Проблема падения демографии в России сегодня стоит острее, чем в перестройку или ельцинские лихие 90-е. Такой низкой рождаемости за вековую историю наблюдений наша страна еще не знала. Как не знала и стабильной ежегодной «естественной убыли» по 300-500 тыс. человек. Как не знала Россия и столь агрессивной политики замены коренных жителей на трудовых мигрантов из Средней Азии и Закавказья, рожающих/привозящих к нам детей и оседающих на нашей земле, считая себя полными хозяевами в нашем «монастыре» - со всеми вытекающими. Президент Владимир Путин давно погружен в проблему демографии и поручил Правительству разработать Стратегию действий по реализации семейной и молодежной политики, поддержке многодетности до 2036 г. Как обычно, команда вице-премьера Татьяны Голиковой и Ко не стала согласовывать с независимыми экспертами и общественниками свою концепцию Стратегии – проект выложили в СМИ в «нулевом варианте». В нем мы видим печальный вектор на фиксирование ситуации с ускоренным вымиранием и поэтапным «народозамещением» на таджиков и узбеков. О том, какой должна быть подлинная стратегия демографического роста России «Катюша» поговорила с зампредседателя Комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты Павлом Пожигайло.
Правительственная команда во главе с Голиковой и Ко, в рамках поручения президента, разработала Стратегию действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности до 2036 года. Оригинал проекта документа сразу не публиковался – по традиции, Правительство разрабатывает ключевые документы в закрытом режиме. Приходится изучать его по «утечкам» в СМИ.
Из основных предложений: новые правила предоставления маткапитала для роста рождаемости, дополнительные мероприятия для профилактики бедности семей с детьми. Звучит довольно пугающе, потому что "профилактика", "раннее выявление" и проч. - это столпы ювенальной политики по вмешательству в семьи. Правительство также намерено снизить уровень бедности многодетных семей до 12% к 2030 году и до 8% к 2036 году. Непонятно, за счет чего именно - за счет резкого увеличения выплат, либо за счет иной схемы подсчетов критериев бедности (как это завещал России Всемирный банк).
Также планируется развивать доступное арендное и социальное жилье для семей с детьми, поддерживать строительство доступного жилья, усовершенствовать порядок предоставления льгот по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг в регионах, а также расширить условия для совместного проживания студентов с детьми в общежитиях.
Среди ожидаемых результатов - увеличение общей продолжительности жизни и продолжительности здоровой жизни для россиян. И бОльшее количество отказавшихся от абортов беременных женщин.
При этом наиболее характерными для общего понимания концепции Стратегии нам показались следующие тезисы:
- миграционный прирост остаётся важным фактором сокращения убыли населения
- к 2036 году планируется достичь СКР - 1,8 ребенка в семье.
По факту мы видим констатацию продолжения политики нашего дальнейшего вымирания. Никакого приоритета русскому и другим коренным народам страны в документе Правительства нет. Зато снова подстелена соломка для общих позитивных отчетов по "выполнению плана" по демографии. И главное, за постоянный перенос сроков достижения более высокого СКР никто в Правительстве наказания до сих пор не понес.
РИА «Катюша» попросила прокомментировать правительственный подход к демографии и напрашивающиеся поправки в него экс-замминистра культуры Павла Пожигайло.
«Если убрать всю шелуху, определения, которые там даются... Самое главное – это коэффициент рождаемости. Второй очень важный критерий – количество многодетных семей. Они запланировали 2,7 млн. многодетных семей к 2036 году. Сейчас – 2,2 млн. Соответственно, через 10 лет + полмиллиона многодетных – это мигранты, скажем прямо. Только за счет мигрантов у нас эта цифра и сложится. Соответственно, они решили не стимулировать появление новых многодетных семей внутри России.
Коэффициент рождаемости (СКР) они заложили 1,8 до 2036 года. В пересчете на актуальную численность населения это означает, что они запланировали минус 5-6 млн. человек через 12 лет. То есть семейная политика Минтруда приговаривает нас к сокращению населения. Вот это самое главное, а остальное – ерунда.
Что должно было быть в этой стратегии? Прежде всего, количество многодетных семей – около 10 миллионов, а не 2,7 млн. И СКР должен быть минимум 2,1 к 2036 году. Хотя бы, чтобы не было убытка населения. Дальше вопрос – как это сделать?
Для начала определимся – что такое Минтруд? Для нашей демографии это небольшой субъект, который неспособен кардинально переломить ситуацию в области демографии. Потому что его уровень компетентности в этом вопросе – примерно 15% от необходимой. А надо приводить в соответствие все – вплоть до государственной культурной политики, до инфополитики федеральных СМИ, телеканалов. Там же извращенцы сидят в жюри, извращенцы выступают на сцене. Или взять скабрезные высказывания ряда ведущих на радио, посыл многих песен – это все извращенцы в значительной степени. Фактически идет высмеивание традиционных ценностей.
Или Минтруд может, к примеру, повлиять на ситуацию в интернете? Конечно, нет. У нас ВКонтакте впереди планеты всей в части распространения этой грязи. А я считаю, что у нас медиаповестка и соцсети – это процентов 30 успеха в вопросах демографии. Естественно, Минтруд не сможет этим адекватно заниматься. И никогда не преодолеет скаредность Минфина, потому что его официальная политика борьбы с бедностью – это не демографическая политика.
Мое основное предложение президенту ранее было – разработать Стратегию демографической безопасности. Владимир Владимирович меня услышал, был очень длинный с ним диалог. В конце декабря прошлого года пришло поручение от президента – Правительству и Общественной палате подготовить такую стратегию. В это предложение входила, в частности, оценка репродуктивного потенциала страны в целом, с учетом медийной повестки, образа жизни, который ведут подростки и молодые девушки и т.д. Там же стоял вопрос очистки медийного поля, вопрос ограничения абортов. Минздрав же вообще этот вопрос не собирается рассматривать.
В целом я конечно – за запрет абортов. Когда в стране происходит 1,5-2 млн. в год, если исходить из статистики продаж абортивных препаратов – это же важный показатель. В одной из аптек Симферополя пару лет назад за год было продано 4000 упаковок Мифепристона. А официальная статистика по Крыму была – всего 4000 медикаментозных абортов за тот же год. Представляете, насколько эти цифры отличаются от реальности? Россия сегодня в мировых лидерах по абортам на душу населения. У нас порядка 17 стран в мире, цивилизованных – Польша, Венгрия, половина штатов США – где аборты запрещены или жестко ограничены. При этом запрете количество желающих сделать аборт уменьшается в сотни раз.
А если из 2 млн. женщин, к примеру, 10 тысяч все равно пойдут к какой-то бабке-повитухе – ну Бог с ними, с этими женщинами. Это решение они принимают осознанно, несмотря на запрет, в конце концов. Но у нас-то 1,9 млн. новых людей родятся – разве это не перевешивает? Те, кто сегодня льют крокодиловы слезы по поводу этих нескольких тысяч подпольных абортов – реально диверсанты, агенты влияния врага.
Мы же предложили альтернативу – вместе с экс-министром здравоохранения Самарской области Михаилом Ратмановым. Он просто собрал частные клиники и сказал их директорам: вы больше абортов не делаете, а мы вам добавим параметров мед. услуг по ОМС, чтобы компенсировать ваши расходы. И они добровольно сдали лицензии на аборты. В результате в том же году в регионе родилось на 2000 детей больше. Вот конкретный пример. В Крыму, кстати, решили пойти по тому же пути. Дошла инициатива и до патриарха – он полностью поддержал запрет абортов в частных клиниках. Задача – сократить до максимума немотивированные аборты – а их не менее 90% от общего числа. Но пока на законодательном уровне она не проходит…
Экс-сенатор Маргарита Павлова все правильно сказала: и с абортами, и с раздельным обучением мальчиков и девочек, и еще есть 1000 задач, которые в сумме дадут нам не только рост демографии, но будут воспитывать более сознательных граждан-патриотов. Это и культура, и интернет-среда…
У нас сейчас в стране примерно 32 млн. женщин, которые могут родить. В 2024 г., по прогнозам, в стране родится 1,2 млн. детей. В принципе женщина может рожать с восстановлением организма примерно раз в четыре года. То есть в здоровом обществе 32 млн. женщин – это 8 млн. детей в год. Вот что должно быть в нашей стране. Мы имеем 1,2 млн. и естественная убыль примерно – 300 тыс. человек в год.
Если мы комплексно будем работать над тем, чтобы в поисковике в интернете, например, беременной не выдавало в топе список ресурсов, где можно нелегально купить абортивные вещества. А чтобы выдавало список центров и фондов, где помогут консультацией и необходимыми материальными вещами… тогда результат сразу придет.
К сожалению, секретарь Общественной палаты Лидия Михеева придерживается противоположных взглядов. Она один из авторов законопроекта «О профилактике сембыт-насилия», один из авторов законопроекта Клишаса-Крашенинникова об экспресс-судах и изъятии детей полицией. Она же была против запрета иностранцам на пользование услуг нашими суррогатными матерями. Она активно противодействовала всему хорошему, продвигая все плохое. В результате нацпроект «Демография» фактически сузился до нацпроекта «Семья», который получили Минтруду. Не знаю, как к этому относиться, может быть – как к намеренной диверсии.
Я считаю, что для воплощения всех наших наработок предложений в АП должно быть создано отдельное ведомство по вопросам демографии, которое возглавлял бы решительный человек, и это однозначно должен быть многодетный отец. Это должно быть направление, параллельное внутренней политике. А то у нас часто выходит, что демографическое направление противоположно внутренней политике. Последняя у нас во многом основана на популизме, и ориентирована на избирательные циклы. Поэтому при управлении АП по демографии должен быть создан Совет по демографической политике во главе с президентом. И только при президенте можно собрать Правительство, Госдуму, судебную власть, силовые министерства, владельцев медиа, даже таможню – чтобы остановить нелегальный поток абортивных материалов, например. Только системно мы можем выиграть эту войну.
Например, можно предусмотреть льготные места в вузах для женщин, которые намерены зарабатывать онлайн, работать удаленно. Сегодня есть много сфер деятельности, не только IT-сфера, где женщина может работать из дома – надо все это стимулировать. Например, дополнительными баллами ЕГЭ.
То есть надо точно определить наши амбициозные задачи, признать, что проблема комплексная – а не ставить цель по СКР 1,8 к 2036 году. Далее нужен инструмент – система управления, которая смогла бы собрать под своей координацией все ФОИВы. С жесткой ежемесячной и годовой отчетностью.
Академик РАН Сергей Юрьевич Глазьев показывал свои расчеты по экономике. На 2020-2021 гг. получилось, что в среднем гражданин РФ за свою жизнь вносит в ВВП страны 70 млн. рублей. Если Сергей Юрьевич прав, стране, конечно, выгодно иметь больше населения. И тогда Минэкономразвития должно исходить из такого же подхода: нам выгодно рождение людей. К тому же дефицит рабочих рук так можно будет решить своими силами. Значит, можно дать каждому человеку субсидию в 6 млн. руб., чтобы он позволить себе построить дом или купить квартиру для последующего создания семьи. Для многодетных представителей малого и среднего бизнеса можно рассмотреть освобождение от подоходного налога. За каждого последующего ребенка -2% подоходного налога, например. И сразу возникает мотивация заводить еще детей и расширять бизнес.
То есть нужно концептуально изменить подход к демографической политике страны. От поддержки по остаточному принципу «дадим подачку, чтобы многодетные совсем не загнулись» до понимания, что каждый родившийся ребенок – это инвестиция в экономику страны, которая обязательно окупится.
Что делать тут, нам понятно. Главное, чтобы где-то прошла искра – и наверху осознали, что пора уже создавать отдельное Управление по демографии в Администрации президента. А дальше нужен тщательный отбор кадров, ответственных за демографию. Чтобы создавать с нуля здоровую систему. Зачем нам нужны такие председатели думского Комитета по семье, которые сами понаделали кучу абортов, и теперь оправдывают эту систему? Зачем нам «экспертное» мнение гинекологов Минздрава, которые именуют детоубийство «медицинской помощью» и сами сделали тысячи абортов за свою врачебную карьеру?», - резюмировал Пожигайло.