В конце октября с.г. Правительство РФ приняло Постановление № 1667 «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования». Декларировалось, что эти правила переиздаются в рамках «регуляторной гильотины». То есть, казалось бы, регулирование интернета должно было стать более гуманным. Но по факту вышло противоположное. Новые правила дают Роскомнадзору, а также Минцифры и ФСБ неограниченные возможности в ограничении работы интернета в целом, а также любых его ресурсов (прежде всего – зарубежных). Добро бы речь шла о нравственной цензуре о которой много лет говорят патриоты. Но нет, нынешняя инициатива вообще не про это. Это тот самый пресловутый «Чебурнет», с отсутствием отечественных равнозначных альтернатив тому же YouTube или Telegram, с помощью которого власть (РКН – лишь технический исполнитель команд Мин. цифры и АП) намерена отсекать граждан от важной информации. Нет никакой прозрачности в признании того или иного ресурса «угрозой безопасности функционирования» интернета в России – за нас будут оперативно решать, что нам можно смотреть, слушать и читать, а что – нет. Создаются все условия для информационной блокады, в рамках которой мы, со своей стороны, не сможем транслировать вовне свои нарративы и защищать традиционные ценности и свое мнение в информационной войне. Так что это выстрел себе даже не в ногу, а повыше.
Приведем ключевые положения Постановления Правительства РФ от 27 октября 2025 г. № 1667 “Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования”: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/412901371/
«Под угрозой безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования понимается
ж) угрозы предоставления доступа к информации или информационным ресурсам в сети "Интернет", посредством которых создается возможность получения услуг связи и (или) их заказа, использования услуг связи в нарушение законодательства Российской Федерации, а также передачи организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями электронных сообщений пользователей такого сервиса обмена мгновенными сообщениями без их идентификации;
«6. Угрозы устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования определяются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в рамках своей компетенции по результатам учений, проведенных в соответствии с пунктом 3 статьи 561 Федерального закона "О связи", мониторинга функционирования указанных сетей, проводимого в соответствии с пунктом 1 статьи 651 Федерального закона "О связи", а также по результатам исследований по вопросам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования.
- Информация об угрозах, определенных в соответствии с видами угроз, указанными в пунктах 3-5 настоящих Правил, направляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при получении информации, указанной в пункте 8 настоящих Правил, а также в случае самостоятельного определения угроз в соответствии с видами угроз, указанными в пунктах 3-5 настоящих Правил, вносит в перечень угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования (далее - перечень угроз) информацию, указанную в пункте 8 настоящих Правил, информацию об угрозах, самостоятельно определенных в соответствии с видами угроз, указанными в пунктах 3-5 настоящих Правил, описание угрозы, определенной в соответствии с видами угроз, указанными в пунктах 3-5 настоящих Правил, данные об уязвимости средств и технологий связи, количественные и качественные показатели влияния такой угрозы на функционирование сети "Интернет" и сети связи общего пользования».
«11. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральной службой безопасности РФ утверждает регламент реагирования в отношении каждой угрозы, определенной в соответствии с видами угроз, указанными в пунктах 3-5 настоящих Правил, содержащихся в перечне угроз (далее - регламент реагирования), который должен содержать конкретные мероприятия по устранению таких угроз в соответствии с мерами, указанными в пункте 12 настоящих Правил.
- Мерами по устранению угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети "Интернет" и сети связи общего пользования являются:
а) организационно-технические мероприятия по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования;
б) изменение маршрутов сообщений электросвязи;
в) обеспечение резервирования линий связи и каналов связи в сети связи общего пользования;
г) изменение конфигурации средств связи в сети связи общего пользования;
д) применение средств защиты информации в сети связи общего пользования;
е) оповещение лиц, участвующих в централизованном управлении, и пользователей сети связи общего пользования о наличии угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования и принимаемых мерах противодействия;
ж) мероприятия по предупреждению возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования, в том числе в соответствии с разработанными моделями таких угроз».
«Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.»
Практически безграничные полномочия по «оперативному управлению» (в том числе – по цензурированию) интернетом получает Роскомнадзор, совместно с Минцифры и ФСБ, чья блокировочная деятельность будет оправдываться угрозами «устойчивости, безопасности и целостности» сети. Основания для вмешательства сформулированы очень широко: это не только потенциальные уязвимости трафика, стабильности работы сети или кибератаки, но и распространение запрещенной информации, попытки обхода блокировок, а также сам факт работы иностранных мессенджеров в РФ (достаточно факта, что они иностранные, потому что для сотрудников государственных и частных организаций их использование запрещено по 41-ФЗ).
Роскомнадзор получит право оперативно отдавать обязательные для операторов связи указания – как менять маршрутизацию трафика, как его фильтровать, какие ресурсы/приложения блокировать (это входит в «мероприятия по предупреждению возникновения угроз…»). Решения будут приниматься «на месте», без судебного рассмотрения.
Чем все это чревато для нас с вами? Тем же, что случилось с видеохостингом YouTube, который был уличен в многократном нарушении законодательства РФ. То есть замедлением и блокировкой различных сайтов, сервисов, приложений, прежде всего – зарубежных. При этом вероятны и ошибочные блокировки: процедура обжалования таковых предусмотрена для операторов, а не для пользователей. Публично отчитываться, почему тот или иной ресурс включен в реестр угроз, Роскомнадзор/ФСБ/Минцифры не обязаны. Кроме того, возможны дополнительные затраты для операторов на анализ трафика, маршрутизацию, что может отразиться на тарифах и стабильности соединения.
Под «угрозами противодействия (затруднения) ограничению доступа к информации или информационным ресурсам в сети "Интернет", доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ», подразумеваются, в том числе, инструменты, которые технически затрудняют блокировки (сервис из трех букв, прокси, отдельные функции сквозного шифрования), даже если используются добросовестно.
Под большие риски попадает самый популярный в России инструмент обмена объективной (насколько это возможно) информацией - мессенджер Telegram, который формально нарушает российское законодательство с 1 июня 2025 г. по 41-ФЗ, по которому сотрудникам ряда государственных и частных структур запрещено использовать иностранные мессенджеры для взаимодействия с гражданами. Точнее, нарушать законодательство будут сами сотрудники, и это еще предстоит доказать. Несмотря на то, что Павел Дуров в этом году заявил о намерении открытия представительства Telegram в России, есть вопросы и с идентификацией пользователей, использующих мессенджер. Хотя и здесь Telegram демонстрирует готовность сотрудничать куда более охотно, чем тот же WhatsApp*, который уже дважды был наказан российским судом за нежелание осуществлять у нас локализацию данных своих российских пользователей.
Тelegram сегодня – де-факто единственная для большинства россиян площадка для обмена ценной информацией и мнениями, свободная от контроля персонажей, захвативших наше ТВ, фильтрующих повестку под выгодным им углом и решающих за нас, в каком виде подавать те или иные данные. Все адекватные и рефлексирующие люди сейчас здесь, причем даже у чиновников и депутатов подписчиков в ТГ в разы больше, чем в официальном мессенджере Max, например. Закрыть эту окно свежего воздуха, оставить нас один на один с безальтернативной соловьевщиной – это будет означать для контролирующих инфоповестку в АП окончательный разрыв с народом. Уже не говорим о том, что для наших бойцов на передовой сегодня ТГ стал практически не заменимым средством оперативной коммуникации.
Вскоре увидим, как претендующие на контроль информационного пространства граждане, дающие указания Роскомнадзору и другим структурам, будут пользоваться широчайшими полномочиями по контролю за доступом к интернету вообще и отдельными его ресурсами. В правильных руках эти полномочия могли бы помочь сохранить суверенитет страны и работать на благо нацбезопасности. Но пока есть большие сомнения в правильности этих рук и в чистоте помыслов их владельцев.
* принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ
