Презрев очевидные риски безопасности, в Смольном заявили о намерении начать масштабные тестирования доставки товаров и еды беспилотниками. Беглов и Ко ожидают отмашки Минэкономразвития и, прежде всего, силовиков к началу 2024 года. При этом вплоть в Петербурге, как и в других городах, действует запрет на использование БПЛА – по совершенно понятным причинам. Не удивляет, что лоббируется использование БПЛА в рамках т.н. «экспериментальных правовых режимов», закон о которых был принят в середине 2020 г. под шумок ковидобесия. Существуют и риски потери приватности данных компаний, а также заказчиков доставки, не говоря уже о вероятной порче имущества и ущербе здоровью в случае падения дронов. Надеемся, что над головами и окнами петербуржцев ничего «неопознанного» летать не будет.
На сегодня в населенных пунктах могут летать только дроны, используемые органами государственной власти и местного самоуправления. Также, при наличии необходимых документов, беспилотники могут использовать работники СМИ и кинопроизводства. Однако Смольный уверенно заявляет, что уже в следующем году откроет в небе над городом экспериментальный правовой режим, в рамках которого будет открыта «регуляторная песочница» для дронов крупных разработчиков ПО и операторов доставки – таких, как "Яндекс", "Почта России" или Wildberries. Речь пока идет именно о тестировании: доставлять пиццу или суши горожанам беспилотники пока не будут.
Глава Агентства внешнего транспорта Петербурга Александра Бахмутская рассказала, что власти города готовят для Минэкономразвития необходимые документы, но процедура рассмотрения не будет быстрой — решения не стоит ожидать раньше I квартала 2024 года. При этом еще в январе 2023 г. Минэкономразвития предварительно одобрило предложение IT-компании «Флай дрон» и производителей беспилотников об испытаниях в Северной столице. Но на стадии согласования с силовиками проект заглох, а разработанное в начале года постановление Минэкономразвития Постановление для эксперимента так и не было принято.
В размещенном на regulation.gov проекте НПА «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в городе Санкт-Петербурге» планировалось внедрить ЭПР для решения логистических задач, связанных с воздушной перевозкой грузов. Оператором ЭПР должна была стать компания «Флай Дрон», которая должна была также использовать системы мониторинга «НПО «Алмаз». Как передавали СМИ (https://spb.vedomosti.ru/technology/articles/2023/11/08/1004736-zapusk-proekta-bespilotnoi-aviadostavke), в рамках ЭПР предполагалось тестировать беспилотники массой от 150 г до 30 кг для доставки грузов от 0,1 до 10 кг в пределах Петербурга. Ожидалось, что эксперимент начнет действовать уже со II квартала этого года.
Проект постановления прошел общественные обсуждения и независимую антикоррупционную экспертизу, но так и не был принят. Для введения ЭПР не хватает согласования от силовых ведомств, так как эксперимент связан с безопасностью полетов. И понятно почему – как можно в условиях СВО отличить гражданский БПЛА от военного/поделки террористов, который доставляет любящим инновации гражданам вовсе не обычные грузы…
Генеральный директор «Флай Дрон» Никита Данилов не исключает, что отсрочка запуска проекта приведет к необходимости заново разрабатывать всю необходимую для ЭПР документацию из-за меняющегося законодательства в сфере беспилотной авиации.
Также сообщается, что с 1 марта 2024 г. в России намерены на федеральном уровне упростить процедуру организации полетов для гражданских БПЛА. В светлое время суток организация сможет запускать дроны до 30 кг на высоту до 150 м. Также будут упрощены правила использования дронов в сельском хозяйстве для выполнения авиахимических работ. На сегодня в рамках экспериментально-правовых режимов у нас в стране уже эксплуатируют БПЛА для перевозок грузов - в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецком АО, где заказчиками полетов могут выступать «Почта России» и другие компании.
Следящие за темой в курсе, что в апреле 2018 г. дрон-первопроходец от «Почты России», который был пафосно представлен, разбился о ближайшую стену сразу после взлета. И сегодня использование БПЛА для доставки в плотной городской застройке принесет только большие проблемы гражданам и органам власти. В случае с Петербургом нельзя не учитывать и погодный фактор – постоянные дожди и сильный ветер не добавят мобильности, особенно легким БПЛА. Регуляторика в этой сфере у нас на уровне «около нуля», риски – огромные, нет никаких гарантий, что летающие над городом дроны будут безопасны и использоваться только по назначению.
Между прочим, не последней проблемой является и урон живой природе: у одной из российских компаний был печальный опыт, когда в лопасти дрона в ходе полета попала птица – и это была ее последняя в жизни авария. О банальных вандалах, киберпреступниках и т.д. просто умолчим.
Массово вводят БПЛА в эксплуатацию, прежде всего, крупные транснацкорпорации, площадки онлайн-торговли вроде Amazon и Wallmart (последний, например, охватил доставкой дронами 4 млн. домохозяйств в США). А заинтересованы в этом связанные с британской и американской разведкой консалтинговые и аудит-компании, вроде McKinsey. Согласно отчету этой конторы (https://club.forbes.ru/practicum/drony-vmesto-kurerov-kak-bespilotniki-pronikajut-v-dostavku), в 2022 г. по всему миру ежедневно осуществлялось более 2000 доставок беспилотниками, и их количество продолжает расти.
Можно себе представить, какой контроль над воздушным и земным пространством (и всеми объектами, которые там находятся) получат создатели железа и ПО для беспилотников, которым также может быть поставлена задача передавать какие-либо сведения «куда следует». Это самая настоящая разведка в глубоком тылу противника в режиме «онлайн». О полностью отечественных разработках среди гражданских дронов, которые уже запущены в серию и готовы к эксплуатации, пока не очень слышно. Так что очень надеемся, что в разгар горячей войны России с «уважаемыми партнерами», власти Петербурга все же задумаются о сбережении своего города и его жителей.