Как сообщили в Минобороны, офицеры, допущенные к документам с высшей категорией секретности, стали получать отечественные мобильные телефоны с высоким уровнем защиты, которые позволяют использовать гражданские сотовые сети для передачи зашифрованных сообщений военых. Телефоны М-663С «Атлас», изготовленные ФГУП Научно-технический центр «Атлас», выдали офицерам командного звена общевойсковых армий и бригад в конце 2017 года.

Пока выдана первая пробная партия М-633С, которые созданы из российских комплектующих на основе коммерческой модели GSM-телефона SMP-АТЛАС/2. Они имеют металлопластиковый корпус с сапфировым стеклом и противоударной прорезиненной накладкой. Мобильник должен функционировать при температурах от -20 до +50 градусов и сохранять работоспособность после погружения в воду на глубину до одного метра. Однако не это главное — по словам военных, новые телефоны имеют криптографическую защиту речевой информации и специальный блок, шифрующий сигнал. Телефоны работают с SIM-картами «Мегафона», при этом в случае активации режима пропажи в телефоне стираются ключи шифрования.

Как пишут СМИ, пока тираж аппаратов ограничен 100 экземплярами год, каждый из которых собирается штучно, и его приходится ждать около четырех месяцев. Суммарный лимит средств на переговоры по таким телефонам составляет 24 млн. рублей в год, он распределен по четырем военным округам. При этом обладатели аппаратов могут пользоваться ими не только в пункте постоянной дислокации, но и в ходе учений и командировок.

Появление данного аппарата, мягко говоря, назрело давно. За примерами крайней необходимости наличия собственных шифрованных средств коммуникации далеко ходить не надо, тут даже не нужно быть Джеймсом Бондом. Самым безобидным из них можно назвать январский скандал с банальным фитнес-приложением для смартфонов. Скандал произошел, когда британская компания Strava опубликовала глобальную карту использования фитнес-гаджетов и приложений и разгласила место нахождения военных баз и маршруты патрулей армий НАТО и маршруты пробежек российских офицеров- спортсменов на военной базе Тартус в Сирии. А ведь есть и гораздо более специализированные вещи, которые отслеживают и передают данные, разговоры и видео даже при выключенном смартфоне, о которых рассказывал еще Сноуден в 2013 году. И с тех пор скандалы с шпионажем со стороны ЦРУ и АНБ стабильно возникают раз в полгода.

Надо сказать, что данную Стратегию ведомство Шойгу начало внедрять еще в конце прошлого года, когда в рекомендациях запретило пользоваться соцсетями. В рекомендациях отмечается, что администраторы зарубежных ресурсов имеют полный доступ к размещенной там личной информации, а публикации российских военных постоянно анализируют иностранные спецслужбы.

Поправки, которые закрепляют эти советы, будут внесены в законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Сейчас они находятся на согласовании в силовых министерствах. Тогда шеф-редактор интернет-портала «Мобильные телекоммуникации» Леонтий Букштейн заявил, что введение в армии подобных правил давно назрело. «Как говорят, "в России медленно запрягают". Но в этом случае что-то очень уж медленно. Потому что наши "любимые партнеры" из-за океана все это проделали — как вы думаете, в каком году? В 2011. Так, на семь лет отстав, мы наконец, судя по всему, спохватились. И не будем представлять эту инициативу как "ограничение прав", о чем любит поговорить часть нашего "продвинутого общества". Речь ведь идет об армии, а интернет — это площадка, которую уже открыто называют местом столкновения супердержав, но через их граждан. Так что это нужно было сделать давно, — рассказал Леонтий. — Нужно понимать, что "отцы интернета", которые расположились в той самой заокеанской стране, все давно продумали. Попробовала бы какая-нибудь из их интернет-компаний что-то не сделать по указаниям их оборонщиков или разведчиков. Поэтому если будет дана команда — а может быть, она уже давно и есть — контролировать активность в интернете из военных частей России, то это будет проделано очень легко, и не нужно никаких шпионов, никаких ночных десантов. Это все не домыслы и не шпиономания, и ребятам, которые служат, не расставаясь со смартфоном, и своим девушкам рассказывают, что происходит в их части, этого делать точно не надо».

Теперь, вслед за соцсетями, наши военные сделали следующий шаг по информационной безопасности. «И военные, и сотрудники правоохранительных органов, которые допущены к государственной тайне, давно ждали этих разработок. До этого момента использовались обычные сотовые телефоны зарубежного производства, как правило, с "двухсимочным" вариантом. Первая SIM-карта отвечала за подключение абонента к сети того или иного оператора, а вторая выполняла роль средства криптографической защиты информации при передаче по открытым линиям связи. Естественно, телефоны, которые поступали с электронной начинкой зарубежного производства, не были в должной мере проверены на наличие разведывательных закладок. Сейчас это наша электроника, наша сборка, наши отечественные стандарты шифрования данных и защиты информации на уровне микропроцессорных элементов», — рассказал в эфире радио Sputnik эксперт в области информационной безопасности, профессор кафедры юриспруденции интеллектуальной собственности и судебной экспертизы МГТУ им. Баумана Виталий Вехов.

Само собой, ряд СМИ немедленно прицепились к цене М-663С «Атлас» в 115 тысяч рублей, правда, большинство из тех, кто писал про «дорогущие телефоны», недавно давились в очередях за вот этими «дешевыми» аппаратами.



И почему-то не кричали о переплате, нет, не за безопасность разговоров или даже качество, а исключительно за бренд. Впрочем, от них и понятие секретности с безопасностью страны довольно далеки. Лишь бы данная инициатива не была «убита» на корню. В остальном, хорошо, что за реализацию Стратегии у себя серьезно взялись военные, правда, плохо, что остальные ведомства за год ограничились простыми отписками.

РИА Катюша

TELEGRAM РИА КАТЮША

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
22 Февраля 2018 в 03:51
7770