В самом конце прошлого года были приняты поправки в 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которым официальным обращением гражданина в орган власти или к должностному лицу считается либо традиционное бумажное заявление, отправленное по почте, либо электронное обращение, отправленное через портал Госуслуг (ЕСИА) либо ИС органа власти, предусматривающую идентификацию личности гражданина. После этого стало понятно, что вскоре вся «лафа» с электронными приемными органов власти с обратной связью в виде электронной почты заявителя/письмами на эл. почту органам власти скоро закончится. Так и случилось. Генпрокуратура РФ и Совет Федерации уже заявили, что принимают электронные обращения от граждан ТОЛЬКО ПОСЛЕ ИХ РЕГИСТРАЦИИ НА ГОСУСЛУГАХ. Таким образом, идентификация личности в ЕСИА еще по одному аспекту принимает принудительный характер. Нет, конечно можно сказать, что гражданам оставили вариант с письменным обращением по почте (не бесплатным письмом, кстати), но мы прекрасно понимаем, что электронные обращения сейчас куда популярнее. И в этой сфере продолжается сегрегация, грубое поражение в правах не желающих регистрироваться на Госуслугах. Хотя сам ресурс ГУ продолжает вещать, что регистрация там – добровольна. «Цифровой спецназ» премьера Мишустина и министр цифры Шадаев очень близки к своей мечте – «идеальному чиновнику-роботу», когда живое и просто человеческое общение с представителями власти останется в прошлом.
Вот как звучит ключевая статья 4 (п. 1) 59-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2024 N 547-ФЗ.
«1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено настоящим Федеральным законом), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления».
Получается, что обращение гражданина к представителю власти, направленное в «простой» электронной форме, без идентификации личности на ГУ или в ИС госоргана (если госорган озаботился созданием своей ИС, что не обязательно) – это уже как бы и не обращение. Орган власти/должностное лицо может такое обращение просто не рассматривать. Если захочет конечно.
При этом статья 10 «Рассмотрение обращения» этого же 59-ФЗ после изменения выглядит так:
«Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании Единого портала или иной информационной системы и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме».
То есть в ответе на обращения граждан для органов власти и должностных лиц сохранили возможность ответа на указанный адрес эл. почты. А как же еще можно отправить обращение в форме «электронного документа»? Очевидно, это можно сделать через приемную на сайте органа власти, либо отправив свое эл. письмо на указанную органом власти официальную эл. почту для приема сообщений граждан. Опцию ответа «мимо Госуслуг» для вида как бы оставили, но решать, использовать ли ее, теперь будут именно чиновники, а не граждане. Официально обращение мимо ГУ обращением в органы власти уже не считается. Вот такая печальная история.
И кто бы сомневался, что органы власти уже начали пользоваться этим и активно переводить все общение с гражданами в интернете исключительно через Госуслуги. Первыми ласточками в этом процессе стали органы прокуратуры России и Совет Федерации. Без идентификации личности на Госуслугах вы более не сможете отправлять им электронные сообщения.
Заметим, что цифросектанты в Правительстве долго к этому шли. В августе 2020 г. «Катюша» рассказывала о законопроекте от Минцифры, согласно которому (regulation.gov.ru/projects#npa=105458) граждане России ощутили бы в полной мере всю «открытость» электронного правительства – обратиться к представителю власти в электронном формате в нем предлагалось только пройдя регистрации в ЕСИА, через свою верифицированную страницу на портале госуслуг.
Уже тогда мы отмечали, что общение с живыми чиновниками лицом к лицу вскоре может остаться в прошлом, а все наши «типовые запросы» будут отданы на откуп «искусственному интеллекту». Впрочем, такой порядок уже легализован во многих ведомствах и без закона. А после ФЗ от декабря 2024 г. у них полностью развязаны руки.
Летом 2019 года экс-замминистра экономического развития, ныне ушедший в бизнес Савва Шипов заявил следующее :
«Мы считаем, что МФЦ должен стать единым и единственным окном взаимодействия гражданина и государства. Это означает, что у человека должен быть выбор: либо получить услугу в электронном виде, либо обратиться в МФЦ. Но варианта «идти в органы власти» у него не должно оставаться. Сейчас мы содержим огромное количество офисов, в которых параллельно с МФЦ продолжают предоставлять госуслуги. Как правило, качество предоставления услуг там гораздо ниже, условия хуже, но тем не менее, мы вынуждены содержать всю эту огромную машину при том, что у нас есть сеть МФЦ. Поэтому первый шаг – это отказ от предоставления услуг в органах власти и перевод их в МФЦ. Мы должны представить в правительство концепцию развития этой системы осенью».
«Отказ от предоставления услуг» самими органами власти, перевод всего на портал Госуслуг и в МФЦ. Отказ от прямого общения граждан с представителями власти в органах власти, перевод всего общения через Госуслуги… А еще в том ПФЗ, который, к счастью, так и не был воплощен в жизнь, было прописано, что типовые ответы на запросы граждан даст… искусственный интеллект, то есть запрограммированная нейросеть.
Чувствуете, куда идет дело? У Шадаева с Мишустиным и у реальных авторов этого глобального цифрового проекта свои правовые реалии. Им плевать на статью 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Победой в битве с государством и его гражданами для «цифрового спецназа» будет полная «цифровая трансформация» государства и оцифровка народа. Доступ ко всем социальным благам, подтверждение своего статуса гражданина, общение с властями – все через одно «окно». После электронной идентификации личности. С обязательной записью и анализом всех действий гражданина в цифре. Так уж наказали транснациональные технокорпорации и структуры наднационального управления миром (Всемирный банк, ООН, ОЭСР, ВЭФ и другие остающиеся в тени структуры и персонажи). Можно ли будет считать государством феодальный надел цифровиков, в котором фактически исключено (либо сведено к минимуму) прямое общение чиновников и народа – решайте сами.