Важнейшим событием недели в России, а следовательно, и во всем мире, стали Рождественские чтения, которые в этом году прошли под эгидой 80-летия Великой Победы. Самая важная часть чтений - выступления святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании в Кремле и на парламентских встречах в Думе, в отличии от прошлых лет, были наполнены конкретными наказами по широкому кругу насущных вопросов, от миграционной угрозы и опасностей «искусственного интеллекта», от преподавания «Основ православной культурны» до запрета/ограничения абортов, от сохранения исторической памяти до запретов сатанизма, неозычества и борьбы с крестами и прочими религиозными символами. По сути дела, Предстоятель Русской Церкви сформулировал важные тезисы новой идеологии, идеологии возрождения России, которому изо всех сил сопротивляется не только впавший в антихристианство Запад, но и наша во многом колониальная элитка, привыкшая жить чужим умом, бездумно реализуя рекомендации «уважаемых западных партнеров», не имея собственной стратегии и образа будущего. Война и связанные с ней вызовы вынуждают власть если не прислушиваться (хотя и такое бывает), то хотя бы выслушивать представителей Церкви - и это очень хорошая практика, которая обязательно даст свои плоды. Приводим наиболее важные фрагменты наказов-выступлений Святейшего:
-В то время, когда все духовно-нравственные ценности попираются в странах, считающих себя передовыми, когда разрушаются нравственные основы бытия, семейной жизни, отношений поколений и полов, обсуждение только что озвученной темы в стенах органа высшей законодательной власти Российской Федерации свидетельствует о том, что Россия идет по особому, альтернативному пути цивилизационного развития. Все то, что сейчас считается нормой, то, что поддерживается законодательством, но идет вразрез с Божиими заповедями, нравственной природой человека; то, что разрушает его природу — нравственную, духовную и даже физическую, — есть сигнал нежизнеспособности цивилизации. Я не боюсь произнести эти слова, потому что любое политическое развитие, которое противоречит нравственному чувству, заложенному Богом в природу человека, — нежизнеспособно.
-Хотел бы отметить, что в минувший год были приняты важные законы по усилению контроля в миграционной сфере, а в конце декабря Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным была утверждена новая Стратегия противодействия экстремизму, в том числе в контексте проблем миграции[1]. Тема миграции особенная, сейчас не буду много об этом говорить, но это один из вызовов нашей национальной идентичности и гражданскому миру. Ведь мы знаем, что рост преступности в нашей стране, к сожалению, связан в первую очередь с незаконной миграцией.
-Ключевая роль в воспитании и нравственном формировании личности принадлежит, несомненно, образованию. Именно поэтому Церковь с особой настойчивостью свидетельствует о важности преподавания в школах предмета «Основы православной культуры», который рассказывает о духовной традиции нашего народа, приобщает человека к сокровищнице христианской православной культуры. По моему предложению была сформирована рабочая группа, которая в течение прошедшего года взаимодействовала с рядом государственных органов. Результатом ее работы стали договоренности о возвращении предмета в 5-е, 6-е, и 7-е классы. Предмет будут преподавать учителя истории. Считаю это возвращение важным для современной российской школы.
-Важнейшей темой, о которой Церковь буквально вопиет последние годы, является тема защиты традиционной семьи. Минувший год, как нам всем хорошо известно, был объявлен Годом семьи. За 2024 год такие понятия, как традиционная семья и традиционные духовно-нравственные ценности, прочно вошли в политический лексикон и часто звучали в официальных средствах массовой информации.
Но насколько эти ценности стали частью реальной жизни наших сограждан, насколько они влияют на мировоззрение россиян? Это вопрос, на который следует ответить. Честно говоря, с сожалением нужно признать, что многие наши сограждане зачастую не совсем хорошо понимают, что такое традиционные ценности. Об этом с печалью свидетельствуют и наши священники, которые общаются по долгу своего служения с разными людьми и выражают пастырскую озабоченность тем, что в сознании соотечественников приверженность традиционным ценностям нередко соседствует с одобрением абортов, терпимостью к супружеским изменам, блудному сожительству и другим нравственным порокам, противоречащим самому понятию традиционной семьи. Понимаю, что кого-то это может сейчас уязвить, но такова правда. Конечно, к настоящему времени реализован ряд важных законодательных инициатив в этой сфере, но этого все-таки недостаточно. На лаврах почивать рано. Мы не можем говорить об успехах в области семейной политики до тех пор, пока коэффициент рождаемости упрямо свидетельствует о сокращении государствообразующего русского народа, пока аборты остаются в системе ОМС, пока уровень потребления алкоголя в нашей стране все еще остается высоким и продолжает ломать судьбы миллионов людей, разрушать семьи.
-Нет никаких сомнений в том, что женщина должна чувствовать себя социально защищенной, а ее беременность должна признаваться государством с первых дней. Год назад Священный Синод нашей Церкви принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», в котором говорится, что «жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, человек уже в утробе матери имеет право на жизнь». Важным шагом, который подтвердил бы ценность каждой человеческой жизни с момента зачатия, было бы распространение декретного отпуска на самый сложный, первый триместр беременности. Я уже выступал с таким предложением и считаю его актуальным в условиях критического коэффициента рождаемости. Безусловно, необходима также материальная поддержка семей со стороны государства, и нельзя останавливаться на тех мерах, которые приняты ранее. Пожалуй, самым острым вызовом для большинства российских семей, проживающих в крупных городах, является жилищная проблема. Нужно смотреть правде в глаза: материнский капитал и другие выплаты не позволяют приобрести жилье. Неуверенность и страх порождают нежелание иметь детей. До тех пор пока молодая семья не будет уверена в возможности решения жилищных проблем, многие будут продолжать отказываться от деторождения, а тем более от многодетности.
-Тем не менее материальная обеспеченность сама по себе отнюдь не гарантирует многодетности и даже просто готовности рожать и воспитывать детей — западные страны тому яркий пример. Если задаться вопросом, кто сегодня много рожает, то ответить на него можно одним словом — верующие. В подавляющем большинстве случаев многодетными являются те люди, которые во главу угла своей жизни ставят религиозные принципы. И речь здесь идет не только о православных, но и о других традиционных для России религиях, в первую очередь исламе. Мне бы хотелось еще раз подчеркнуть очевидный факт: в религиозных семьях детей больше, чем в семьях нерелигиозных. Социологический факт! А значит, если мы хотим реально изменить демографическую ситуацию в стране, следует и дальше думать над тем, как научить современников строить свою жизнь на основе настоящих традиционных ценностей, как популяризировать этот образ в современной культуре.
-Важной темой в связи с этим является борьба за чистоту русского языка и речи. Язык — не просто средство общения. Язык — основа национальной идентичности, главный инструмент передачи духовно-культурной традиции и опыта поколений. Язык — наше важнейшее культурное достояние, которое мы призваны оберегать как зеницу ока.
Однако в последние десятилетия общество буквально захлестнула волна сквернословия. Эта духовная болезнь поразила многих: от мала до велика, не только взрослых, но даже детей. Матерная брань, по печальному свидетельству родителей и педагогов, слышна даже от малолетних подростков, с детских площадок, на школьных переменах, в общественном транспорте. Откуда взялась такая напасть? Почему слова, которые раньше стыдились произносить, теперь без стыда используются и в театральных постановках, и в кино, и даже на концертах? Матерная брань — это, по сути, богохульство и оскорбление святости материнства. Использование скверных слов было характерно для людей морально опустившихся, для которых не осталось ничего святого, для тех, кто, по выражению Максима Горького, уже «на дне». Матерная брань наносит духовный вред не только тому, кто ее произносит, но и тому, чьего уха она касается.
Как такое отвратительное явление может стать нормой? Ведь через мат обедняется и уродуется богатый и выразительный русский язык. Вот если бы мы поставили заслон мату, как сейчас ставим заслон алкоголизму, то это было бы, конечно, очень важным цивилизационным явлением, разрывом с практикой, которая оскверняла и уродовала русскую культуру, наносила вред человеческому общению.
-Поскольку мы заговорили о человеческом уме, следует назвать еще один важный вызов нашего времени — это искусственный интеллект. Сегодня ни для кого уже не секрет, что искусственный интеллект становится тем, что все больше и больше будет определять наше культурное пространство. И здесь также есть над чем поработать, в том числе и на законодательном уровне. Существует, например, реальная опасность утраты интеллектуальных и творческих навыков человека. Самообучаемая программа создает интеллектуальные продукты на основании того, что уже было когда-то создано людьми, а также начинает использовать для этих целей свои собственные материалы, сгенерированные ранее идеи. Со временем, как говорят специалисты, человеческое наследие, бесценный интеллектуальный и культурный фонд, накопленный на протяжении истории, может все глубже уходить в затерянные «культурные слои», которые для многих окажутся просто недоступными, а то и вообще непонятными. Важно, чтобы искусственный интеллект служил во благо людей, а человек мог его контролировать. Если верить прогнозам некоторых экспертов, в скором времени может появиться поколение более продвинутых машинных моделей, получивших название «Всеобщий искусственный интеллект», которые будут способны думать и учиться — учиться, то есть совершенствоваться, — как человек. И если такой искусственный интеллект поставить рядом с обычным человеческим, кто будет выигрывать? Конечно, искусственный интеллект!
В свое время люди обуздали ядерную энергию, и атом стал не только оружием уничтожения и инструментом сдерживания, но и нашел применение в мирной жизни. Пока не вполне осознаваемые нами возможности искусственного интеллекта также должны быть поставлены на службу человеку. И всякий раз, говоря об искусственном интеллекте, мы должны мысленно «зажигать красный свет» в своем сознании: не все так просто! Вы знаете, что сказано в Священном Писании: в конце человеческой истории придет антихрист, то есть личность, которая будет противостоять Христу, противостоять всему тому, что принес Бог в жизнь человечества. Всеобщая глобальная власть антихриста будет преследовать достижение самых опасных целей, которые приведут к концу человеческой цивилизации. И мы должны помнить, что ведь антихрист не с неба явится и не из преисподней выйдет. Он не сможет явиться в окружении, которое будет его отторгать, — он может прийти и обрести силу только в обществе, которое будет его поддерживать. И еще неизвестно, какой может быть роль искусственного интеллекта в приближении этой апокалиптической картины. Это не значит, что мы должны отвергать достижения науки и возможность использовать искусственный интеллект. Но все это должно быть поставлено под очень жесткий контроль государства и общества. Мы не должны упустить из виду очередную опасность, способную разрушить человеческую жизнь и человеческую цивилизацию. Важно, чтобы искусственный интеллект служил во благо людей, а человек мог его контролировать. Отдельная проблема — использование искусственного интеллекта в отношении воздействия на личность человека и, в каком-то смысле, на его судьбу. Знаю, что сегодня ведется активное обсуждение возможности цифровизации судебных решений. Важно законодательно очертить границы вклада искусственного интеллекта в их разработку, чтобы подобные решения, влияющие на жизнь человека, принимали не бездушные алгоритмы, а справедливый человеческий суд, способный учитывать множество нюансов и руководствоваться нравственным императивом, который лежит в основании здоровой правовой системы. Другими словами, правовая система — это область, где также предлагается использование искусственного интеллекта, но где с особой осторожностью нужно осуществлять подобные инновации.
Более того, мы всё чаще сталкиваемся с таким явлением, как сгенерированная реальность. Представляется, что следует рассмотреть вопрос о законодательном регулировании ситуации с тем, что называется «дип-фейки». Способность искусственного интеллекта к созданию «дип-фейков» — высококачественных подделок изображений, голоса и видео уже сегодня наносит большой ущерб обществу, затрудняет расследование преступлений, создает угрозу национальной безопасности, не говоря уже о серьезных репутационных потерях, которые несут пострадавшие люди.
Поэтому, всячески приветствуя научно-техническое развитие, без которого, наверное, и не может существовать современная цивилизация, все-таки нужно ставить некие «красные флажки», как это было сделано в отношении использования ядерной энергии. Искусственный интеллект — это опаснее, чем ядерная энергия, особенно если искусственный интеллект будет запрограммирован на несение сознательного вреда человеческой нравственности, человеческому общежитию и другим ценностям, без которых человек потеряет способность оставаться человеком.
-Еще раз подчеркну важность формирования личности, с детства осознающей свою причастность к великой культуре нашего народа. В основании этой культуры лежат традиционные духовные ценности; при этом, как сказано в Указе № 809, «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». И ведь это действительно так. И всё же, несмотря на это, эти ценности не просто порой попираются, но даже и перечеркиваются. Стыдливо затираются кресты на изображениях храмов и даже в государственной символике. Хотя стыдиться нужно не креста, а своего безродства и беспамятства. Как заклинание повторяют мысль о том, что Россия «многонациональная и многоконфессиональная». И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше государство в безнациональное и бесконфессиональное.
-Большую обеспокоенность вызывает и распространение неоязыческих идей, в том числе и в образовательном пространстве. Но особенно опасно, когда эти идеи проникают в ряды военнослужащих. Нашим бойцам приходят письма и посылки с неоязыческой символикой, упоминаниями о каких-то диких псевдотрадиционных обрядах и талисманах, которые якобы призваны помочь. Усиление позиций разного рода тарологов, нумерологов и прочих мошенников от оккультизма, магии и псевдонауки на самых разных уровнях в нынешних условиях представляется как некая идеологическая диверсия.
Слава Богу, это заметили и начали соответствующую работу в этом направлении в Государственной Думе. Хочу выразить поддержку членам депутатской группы по защите христианских ценностей, занимающихся разработкой проекта Федерального закона «О запрете рекламы оккультно-магических услуг».
-Считаю важным поддержать инициативу о запрете в России сатанизма как экстремистского движения. Недопустимо, что до сих пор различные сатанинские секты, входящие в международное движение сатанистов, беспрепятственно проводят в нашей стране свои обряды, вербуют молодежь, открыто регистрируют свои группы и сообщества в социальных сетях. Задумаемся: в зоне проведения Специальной военной операции, на линии огня, наши бойцы готовы отдать свои жизни за ценности, которые явно попираются сатанистами! Это не просто какое-то волшебство, какая-то экзотика — это политически опасное явление, это идеология, которая разрушает наше национальное самосознание, а значит, ослабляет наш народ, провоцирует некое разделение в обществе. Причем во имя чего? Во имя поклонения идолам? Безумие!
-Победа в Великой Отечественной войне стала не только выдающимся военным достижением всей страны, но и нравственным подвигом нашего народа, явившего беспримерные мужество, героизм, сплоченность и готовность самоотверженно отстаивать свою духовно-культурную идентичность. Наша святая обязанность заключается в том, чтобы бережно хранить в памяти правду о минувшей войне, об этих исторических событиях и активно противостоять циничным и не прекращающимся, к сожалению, попыткам враждебных сил принизить роль советского народа в разгроме нацизма. Одержанная 80 лет назад победа стала результатом огромного самоотверженного служения нашего народа, единства русских людей. В условиях современных вызовов эти качества также приобретают особую значимость и являются залогом духовной и нравственной силы российского общества. Единство народа — не просто политическое или социальное явление: это духовная реальность, которая зиждется на общих ценностях, на осознании общего целеполагания и общей ответственности за судьбу страны.
Очевидно, что успехи русской государственности и достижения русской культуры прежних веков были в значительной степени основаны на христианском духовно-нравственном фундаменте. Воспитанный и укорененный в православной вере народ вынес на своих могучих плечах грандиозные преобразования Петра I, масштабные начинания Екатерины II, Александра I и других Романовых.
Православная вера, христианская нравственность стали тем источником сил, благодаря которому сформировались ключевые качества национального характера, позволившие России и русской культуре стать по-настоящему великими: терпеливость, обостренное чувство справедливости, трудолюбие, выносливость, мужество, устремленность к высшим идеалам и ценностям.
Революция 1917 года и приход к власти атеистических сил ознаменовали строительство не только нового, исключительно материалистического государства, но и создание «нового типа человека». Кровавые репрессии в отношении Церкви и верующих были призваны искоренить всякие «религиозные предрассудки», окончательно разорвать связь времен. Но когда пришла беда и началась Великая Отечественная война, руководство страны обращается именно к христианским ценностям, к православному духовному наследию. Гонения на Церковь приостанавливаются, начинают популяризироваться образы героев прошлого: святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, праведного адмирала Феодора Ушакова, генералиссимуса Александра Суворова и других подвижников, чей пример самоотверженного служения и любви к Отечеству действительно вдохновлял и продолжает вдохновлять людей.
Христианские качества самопожертвования и мужества, готовности людей отдавать самое дорогое — свою жизнь — ради ближних и высоких идеалов защиты Родины проявились в полной мере в годы Великой Отечественной войны. Неслучайно война была объявлена священной, что обращало сознание людей к религиозной идее святости. И этот духовный ресурс, несомненно, был одним из факторов, вдохновлявших народ на борьбу до победы. Само использование слова «священная» по отношению к войне в то самое атеистическое время уже свидетельствовало о некоем повороте в сознании, в том числе в сознании власть имущих. И ведь все это сработало! Люди действительно восприняли защиту своего Отечества как свой священный долг.
И здесь мы подходим, быть может, к самому главному вопросу: что такое вообще победа? От того, какой образ побед прошлых и будущих мы имеем, в каком-то смысле зависит нравственное состояние общества и во многом судьба народа. Бог — истинный Победитель и Источник победы. Искренняя обращенность к Богу делает народ сопричастным не только победам внешним, но и — главное — внутренним, духовным победам. Следует помнить, что настоящей победы не бывает без исправления жизни и без нравственного изменения. Как писал святитель Николай Сербский, «Божия воля отдаст победу тому христианскому народу, который будет хранить самую чистую и самую крепкую веру в Бога и со всей серьезностью соблюдать Божий закон»[6]. Путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего народа. Здесь нам всем предстоит напряженно потрудиться, чтобы избежать ошибок прошлого. Еще раз повторю: путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего общества. Поэтому Церковь занимается не десятым, не двадцатым делом в государственной повестке дня. Она занимается самым важным — воспитанием таких людей, которые способны формировать потенциальную силу народа и реализовывать эту потенцию даже в самые страшные моменты, когда требуется отдавать жизнь за свою Родину или когда своим трудом необходимо исправлять то, что требует исправления.
Дай Бог нашим власть придержащим услышать эти призывы и следовать им!