Интервью президента России, которое он дал Дмитрию Киселеву, по определению должно было быть чисто предвыборным мероприятием, с раздачей «каждой сестре по серьгам» и расстановкой опорных электоральных точек. Однако в условиях очевидности выбора российских граждан, это интервью определило то, что будет потом, после выборов, когда президент встанет перед необходимостью принятия определенных внешне и внутриполитических, а также кадровых решений. Очень хотелось бы, чтобы они стали бы завязаны на качество и скорость исполнения поручений президента. А еще лучше, чтобы в его руках после выборов появился бы новый инструмент типа Народного контроля времен СССР.
Первый вопрос Дмитрия Киселева касался финансового исполнения тем, заявленных в Послании Федеральному Собранию: «Где деньги, Зин?», - процитировал он любимого Путиным Высоцкого. Президент ответил просто – так думает экспертное сообщество из АП и правительства, но уточнил главное – горизонт планирования расширен до 6 (шести) лет. Это значит, что речь идет о финансовом планировании на весь будущий президентский срок. Для Путина это означает взять огонь на себя, просчитывая «наши доходы и расходы по тем направлениям, которые мы считаем ключевыми, приоритетными именно на шесть лет».
Далее, Путин повторил внушенный ему тезис о том, что наша страна – пятая экономика мира. Внушенный, потому что это данные Всемирного банка, который отнюдь не является дружественным России. В его рейтинге страны мира расположены в соответствии с величиной валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимостью всех конечных товаров и услуг, реализованных в экономике страны за один год в долларовом эквиваленте, полученной при пересчете по паритету покупательной способности (ППС), то есть с поправкой на уровень цен в экономике страны. На рост нашей экономики в период СВО влияет исключительно продукция предприятий ОПК, которая никак не относится к уровню цен и не учитывается в расчетах ВБ. К другим видам производства это отношения не имеет, а значит вопрос «где найти деньги?» как никогда актуален. Но радует то, что Путин все-таки собирается изменить критерий и пересчитывать экономику по ВВП на душу населения: «Нам еще очень много нужно сделать для того, чтобы не только по паритету покупательной способности, но и <чтобы по ВВП> на душу населения у нас». Президент прав: тут по данным того же ВБ мы с трудом удерживаемся в первой 50-ке – сделать надо не просто много, а очень много. За будущие 6 лет Путин предполагает изменить саму структуру нашей экономики, что обеспечит «будущее трудовых ресурсов, эффективность, производительность труда». Последнее президент завязывает на тотальную роботизацию и внедрение в производства «инновационного начала». Этот момент тут же связывается с подготовкой кадров. Правда готовить их, походу, собираются в «инженерных школах», созданных по методичками «школы 21» Грефа – skills, однако.
Путин очень интересно определил «вечность» санкций, под которыми будет продолжать развиваться экономика России – они инструмент недобросовестной конкуренции. Это первое признание этой объективной реальности. «Мы живем в таком мире, который есть, и мы к нему приспособились. Мы понимаем, с кем мы имеем дело. И до сих пор, – это видно по результатам нашей работы, – действуем достаточно эффективно», - сказал президент. Правда, с последним тезисом можно поспорить. Президент привел данные о доли военных расходов в ВВП. По его данным, это 6,8% в 2023 году при 4% в 2022-м. Он привел сравнение с СССР – тогда было 13% из-за гонки вооружений, в которую, по мнению Киселева нас активно втягивают. Не втянут – утверждает Путин. Ну да, им бы собственные оружейные производства поднять. «Надо сказать, что оборонные расходы разгоняют экономику, они ее делают более энергичной», - считает верховный главнокомандующий. При этом он тут же назвал главную уязвимость Пентагона – дикие деньги уходят на содержание баз во всем мире: «Там и идет основной распил».
Один из способов добыть деньги на шесть лет – сразу после выборов изменить Налоговый кодекс. «Распределение налогового бремени должно быть справедливым в том смысле, что в общую казну, что называется, на решение общенациональных задач, прежде всего на решение задач по борьбе с бедностью, все-таки больше должны выделять корпорации, юридические и физические лица, которые больше зарабатывают». Это даже не намек, это четко выраженное желание перейти на пропорциональное налогообложение. Очень серьезная реформа, которой по словам президента правительство должно заняться в ближайшее время. Видимо это поручение может оказаться тестом на переназначение ключевых экономических министров, которые сопротивляются исполнению поручений Кремля как могут. После введения прогрессивного налога он на 6 лет останется неизменяемым – так Путин дал гарантию бизнесу.
Про судьбу правительства Мишустина президент сказал достаточно понятно: «Все-таки об этом нужно говорить после выборов, после подсчета голосов. Мне кажется, сейчас это просто некорректно. Но в целом Правительство работает, – как мы видим, результаты же очевидные, это объективные данные, – работает вполне удовлетворительно». Но не «отлично».
Президента волнует малый коэффициент рождаемости – 1,31. Поэтому на поддержку семей и рождаемости в предстоящие 6 лет предполагается истратить 14 трлн рублей. Путин перечислил пособия и направления вложения этих средств. Вот только не получилось бы так что их бенефициарами станут многочисленные семейные мигранты. Готовится к применению новый инструмент – поощрение регионов, где рождаемость наименьшая. В основном это центральные регионы России и Северо-запад. Они получат в рамках нового нацпроекта проекта «Семья» 75 млрд рублей. Вот только как их делить губернаторы будут? В вопросе рождаемости президент очень рассчитывает на глубинное общество: «Но знаете, что все-таки настраивает на позитивный лад? Настроение в обществе. У нас 70 процентов мужчин и 72 процента женщин хотят иметь двух и более детей, и государство должно их поддержать». Важна и еще одна задача: «Нам нужно поднимать рождаемость и увеличивать продолжительность жизни».
Дмитрий Киселев с вопроса о рождаемости четко перескочил на мигрантов. Президент высказался определенно, обозначив ответственных лиц: «Они сосредотачиваются в тех регионах, где экономическая жизнь наиболее активна, и там их, конечно, на порядок больше. Это Московская область, Москва, Северо-Западный регион и некоторые регионы Севера, где уровень заработных плат приличный. Но, без всяких сомнений, это вопрос, который требует особого внимания со стороны властей – и местных, и региональных, и федеральных». Теперь понятно, с кого следующие 6 лет будут спрашивать за «ценных специалистов» с чадами и домочадцами.
Вопрос о судьбе СВО Киселев начал с утверждения, что нацистские режимы просто так не рассасываются, их надо побеждать на поле боя. Президент определил главное условие для этого: «Ответ простой. Нужно увеличивать средства поражения – количество и мощь средств поражения, повышать эффективность применяемых сил и средств. Авиация – и тактическая, и армейская, и та же стратегическая. … Артиллерия, бронетехника. У нас развитие идет, без всякого преувеличения, семимильными шагами».
Важный момент – готовность РФ к переговорам, и она есть; «Но только мы готовы к переговорам, не основанным на каких-то “хотелках” после применения психотропных средств, а основанным на тех реалиях, которые сложились, как в таких случаях говорят, на земле». Так одной фразой Путин дал понять что с наркоманом Зеленским говорить особо не о чем. А еще «на земле» определяет необходимость нашего скорого летнего наступления. Потом – переговоры, которые суть «серьезный разговор с гарантиями безопасности Российской Федерации»-вот только сами гарантии президент так и не назвал. Зато на вопрос Киселева, не кинут ли нас на переговорах снова, Верховный главнокомандующий отрезал: «Я никому не верю!». Хочется верить…
Еще одной темой стали слова Макрона о возможном десанте интервентов в б/УССР. Киселев прошелся по нему с тонким намеком, назвав «галльским петухом». По мнению Путина заход иностранных войск может привести к серьезным геополитическим последствиям. В этом случае б/УССР не только окончательно потеряет свою суверенность, но и произойдет раздел ее западных областей. «Что касается тех государств, которые говорят о том, что у них в отношении России нет никаких “красных линий”, они должны понять, что и в России в отношении этих государств тоже не будет никаких “красных линий”», - подчеркнул Владимир Владимирович, процитировав Макрона. Это касается и Шольца с его потенциальными Taurus’ами.
Обойти предстоящие выборы в США было невозможно. Путин снова протроллил Байдена: «Еще в последний год своей работы в качестве президента господин Трамп упрекал меня как раз в том, что я симпатизирую Байдену. Это было четыре с лишним года назад. Он мне так и сказал в одном из разговоров. Извините, я скажу, как он, это просто прямая речь: “Ты хочешь, чтобы победил „спящий Джо“». Очень красиво получилось, только главное, чтобы Трампу это правильно перевели.
Тема Третьей мировой войны тоже не была обойдена Киселевым, причем он приплел к ней Дугина – этот «специалист по геополитике, призывает прямо и практически готовиться к ядерной войне». Его следующий вопрос был не в бровь, а в глаз Макрону и компании: «Мы действительно готовы к ядерной войне?». Ответ верховного точен как запуск «Сармата»: «С военно-технической точки зрения мы, конечно, готовы. Они <войска> у нас постоянно находятся в состоянии боевой готовности. Наша ядерная триада является более современной, чем любая другая триада». Это гарантия мира. Даже испытывать для их страха ядерное оружие мы не будем.
На этом описание действующих факторов президентом и его визави практически прекратилось. Стороны перешли к предвыборному дискурсу, вспоминая прошлое и мечтая о счастливом будущем. Перед выборами это объективная необходимость. Однако, сказанное ранее действительно определяет направление развития России на ближайшие 6 лет. Будем посмотреть.
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»