарить за совместную работу: Администрацию Президента и Правительство РФ, нашего куратора — вице-премьера О.Ю. Голодец, представителей Совета Федерации, Государственной Думы, других федеральных органов исполнительной власти, членов Общественной палаты и Общественного Совета при Минздраве России, профсоюза медицинских работников, РСПП и "Опоры России", экспертных, благотворительных и пациентских сообществ, всех, кто оказывал помощь и поддержку в нашей работе!» — подвела итог госпожа Скворцова.

Что тут сказать? Спасибо огромное всем, кто принимал участие в этой тяжелой работе — доведении медицины до состояния кризиса кадров. И вот тут мы полностью за приглашение именно того самого «специалиста широкого профиля» — но не в больницу, а в Министерство. Дабы каждый раз, когда в светлых головах всех перечисленных госпожой Скворцовой родилась очередная «прекрасная» инициатива по оптимизации или реформам медицины, образования, пенсионной системы или иных социальных институтов, «импортный сотрудник» быстро выбивал дурь подручными приспособлениями. Видимо, по-иному бороться с инициативами наших «креативных чиновников» уже никак не получится.

Что касается выхода из нынешней ситуации, то его просто нет — предложить более комфортные условия иностранцам наши чиновники не могут. На данный момент они не в состоянии обеспечить даже относительно нормального уровня жизни тем, кто есть, а значит, профессионалы будут дальше медленно мигрировать, заменяясь на бестолковок и таких же мигрантов, которыми будут затыкать дыры.

Руслан Ляпин, РИА Катюша

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
11 Октября 2019 в 06:32
3570