В конце июля в Москве, на международном шахматном турнире шахматный робот Chessrobot сломал палец 7-летнему Кристоферу, который входит в 30-ку сильнейших шахматистов Москвы до 9 лет. Произошло это, по словам президента Федерации шахмат Москвы Сергея Лазарева, после того как робот съел фигуру мальчика и ставил на ее место свою, но Кристофер чуть поторопился и начал делать ответный ход, не дав роботу закончить манипуляции. В результате машина схватила палец соперника и сильно его сдавила. О таких особенностях работы ИИ, который вроде как имеется у робота, никого не предупреждали. Похоже, что высокие чиновники сами были немного в шоке.
«В настоящий момент не идёт речи о том, чтобы запрещать роботу-шахматисту участвовать в турнирах. Он абсолютно безопасный. Надо будет проанализировать, почему так случилось. У робота очень талантливый изобретатель, возможно, надо будет дополнительную систему защиты поставить. Честно говоря, я не специалист в том, как настроен робот, но случай удивительный, учитывая, сколько мероприятий прошло с его участием», - прокомментировал ситуацию вице-президент Федерации шахмат Москвы Сергей Смагин.
Окружающие помогли извлечь палец Кристофера из машины, но избежать перелома не удалось. Мальчику наложили гипс, и уже на следующий день он продолжил играть. Волонтёры помогали ему записывать ходы. Теперь его родители намерены обратиться в прокуратуру за компенсацией ущерба, однако шахматные чиновники заявляют, что этот робот играет уже около 15 лет, и вообще – мальчик сам нарушил правила.
Это событие можно считать условным техническим сбоем, который, впрочем, подтверждает очевидный факт – чересчур сближаться с роботами для людей может быть чревато. Рассчитывать на то, что они отличат палец от шахматной фигуры (особенно, если весь их ИИ заточен на узкопрофильные действия), не приходится.
Еще одна похожая, только еще более мрачная, история произошла недавно в Китае, где на одном из заводов сотрудник нарушил технику безопасности, подойдя в зону работы автоматизированного укладчика. В итоге робот сломал рассеянному человеку спину, вновь не увидев никакой разницы между своим повседневным алгоритмом работы и живым человеком в зоне своей «ответственности». И это тоже был вроде как не осознанный ущерб человеческой жизни, а издержки работы алгоритма.
Как видим, практическое применение роботизированных устройств сегодня совершенно не похоже на эпоху «трех правил робототехники» от знаменитого фантаста Айзека Азимова. Если вовремя не убрал или неудачно встал у робота на пути – пеняй на себя.
После таких историй совершенно очевидно, что внедряемые «Сбером», «Яндексом» и прочими любителями машинно-биологической конвергенции и самообучающихся нейросетей автобеспилотники вряд ли будут пользоваться популярностью в народе. Тем более, что аварии с участниками беспилотных Tesla от Илона Маска унесли несколько жизней в США. Хотя мы видим, что швабовцы буквально навязывают свою замену живого на неживое. Эти безумцы как будто не понимают, что мир роботов, который контролируется и управляется роботами, пригоден для жизни только тех же роботов (об этом, и о сути концепции «цифровой экономики», читайте отдельный материал «Катюши» от 2019 г.). Хотя очень похоже, что именно этого они и добиваются…
РИА Катюша