Не так давно спикер Госдумы Вячеслав Володин разместил в своем ТГ-канале пост о наболевшем – о чрезмерных учебных нагрузках у детей, в том числе вызванных доп. образованием, факультативами, огромным объемом сомнительной внеурочки (вроде РОВ и ранней профориентации). Он также спросил мнение родителей о проблемах в учебном процессе – и большинство возмущенных комментариев было о том, о чем недавно в голос говорили просемейные эксперты на разных форумах и конгрессах: о недопустимости дальнейшей принудительной цифровизации (читай – разрушении) школьного образования. Не скроем, мы ждали откровенного разбора полетов с министром Кравцовым на сегодняшнем «правительственном часе» в Госдуме. Однако тема оцифровки школы, которую старательно исполняет Минпросвет, была сегодня полностью проигнорирована (не без разнорядки из АП/Правительства, полагаем). Главной темой выступлений представителей министерств в парламенте стали проблемы среднего профобразования (СПО), подготовки спецов рабочих специальностей, прежде всего. И здесь министр труда Антон Котяков и замминистра экономразвития Татьяна Илюшникова, вещавшие швабовскую ахинею про «цифровизацию, роботизацию и метакомпетенции» подверглись разносу со стороны Володина. Володин призвал Котюкова не решать проблему нехватки рабочих в стране путем привлечения мигрантов, тем более, для этого нет реальных оснований, а также создал рабочую группу при Госдуме по реформе проф. образования. Дай Бог, чтобы проф. образование у нас возродилось – как минимум, до уровня советского периода. А вот по поводу прочей разрушительной деятельности конторы Кравцова в образовании – нужен полный разбор (и разнос) в Госдуме и не только.
Министр Котяков сообщил депутатам давно известный факт – факт дефицита квалифицированных рабочих на рынке труда. Замминистра экономразвития показала обширные знания лексикона цифротрансформеров – ее ум занят «цифровизацией и метакомпетенциями как главными драйверами экономического роста». Спикер Госдумы Вячеслав Володин выдал чиновникам по первое число, фактически обвинив Котюкова сотоварищи в том, что они не развивают систему проф. образования, замещая нашу молодежь мигрантами.
«Каждое решение, каждый закон имеет свою фамилию. И люди должны знать, что фамилия человека, который формирует перечни профессий куда привлекают мигрантов – Котюков», - отметил Володин.
Давайте посмотрим на реальные цифры. В 1981 году число ПТУ в СССР превышало 7 тыс., а число учащихся составляло 3,6 млн. человек. В советское время у учеников ПТУ была стипендия и бесплатное питание.
В начале 90-х число ПТУ сократилось до 4321, число обучающихся – до 1,8 млн. учащихся. С 2013 года такие училища работают как техникумы и колледжи, половина из которых за деньги готовит новых менеджеров и юристов. Современная система среднего профессионального образования не настроена на выпуск специалистов нужных стране профессий, и «невидимая рука рынка» тоже никак не помогает. Не говорю уже о престиже рабочих профессий, о достойных зарплатах преподавателей СПО… В результате нам просто негде взять своих сварщиков, токарей и строителей. Зарплаты уже улетели в космос (для квалифицированных сварщиков/токарей – от 200 тыс. и выше), а нужных кадров – просто нет.
«Систему нужно срочно менять, иначе все намеченные амбициозные планы и проекты воплощать будет просто некому», - справедливо отмечает депутат Госдумы Петр Толстой.
Все ждали выхода министра просвещения, хотя надежд на то, что пойдет разговор на серьезную тему принудительной оцифровки образования, почти не осталось. Хотя буквально пару дней назад Володин на своем канале собирал сотни комментариев возмущенных этой темой родителей.
(скрин)
Однако, Госдума, как можно предположить, получила «блок» на все вопросы, не относящиеся к сфере проф. обучения. Тема пагубности ЕГЭ, агрессивного навязывания участникам образовательных отношений уничтожающей традиционное обучение «цифровой образовательной среды», добровольно-принудительной внеурочки, которую для школ готовят и внедряют соросята, осталась за скобками. Акценты было решено сместить от школ к техникумам.
В результате Кравцов вместо обсуждения реальных проблем воодушевленно вещал депутатам о том, как школьники помогают фронту, поддерживают бойцов СВО, пытаясь таким образом заработать очки. А главными проблемами, которые министр попросил поддержать, были:
- увеличение финансирование системы СПО, долгосрочное планирование по специальностям СПО, упрощение процедуры приема в колледжи
- повышение зарплаты педагогов в СПО, повышение престижа рабочих специальностей.
Посыл знакомый: дайте больше бюджетных денег – и ваша щетина превратится в золото. Впрочем, пока с «щетиной» СПО у нас все очень невесело. Острых выступлений и вопросов от депутатов в этот раз мы тоже фактически не услышали. Разве что цифры от представителя ЛДПР Чернышова:
«…количество преподавателей в СПО растет, но количество мастеров практики падает на 30%. Предприятия не могут достучаться до СПО.
53% выпускников СПО не работают по специальности строительства. И когда мы завозим сюда на строительные вакансии мигрантов – надо хорошо понимать, что альтернатива есть. Надо просто создавать хорошие условия труда для своих».
Между тем, Володин сделал важное предложение – отменить ЕГЭ и ОГЭ для поступающих в проф. училища и колледжи, чтобы туда можно было поступать после 9 класса только по аттестату. Предложение весьма рациональное – только при этом очень важно сохранить законные возможности для перевода из 9 в 10 в класс «общего профиля» для всех обучающихся, желающих продолжить получение среднего общего образования в школе. А с этим сегодня все больше проблем в регионах – «Катюша» внимательно следит за темой. Кравцов, кстати, на вопрос депутата ответил, что если школа 9-классника воспользовалась законным правом организовать только профильный конкурсный отбор в свои 10-е классы, ему должны найти место в классе «общего профиля» в другой школе муниципалитета. А вот если мест нет – тогда, дескать, извините. Считаем, что места должны находится всегда – право каждого на общее образование по Конституции и ФЗ никто не отменял.
И да, очень ждем круглого стола с Кравцовым и другими лидерами цифротрансформации из Минпросвета и частных контор типа ООО ВК – потому что рабочие совещания цифротрансформеров, где они требуют поставить на вид и под жесткий контроль регионы, не спешащие выполнять целевые показатели по федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», проводятся сейчас в Правительстве буквально каждую неделю. Такое бы рвение – да на благие цели.