В Минтруде РФ накануне предложили ввести новые условия для организованного набора трудовых мигрантов, а именно – сделать этот самый набор целевым, запретить иноспециалисту работать не по заявленной работодателем специальности, а также переходить к другому работодателю. За нарушение этого порядка предусмотрено выдворение из России. В ведомстве уточнили, что документ направлен на увеличение заинтересованности работодателей в участии в организованном наборе и закрепление такого механизма как приоритетного в целом. Однако самый главный для страны на сегодня вопрос – будет ли остановлен завоз этой самой неквалифицированной рабсилы из Средней Азии нынешними темпами, достигавшими в прошлом году, например, миллиона человек в месяц. Если это народозамещение с «приятным бонусом» в виде этнобанд (диаспор) и полным правовым нигилизмом и презрением многих мигрантов к коренным жителям не остановить радикально, тогда крышку чайника может и сорвать. И вообще – может уже пора разрешить завоз только реально ценных для страны спецов с высшим образованием и большим опытом работы, а не множить находящихся в стране нелегально курьеров и таксистов?
«Законопроект предусматривает создание специального документа, подтверждающего право иностранного гражданина на временную трудовую деятельность в России. На практике это означает, что в рамках оргнабора трудовой мигрант будет трудиться у конкретного работодателя согласно разрешительным документам. При этом вносить авансовые платежи по ним будет компания, непосредственно нанимающая иностранного специалиста.
Такое решение позволит исключить случаи, когда в рамках оргнабора по приезде в Россию трудовой мигрант мог отказаться работать, например, в строительной компании, которая понесла расходы на его наем, включая затраты на авиабилеты, и перейти в курьерскую службу.
Более того, если такой работник выразит желание работать на другом предприятии, которое не является участником оргнабора, ему придется покинуть территорию РФ в течение 15 дней», - рассказали о своей инициативе в пресс-службе Минтруда.
Сейчас в Россию организованно привлекаются трудовые мигранты на основании двусторонних межправительственных соглашений с правительствами Узбекистана и Таджикистана. Цель оргнабора – привлечение специалистов к конкретным работодателям под их потребности. По данным ФСБ, только за I квартал 2023 года с целью работы в РФ въехало 1,3 млн иностранцев. Основной приток произошел из Узбекистана (630 859 человек) и Таджикистана (349 357).
Также в ведомстве подчеркнули, что новые правила распространяются на трудовых мигрантов вне зависимости от того, приезжают ли они работать в Россию из визовых или безвизовых стран.
Какие мысли вызывает данная инициатива Минтруда? Прежде всего, это надо было сделать еще позавчера. Мерой ограничения притока мигрантов в РФ это назвать крайне трудно, но при этом она остановит действующую ныне патентную систему, в рамках которой в нашу страну свободно въезжают «специалисты» из Средней Азии и Закавказья, оформляют патент (или не оформляют) – и занимаются тут, чем хотят. Также они могут свободно уходить от пригласившего их работодателя. Как правило, перебежчики уходят из строительства и становятся курьерами, таксистами – там приходится куда меньше напрягаться.
А теперь поговорим о притоке мигрантов в Россию. Вот озвученные многими СМИ данные обзора консалтинговой компании FinExpertiza, основанные на миграционной статистике МВД (и это данные только за второй квартал 2022 г.):
«Во втором квартале 2022 г. в Россию въехало рекордное число трудовых мигрантов. В апреле—июне этого года число гастарбайтеров достигло 3,12 млн. человек, что превышает показатели за такой же период за последние шесть лет.
За квартал на учет с регистрацией по месту пребывания встали 4,16 млн. иностранцев, при этом работу в качестве цели приезда указали 75% из них. Это на треть больше, чем было за аналогичный период прошлого года (2,34 млн), на четверть больше показателя за первый квартал этого года и почти в десять раз превышает число въехавших для работы во втором квартале пандемийного 2020-го, когда были введены ограничения на пересечение границы.
Почти половина всех приехавших в РФ во втором квартале на заработки являются уроженцами Узбекистана (1,54 млн человек, или 49,6%), треть — выходцы из Таджикистана (952 тыс. человек, или 30,5%). На третьем месте — приехавшие из Киргизии (223,4 тыс. человек, или 7,2%)».
Итак, выходить, что только за три месяца 2022 г. в РФ приехали 3,12 млн. мигрантов (!). И это только те, кто легально встали на учет. Нелегалов, надо полагать, въехало не меньше, чем «официалов». Средняя скорость завоза (легального!) – миллион человек в месяц. И Правительство в лице того же Минтруда вовсе не намерено сбавлять обороты – оно намерено оформить этот завоз как «целевой» и закрепленный за конкретным работодателем, подавшим заявку на выделение квоты.
То есть сегодня можно уверенно говорить о десятках миллионов неквалифицированных «специалистов» из Средней Азии и Закавказья, продолжающих наводнять нашу страну. И именно эту политику нам надо в корне менять, если хотим, чтобы у России было суверенное будущее.
Недавно состоялась научно-практическая конференция «Института диаспоры и интеграции» на злободневную тему «Какая служба миграции нужна России». На мероприятии очень ярко выступил депутат Госдумы, доктор исторических наук Михаил Матвеев, лаконично описавший всю суть проблематики нашей миграционной политики. Основными его тезисами будет уместно завершить наш материал:
«Президент России не случайно недавно сказал: «Мы не должны решать экономические проблемы в ущерб коренному населению России». И второе: «Все мигранты должны соблюдать законы и традиции народов России». И третье – это уже Столыпин: «Народ, не имеющий национального самосознания – навоз, на котором произрастают другие народы».
Сначала надо определиться в основополагающих вопросах, а потом уже рассуждать о службе миграции. Какой вообще должна быть наша миграционная политика, какой должна быть межнациональная политика России? Ведь за последние 30 лет русских стало на 30 млн. меньше, а в Узбекистане за это время стало больше населения на 15 млн. Вот эти преференции для Таджикистана с чем связаны? У нас с ними исторически какие-то особые отношения? Это массовое переселение народов, оно никак не связано с трудовыми ресурсами. Из 16 млн., приехавших к нам, только 2 млн. – трудовые мигранты. А остальные – это кто? У нас президент сегодня говорит о том, что в классах школ сейчас много детей, которые вообще не говорят по-русски. У нас есть классы, где большинство детей говорят по-русски с трудом.
Если в населенных пунктах нарушается национальный баланс, в них вливаются миллионы людей – чужих людей, то все летит к черту. Считаю, что миграционный поток должен быть ограничен. Прежде чем создавать какой-то орган, надо понимать, какая будет идеология у этого органа. Вся миграционная политика должна осуществляться в интересах коренных народов РФ, или, как сказал президент, в интересах коренного населения. Это совсем не означает дискриминации приезжих.
По программе переселения соотечественников к нам переехала уже вся Средняя Азия. Нам объясняют, что критерием соотечественника должно быть наличие у предков советского паспорта. Тогда вопрос - почему из всех отечеств на базе СССР образовалась только РФ, со своими соотечественниками? Почему у узбеков, например, нет второго отечества – типа Латвии или Таджикистана? Потому что Узбекистан, Таджикистан и т.д. – это национальные государства, названные по титульной нации, там есть своя политика репатриации. И только Россия – это проходной двор, куда можно приезжать со своими представлениями о жизни и навязывать их коренному населению.
Это довольно опасная черта, и власть не может определиться никак с этими базовыми принципами. Они считают, что лучше всего засунуть голову в песок. У нас МВД и прочие структуры как-то все рассуждают об адаптации, не понимая того, что невозможно адаптировать миллионы людей. У меня очень большие надежды на Русскую Православную Церковь как институт, который сохраняет нашу государственность на протяжении тысячелетий, наряду с русским народом.
Тезис о том, что у нас не хватает рабочих рук – это просто голословный тезис, каких именно рабочих рук – не уточняется. При этом к нам едут миллионы и миллионы неквалифицированных рабочих. Становится больше таксистов и курьеров, но не IT-специалистов и инженеров».