На прошедшем недавно форуме финглобалистов, где заправлял Центробанк РФ – FINOPOLIS-2023 – естественно, обсуждали развитие и дальнейшее внедрение цифрового рубля. Делали это на пленарке представители крупных банков и Мосбиржи под чутким руководством зама Эльвиры Набиуллиной – выпускницы Калифорнийского госуниверситета Ольги Скоробогатовой. Эта дама, как опытный дирижер, рулила и задавала тон спикерам-мужчинам – так, что складывалась картина дружного пения в унисон. Мы же отметим, что лоббисты ЦР довольны стартом своего проекта, технических проблем они не испытывают, а главная их задача – вовлечение в расчеты цифровыми кошельками как можно большего количество граждан и бизнеса. Для этого они намерены разрабатывать новые продукты – уже известные «смарт-контракты», а также «цифровые финансовые активы». Причем они делают ставку на оплату товаров и услуг по «унифицированному QR-коду», что якобы даст возможность нам всем вырваться из «безналичного рабства». Все бы ничего, вот только ЦР – еще более жесткое средство цифрового закабаления, чем нынешний банковский безнал. И при его расширении банкам тоже придется подвинуться, что они пока пытаются мило не замечать и называть «усилением конкуренции» за клиента.

Замглавы ЦБ Ольга Скоробогатова в начале конференции отметила рост операций с использованием ЦР:

«ЦР затрагивает не только и не столько банки. У нас три банка в пилоте. Мы запустили базовые операции – переводы между физ/юрлицами, переводы в оплату товаров и услуг, у нас уже прошло более 10 тыс. операций с ЦР».

Первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский тут же начал поддакивать: «Надо, чтобы система как можно скорее расширялась – это самый главный общий посыл. Что этого хотят люди».

Скоробогатова тут же уточнила, что расширение внедрения ЦР должно проходить незаметно для народна: «Для нас очень важно сохранить вот этот клиентский путь – через мобильное приложение и интерфейс банков».

Зампредседателя, член правления ВТБ Вадим Кулик тут же поддержал главмодератора и другие банки. Дескать, все рвутся в бой с внедрением ЦР:

«Главный итог пилота – такой, что мы получаем сегодня много вопросов из серии «почему вы нас не включаете?» Это нарастающий вал сообщений. Я бы предложил не затягивать вот эти новые пилоты, сократить время их запуска».

Скоробогатова заверила, что технических проблем с расширением платформы ЦР нет, да и все опасения граждан якобы не оправдались:

«У нас уже есть 15 заявок от банков, которые готовы участвовать во второй волне пилота. Потом будет третья волна. Все, чего мы опасались – а всегда такие инфраструктурные проекты на уровне страны надо обкатывать технически – не сбылось. Сейчас вопрос стоит только о том, как расширять виды операций с ЦР и как подключать новых участников».

Зампредседателя правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс сообщил, какие акценты будут использоваться при дальнейшем внедрении ЦР:

«Главная задача – сделать для людей пользование ЦР не отличимым от других форм денег. Безналичной, прежде всего. Люди стали понимать, что это никакое не цифровое рабство, это просто нормальная форма расчетов, которая полезна».

И тут Скоробогатова наконец решила озвучить всем, для чего все эти торжественные и пафосные речи и прогнозы:

«Напомню еще раз, зачем мы делаем ЦР. Мы поняли, что безналичные расчеты не решают вопрос вот этого платежного рабства для человека. С учетом того, что у нас огромными темпами идет рост безналичных переводов (более 82%). И нам всем очень важно создать альтернативу именно безналичным средствам, которые зависят от тарифов, от ограничений банка. И я рада, что коллеги эту точку зрения разделяют. И рассматривают ЦР не как потерю своей небольшой ликвидности. Конечно, часть людей от нала и безнала в ЦР уйдет, потому что для них главное – бесплатно и удобно. Но действительно коллеги рассматривают ЦР как новый этап в конкуренции, борьбы за клиента».

Еще бы, коллеги осмелились бы не разделять позицию лоббиста глобального проекта CBDC – Центробанка. Лишаться лицензии ни один банк не хочет, особенно очень крупный. Но тут удивительно, что Скоробогатова внезапно выбрала риторику противопоставления ЦР нынешнему банковскому безналу. Тогда как ранее ее соратники официально заявляли, что ЦР призван постепенно заменить и вытеснить наличку.

«По сути, это наличная валюта XXII века или какого-то там другого, которая по большому счету должна будет заменить наличные. Самая главная задача здесь в данной ситуации - это обеспечить использование цифрового рубля в офлайн-режиме, без доступа к интернету, тогда, конечно, удобство по сравнению с использованием наличного и безналичного оборота будет наиболее высоким», - говорил недавно замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

Удивительный крен от альтернативы налу до альтернативы безналу. На самом деле ларчик тут открывался просто – лоббисты ЦР ставят задачу вскоре сделать его основным (единственным?) средством расчетов в России. Далее Скоробогатова задалась вопросом: «каким образом нам выстроить работу со смарт-контрактами?» Смарт-контракты – это неотъемлемая часть глобального проекта CBDC, их также продвигают адепты криптовалют, концепция была создана программистами в США в 90-х годах прошлого века. По сути, смарт-контракт - это компьютерный алгоритм, предназначенный для формирования, управления и предоставления информации о владении чем-либо. Он является целевым – то есть потратить цифровые «деньги» можно только на определенные, разрешенные программой платформы, цели.

«Конечно, все клиенты хотят иметь все функции ЦР, которые мы имеем в безнале – статический или динамический QR-код, возможность оплаты ЦР с телефона через NFC. Мы сейчас активно обсуждаем этот вопрос. Думаем пока об унифицированном QR-коде, после предъявления которого клиент сам может выбирать счет, с которого списываются деньги», - продолжила рассказ о планах ЦБ Скоробогатова.

Все присутствовавшие представители банков поддержали внедрение унифицированного QR-кода при оплате товаров и услуг. Якобы, «плюсов от этого гораздо больше, чем минусов». А то слишком много QR-кодов генерируют люди на кассе. Ну очень большие неудобства испытывают от этого. А что, тоже аргумент.

«Тема унифицированного QR-кода не только для ЦР, но и для безнала вообще – у нас сегодня в этом году встает очень остро, и мы будем в ближайшее время ее решать», - призналась Скоробогатова.

Так что, кто еще не покупает по «печати» - все впереди. В конце этой коллективной банкирской оды ЦР Скоробогатова предложила допустить к использованию платформы финтех, а также отметила важность скорейшего выхода на международный рынок, разработки закона о единой налоговой базе для цифровых финансовых активов. Представитель Мосбиржи также выступил за возможность открытий цифровых кошельков для финансовых игроков.

В завершение Скоробогатова по всем канонам НЛП дала собравшимся на форум положительное подкрепление:

«Мы реально единственная страна, которая за два года прошла путь от концепции платформы ЦР до рабочего пилота. Но замедляться нам не надо – надо двигаться еще более быстрыми темпами. Нам надо запустить не только новые операции в следующем году, но значительно расширить количество участников платформы ЦР – как юридических, так и физических лиц. Конечно, это создаст конкуренцию банкам, но даст больше возможностей и клиентам, и бизнесу.

Думаю, что за год мы сможем иметь реальные решения с определенными странами относительно международных расчетов с ЦР».

Будет внимательно следить за тем, когда же ЦБ перейдет от пряника к жесткому кнуту при внедрении цифрового рубля. А учитывая задачи, поставленные Набиуллиной и Ко кураторами, - это вопрос ближайшего времени. Потому что подобру-поздорову ЦР в народ не пойдет – большинству граждан с его реальными функциями и задачами уже все понятно.

РИА Катюша

23 Ноября 2023 в 01:40
19081