Президент подписал Указ N 738 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026 - 2030 годы». Понятно, что это не нормативный акт и не федеральный закон, но тем не менее, он четко показывает вектор миграционной, а значит, и социально-экономической, и демографической политики страны на 5 лет вперед. Документ важный, и в нем просматривается несколько направлений. Ключевые из них: ужесточение контроля над трудовой миграцией в РФ посредством тотальной оцифровки въезжающих к нам лиц, сбора их биометрии, создания их цифровых профилей; также – наделение работодателя полной ответственностью за социальный статус и условия пребывания мигрантов (вплоть до юридического сопровождения); при этом декларируется приоритет интересов коренного населения, сохранение русской культуры и языка, уважение и соблюдение российских законов и т.д. Также выделим запрет на анклавизацию (создание мигрантских гетто), легализацию сотрудничества МВД с народными дружинами по части контроля за нелегалами, и постепенный переход к оргнабору, привязке ценнейших иноспециалистов к конкретному работодателю. То есть, с одной стороны, ориентиром вроде бы сделана модель ОАЭ «отработал контракт – до свидания». Но с другой стороны, в Концепции сохраняются мантры про необходимость адаптации трудовых мигрантов в России, закладывается, что прирост числа трудовых мигрантов у нас будет продолжаться и дальше, потому что «таковы потребности нашей экономики». Прямого запрета на въезд в РФ родственникам мигрантов не планируется. Также заложена основа для обучения русскому языку и дальнейшему образованию у нас детей мигрантов. И это печально, потому как вектор народозамещения в результате никуда не исчезает.
«…фиксируется рост численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, в том числе из государств, с которыми у Российской Федерации установлен визовый режим въезда. В перспективе до 2030 года данная тенденция будет сохраняться, обусловливая необходимость удовлетворения потребности российской экономики в иностранных работниках соответствующей квалификации», - заявляется в самом начале документа.
Звучит как данность, как факт, которого не избегнуть и не отменить. Если вспомнить прогнозируемое/запланированное снижение численности населения страны по 500 тыс. человек в год до 2036 г. в Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики («Катюша» подробно ее разбирала), радовать такой подход не может.
Далее приводится комплекс мер по контролю за мигрантами, уже принятых в 2019-2025 гг.:
«10. Расширен перечень категорий иностранных граждан, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации, фотографированию и медицинскому освидетельствованию.
Проводится эксперимент по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан, в рамках которого осуществляется сбор биометрических персональных данных иностранных граждан при пересечении ими государственной границы Российской Федерации через соответствующие пункты пропуска. Введены дополнительные требования к получению иностранным гражданином, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
- Введен режим высылки в отношении иностранных граждан, не имеющих оснований для законного нахождения на территории Российской Федерации. Органы внутренних дел Российской Федерации наделены полномочием назначать иностранным гражданам административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Усилена уголовная и административная ответственность лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с организацией незаконной миграции.
- Определены требования к уровню владения русским языком, уровню знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в зависимости от цели нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Введено ограничение на выдачу сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (выдача осуществляется только государственными учреждениями), а также запрет передавать права и обязанности по проведению экзамена и выдаче сертификата третьим лицам. Установлены правила, предусматривающие прием на обучение по основным общеобразовательным программам только законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан при условии успешного прохождения ими на бесплатной основе тестирования на знание русского языка при приеме на обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Режим оперативной высылки нелегалов – это прекрасно. Эксперимент по сбору биометрии всех въезжающих в РФ в аэропортах – пока не понятно, к чему приведет. Что касается тестов на знания русского, нам известно, что 80% детей мигрантов не смогли их пройти, но нет информации о том, чтобы семьи проваливших тест попросили покинуть страну-хотя правовые основния для этого есть. Напротив, власти (Минпросвет) намерены строить для них за счет бюджета центры адаптация и обучения русскому как не родному. По всей стране.
«15. Усилия органов государственной власти будут направлены на ускорение перехода к целевому организованному набору иностранных работников (прежде всего прибывающих без виз), предусматривающему возможность работы у конкретного работодателя, на конкретном рабочем месте в течение определенного срока на основании трудового договора и разрешения на работу.
- Необходимо принятие дополнительных мер, направленных:
а) на повышение ответственности работодателей;
б) на снижение нагрузки на социальную, медицинскую и иные сферы, связанной с пребыванием в Российской Федерации неработающих и не проходящих обучения членов семей иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность или получающих образование в Российской Федерации;
г) на недопущение территориального обособления иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное место жительства».
Очень правильный, на наш взгляд, блок мер, направленный на ужесточение ответственности работодателя и арабскую модель (ОАЭ) с отработкой мигрантом контракта и быстрым прощанием с ним. Только вот желание обучить всех членов семей мигрантов, которые приехали к нам, противоречит тут же заявленной установке на «снижение нагрузки на социальную, медицинскую и иные сферы». Тут было бы неплохо окончательно определиться – и, как предлагал в мае с.г. глава Крыма Сергей Аксенов – запретить родственникам трудовых мигрантов въезд в страну.
«21. Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика должна являться вспомогательным средством для решения экономических проблем в части, касающейся обеспечения приоритетных отраслей российской экономики иностранными работниками на период сохранения дефицита национальных трудовых ресурсов».
Спасибо за эти важные слова авторам документа. Конечно же, мы постоянно делаем на это акцент, и не только мы: коренное население страны не допустимо замещать трудовыми мигрантами из Средней Азии и Закавказья. Потому что тогда мы, как неоднократно подчеркивал патриарх Русской Церкви, просто потеряем Россию. Это будет уже не Россия, а совсем другая страна… С иной культурой, языком, религией, еще и с наспех переписанной историей. А наших детей и внуков тут просто не будет. И это недопустимо.
Проблема в том, что де-факта миграционная политика у нас уже давно не просто «вспомогательное средство для решения экономических проблем», это именно что инструмент народозамещения. В той же Стратегии демполитики прописано, что ожидается пополнение населения РФ за счет мигрантов темпами 400 тыс. человек в год.
«…обеспечивая соблюдение разумного баланса государственных, общественных и частных интересов, важно сохранять открытость Российской Федерации для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но стремятся приехать в Россию как в страну, предоставляющую им благоприятные условия для туризма, трудовой или предпринимательской деятельности, получения образования, поддержания родственных, социальных и культурных связей с проживающими в России иностранными и российскими гражданами, соблюдают требования законодательства Российской Федерации, бережно относятся к ее материальным и культурным ценностям, окружающей среде и природным ресурсам, уважают многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации»
А вот это уже менее понятно. Зачем «сохранять открытость» страны для тех, кто «не намерен полностью интегрироваться» в наше общество? Да и вообще «не связывает с Россией свое будущее или будущее своих детей»? Зачем создавать таким лицам благоприятные условия для трудовой или предпринимательской деятельности у нас? Это трудно понять. Потому что вести себя такие лица у нас будут соответствующе. Они это и так уже делают – достаточно посмотреть ежедневные сводки по преступлениям.
«26. Основными принципами миграционной политики являются:
а) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
б) комплексность решения задач миграционной политики с учетом необходимости обеспечения безопасности государства, социально-экономического, научно-технологического, пространственного, культурного и иного развития Российской Федерации».
Про приоритет интересов коренных жителей и обеспечение безопасности государства все верно. Но далее читаем:
«г) обеспечение простоты и прозрачности процедур и условий въезда в Российскую Федерацию и временного пребывания на ее территории, получения права на осуществление трудовой деятельности или проживание в Российской Федерации».
- Задачами миграционной политики являются:
…осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами исходя из потребности российской экономики в иностранной рабочей силе при условии прозрачности процессов привлечения иностранных работников, осуществления контроля за этими процессами и управления ими;
создание условий для адаптации иностранных граждан к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации».
Создание условий для адаптации, дальнейшее приглашение трудовых мигрантов в тех же масштабах, потому что «экономика требует», простота условий процедур въезда, получения права на труд и проживание в России… это же все совсем не про ограничения трудовой миграции, верно?
Далее ожидаемый блок про оцифровку всей сферы миграционной политики, куда же без него:
«б) совершенствование механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, развитие цифровой среды государственного управления и внедрение современных информационных технологий для обеспечения контроля в сфере миграции».
Среди целей миграционной политики примерно та же история. Сначала видим заслуживающие полного одобрения:
«б) создание условий для возвращения, в том числе из-за рубежа, жителей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, покинувших места постоянного проживания в период проведения специальной военной операции;
г) содействие переезду в Российскую Федерацию иностранных граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности».
Но тут же ниже следует:
«д) расширение перечня организованных форм привлечения в Российскую Федерацию иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в целях повышения эффективности регулирования численности привлекаемых иностранных работников, учета потребностей экономики Российской Федерации, интересов ее граждан, а также ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения»
Расширения перечня организованных форм привлечения в РФ трудовых специалистов, чтобы лучше регулировать их численность? Если перечень расширяется, значит, и самих трудовых специалистов будут организованно привлекать в большем количестве.
«к) ограничение пребывания в Российской Федерации неработающих и не проходящих обучения членов семей иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность или получающих образование в Российской Федерации».
Верное направление, но вместо «ограничения пребывания», как мы уже отмечали выше, правильнее было бы установить полный запрет. И не обучать родственников/детей трудовых мигрантов за счет бюджета РФ от слова «совсем». Только ради того, чтобы все они «комфортно адаптировались» у нас. Потому что это как раз противоречит интересам граждан России.
«п) формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан, включая принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц, приобретших гражданство Российской Федерации».
Тут большой вопрос, что это будет за «инфраструктура содействия адаптации» трудовых мигрантов? Не очередное ли подсаживание их на нашу социалку? Чтобы не было этнических анклавов и маргинализации, можно просто организовать полностью закрытое проживание всех работающих по контракту иноспециалистов. Не впуская их в наши населенные пункты. Крупные склады в Подмосковье уже используют такой подход, но таких объектов пока мало.
«б) формирование цифрового профиля иностранного гражданина для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию, а также находящихся на ее территории;
г) создание информационной инфраструктуры государственного управления в сфере миграции, обеспечивающей эффективное регулирование миграционных потоков на основе широкого внедрения информационных технологий и использования биометрических персональных данных при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции».
В концовке документа, конечно, не обошлось без блока «цифровых профилей» и биометрического контроля. Биометрию будущим трудовым мигрантам хотят предложить сдавать еще на родине, до въезда в РФ. Мы пока реально не знаем, во что выльется тотальный цифроконтроль, но очевидно, что таким образом будут обкатываться инструменты для слежки и за коренными жителями России, о чем мы не раз предупреждали.
В целом же, Концепция получилось пестрой, в ней отмечается много правильных направлений, но есть и продолжение прежнего вектора. В ней также нет новых реальных жестких мер по ограничению завоза к нам потенциальных и реальных преступников из Средней Азии и Закавказья. Вплоть до обязательных трудовых виз. Нам всем, нашему гражданскому обществу, предстоит еще много и плотно работать для того, что эти меры наконец появились.