На уходящей неделе в Санкт-Петербурге состоялся юбилейный, 20-й по счету, ежегодный Всероссийский Конгресс "Здоровье - основа человеческого потенциала". Его председателем является госсекретарь Союзного государства Россия Белоруссия Сергей Глазьев, на мероприятии выступают по актуальнейшим для страны темам эксперты в экономике, здравоохранении, образовании, представители консервативной общественности. Хотели бы особо отметить конференцию в рамках Конгресса под названием "Культурная и образовательная политика как основа суверенного государства", где с докладами выступили, в частности, главред РИА "Катюша" Андрей Цыганов, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи, к.ю.н. Анна Швабауэр, эксперты «Родительского Всероссийского Сопротивления», доктора мед. наук и многие другие. Было сказано много важных слов про пути спасения нашего образования и культуры, а также много не приятной кому-то, возможно, правды о том, как нынешняя социальная политика довела страну до демографической уже не просто ямы, а черной дыры. Считаем важным привести наиболее интересные доклады и темы обсуждения.

Вступительное слово модератора дискуссии Андрея Цыганова было посвящено обзору положения дел в нашей культуре и образовании. На самом деле довольно сжатому обзору, учитывая, сколько можно было говорить на эту тему. И предельно понятному.

«Давайте задумаемся, какими были «глубинные» понятия культуры и образования в России последние 35 лет. Какая ролевая модель транслировалась населения нашей «элитой» и транслируется до сих пор? Мы понимаем, что есть 809 Указ президента о защите традиционных ценностей, есть много красивых и правильных слов… Но если посмотреть в глубину, то главный посыл от «элиты» - это социал-дарвинизм. «За деньги – да!».

В то же время люди, которые демонстрируют патриотическую позицию, поддерживают СВО – их никуда не пускают. А на первое место выходят всевозможные деструктивные блогеры, молодежные музыканты и т.д. Государство демонстрирует удивительную беззубость и не может призвать к ответу свои же площадки соцмедиа. Тот же ВК – одна из самых грязных площадок с открытым кодом. Оборот букмекерских контор сегодня – сумма, превышающая дефицит бюджета страны. Нет никаких законов, регулирующих оборот компьютерных игр. В законодательстве РФ до сих пор отсутствует понятие деструктивного контента. Не реализован механизм внесудебной блокировки деструктива в сети.

Вся якобы позитивная повестка, если послушать наших политиков – сплошная цифровая трансформация. Искусственный интеллект, биометрия, нацмессенджер из трех английских букв, проактивный режим госуслуг. Причем народ у нас никто не спрашивает – стало ли нам спокойнее жить в мире цифроконцлагеря, где банки рисуют нам соцрейтинги. Буквально вчера наш президент встречался с главой Сбера Германом Грефом, который рассказывал ему про новый сервис оплаты лицом «Вжух». Страна ведет войну с опаснейшим врагом, народ собирает нашим ребятам на дроны, тепловизоры, а самый богатый банк страны внедряет какой-то «Вжух»…

Тотальное внедрение ИИ ведет к отмене человека. Ведь человеку не нужно ни образование, ни здоровье… государство в этой конструкции превращается в цифровую экосистему, которую затем поглотит уже глобальная экосистема. Духовные люди хорошо знают, как эта экосистема называется.

Принята Стратегия государственной культурной политики до 2030 года – очень хороший документ, в котором угрозой для страны признано «распространение неолиберальных деструктивных установок», а также защита русской культуры и русского языка за рубежом. Также в нем говорится о необходимости повышать уровень зарплаты сотрудников культуры в регионах. Но это никак не бьется с тем, что мы до сих пор не можем повлиять на учебники истории у наших среднеазиатских соседей, которые учатся на материале, где русских прямо называют оккупантами. И у нас сегодня внедряется курс «История родного края», где в каждой нацреспублике продвигаются свои национальные герои. В целом в стране продавливается исламистский дискурс, и это разрушает страну изнутри.

В образовании у нас сохраняется вектор на воспитание «квалифицированного потребителя». А утверждаемая сегодня Стратегия развития образования до 2036 г. – это фактически жуткий форсайт-проект. Не в этой ли политике, образовательной и информационной, кроются причины демографической катастрофы? СКР у нас по официальным данным сократился до 1,38, когда для простого воспроизводства нужен СКР 2,1…», - отметил Цыганов.

Эксперт общероссийской организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление», клинический психолог Жанна Тачмамедова подчеркнула в своем докладе, что искусственный интеллект, который власти у нас сегодня пытаются возвести на высший пьедестал, снимает все ограничения в человеческом обществе, запуская процесс саморазрушения.

«Искусственный интеллект в обучении – шаг вперед или запуск деградации? Последние пару лет появились исследования, показывающие, что цифровые технологии снижают качество образования и негативно воздействуют на человека, на его эмоциональное состояние.

Первое исследование – Университет Пенсильвании изучил успехи около 1000 турецких школьников, изучавших темы и решавших задачи с помощью чата GPT. Оказалось, что активные пользователи нейросети к моменту экзамену абсолютно не усвоили тему, не могли решать задачи (dx.doi.org/10.2139/ssrn.4895486/).

Ученые Массачусетского технологического института исследовали активность головного мозга у студентов, использовавших GPT-чат. Оказалось, что те студенты, которые полностью доверялись нейросети, затем утрачивали контроль над заданиями и не могли работать самостоятельно. Использование GPT значительно снижает нейронную активность (DOI: 10.48550/arXiv.2506.08872).

Исследование Майкла Герлиха из Швейцарской бизнес-школы с участием более 600 человек выявило, что активное использование элементов AI приводит к снижению критического мышления (DOI: 10.3390/soc15010006).

Выводы исследований во многом едины: человек, доверяющий все функции обучения ИИ, разучивается делать это сам. У него ухудшается память, внимание, теряется глубина рассуждений, падает мотивация к учебе.

Далее возникает вопрос – какова же цель образования вообще? Быстрое получение информации? Полагаю, что нет. Цель образования – получение знаний и всестороннее развитие человека. Поэтому внедрении ИИ в школе – совершенно пагубная вещь, которую нельзя допустить.

Наш вице-премьер Чернышенко не так давно заявил, что в российскую систему образования будет вводиться ИИ-помощник, который будет готовить ребенка, как репетитор. Правительство МО уже внедрило в первые 10 школ ИИ-помощника Соню для учеников младших классов. Такой помощник сможет вмешиваться и в эмоциональное состояние ребенка, фактически возьмет на себя функцию воспитания, а не только обучения.

Независимая американская исследовательская группа Common sense (здравый смысл – англ.) исследовала работу ИИ-помощников и пришла к выводу, что детям категорически не рекомендуется ими пользоваться.

Потому что посредством ИИ-помощника:

- размываются грани между реальностью и подделкой

- провоцируется зависимость от ИИ-бота с отчужденностью от близких и друзей

- ИИ-помощник может способствовать неправильному жизненному выбору

- ИИ-помощник может распространять вредную информацию

Маленькие дети, которые регулярно общались с «умной колонкой» «Алисой» начали предпочитать это общение общению с родителями. Ребенок, который не развивается эмоционально, он также не развивается когнитивно.

Все это общение с нейросетями можно объяснить через понятие «контейнирования», которое использовал британский ученый-психоаналитик Уилфред Бион.

Мать контейнирует ребенка, когда у него есть какие-то разрушительные импульсы, когда он агрессивный… Но мать ставит ему какие-то ограничения, ограничивает его в этих импульсах, останавливает их, создает такой контейнер. И тем самым она трансформирует, делает сложнее и человечнее его эмоции.

То же самое понятие можно применить к религии, говоря о том, что религия контейнирует общество. То есть в обществе есть некие разрушительные импульсы. И одна из функций религии — это как раз ограничить это. То есть существует желание воевать, убивать друг друга. А религия говорит: „Не убий, возлюби ближнего“. Она тоже ставит какие-то моральные границы, какой-то контейнер, который потом способствует усложнению этих эмоций человеческих.

Но сейчас, когда религия и моральные законы в обществе «отодвинулись далеко», на передний план выходит искусственный интеллект, который не ставит перед человеком никаких моральных ограничений.

Что делает искусственный интеллект? Он все эти импульсы начинает разгонять. То есть контейнера уже нет. А контейнер нужен для того, чтобы человек и человечество не саморазрушались. Таким образом, внутри человеческого общества запускается процесс саморазрушения», - подытожила Тачмамедова.

Эксперт ОУЗС, к.ю.н. Анна Швабауэр рассказала о самых страшных вещах в нашем образовании, которые необходимо поскорее оттуда убрать:

«Последние принятые ФГОСы ведут к размыванию предметного обучения, насаждают проектные подходы, предусматривают формирование бессмысленных «мягких навыков». Размывается советский подход качественного системного предметного обучения. То, что сейчас навязывается – педологические подходы 100-летней давности, которые уже доказали свою неэффективность и были свернуты за вредоносность.

Крайне низкое качество образовательных программ и учебного материала. В современных учебниках материал подается бессистемно, хаотично, без соблюдения принципов дидактики. Да, сейчас разрабатываются единые линейки учебников. Но при этом у нас есть 1000 электронных пособий, которые как раз разбазаривают единое образовательное пространство.

Очень важный момент – неадекватная загруженность детей, включая внеурочку. У нас внедрены Разговоры о важном, ранняя профориентация… Нарушаются СанПиНы, хотя по итогам наших обращений в органы власти перегрузка детей отрицается.

Еще одна проблема – тестовая система проверки. Измерение человека тестами/шкалами у нас в образовании используется все более активно. Это исключает полноценное формирование аналитических способностей у ребенка, зачастую тесты не совпадают с содержанием учебного материала, что ведет к искусственному снижению успеваемости, невротизирует детей.

У нас в тестовом виде проходит итоговая аттестация, и помимо ЕГЭ/ОГЭ нам сейчас внедряют ВПР – совершенно ужасный механизм якобы независимой оценки знаний детей, который просто взрывает образовательный процесс. На два месяца подготовки к ВПР фактически вымывается обучение по программе. Надо требовать отказа от тестовой проверки знаний. ВПР/ОГЭ/ЕГЭ – все это должно быть выведено из школ. Необходимо также требовать восстановления выпускных экзаменов в школе и вступительных в вуз.

Также очень волнует внедрение внешней системы оценивания. На самом деле она демонстрирует полное недоверие к учителям и школе. У нас был год педагога, много слов говорилось о важности этой профессии, но параллельно делалось все, чтобы разрушить их авторитет. Теперь у нас фактически мини-ЕГЭ каждый учебный год в виде ВПР, что ударит по авторитету учителя.

В Госдуме сейчас находится законопроект (принят в первом чтении) о совершенствовании внешней оценки образования в школах. Не раз публиковали его разборы на страницах ОУЗС. Просьба всем неравнодушным писать о его отклонении (образец – см. здесь). Причем эту самую внешнюю оценку будут проводить некие «независимые эксперты и организации». Понятно, что они будут просто бизнес на этом делать. Порядок их отбора определит Правительство… По сути, функции школы таким образом перетекают во внешние руки, и непонятно, чьи именно.

Шестым классам уже сейчас дают физику, химию, ориентируют, чтобы они разобрались, в каком направлении будут трудоустраиваться. Это конечно полное безумие. У детей это вызывает полную демотивацию, они сидят по 7 уроков, будучи обездвижены. У них нет времени кислородом подышать, какое там профессиональное и дополнительное развитие?

По проекту Стратегии развития образования предполагается внедрение психолого-педагогического сопровождения участников обр. отношений на всех уровнях развития. Эта психологизация школ – абсолютно американский пункт. Нам нужна неприкосновенность и суверенитет семьи. Тем более, что сейчас внедряется абсолютно ювенальная система ГИС «Профилактика», под ее удар может попасть каждая семья. Считаем ее внедрение антиконституционным.

Также нас очень волнуют риски обработки ПД, в частности – во ФГИС «Моя школа». В мессенджере «Сферум», который теперь переезжает в Max. Понятно, почему многие родители против. Непонятно, почему государственная сфера образования перетекает на коммерческую платформу. Если просто посмотреть пользовательское соглашение мессенджера Max, мы увидим, что сама платформа не отвечает за размещаемый на ней контент – полный уход от ответственности. В школах Max навязывается очень агрессивно, что ведет к конфликтности в образовательной среде.

Мы видим повсюду подмены в образовании. Нам обещают единое образовательное пространство – а получаем в итоге цифровую образовательную среду. Обещают воспитание детей и духовно-нравственные ценности – а получаем Разговоры о важном, куда приглашают почти порноактеров (Эйдельштейн), рекламщиков интернет-казино (Егор Крид), певцов-деградантов… Нам обещана разумная нагрузка на детей, по факту мы видим сильный перегруз, еще и с ВПР. Нам говорят об уважении к учителям, по факту видим внешний контроль над школами и недоверие учителю.

Кто же рекомендовал оцифровку образования в России? Об этом прямо пишет всемирный банк (World Bank Group) в своем докладе о нашей стране.

Кто нам пишет методички для всего процесса? Хочу отметить Институт информационных технологий в образовании от ЮНЕСКО. Там полно иностранцев в руководстве. По методичкам ЮНЕСКО «пропаганда здорового образа жизни» - это секспросвет и пропаганда запрещенного в РФ экстремистского сообщества и ЛГБТ. Прямо на сайте ИИТО мы обнаружили и пособие по секспросвету от ЮНЕСКО, где пропагандируются половые извращения, бездетность и прочая грязь. В ответ на наше заявление пришла реакция МВД: дескать, проверено здание института, сотрудников в нем не обнаружено. Но в России продолжается активная работа – у нас 66 кафедр ЮНЕСКО и около 300 школ, ассоциированных с ней. При этом ЮНЕСКО занимает откровенно русофобской позицией – почему мы до сих пор не поставили вопрос о прекращении деятельности этой структуры в России? Как минимум, ИИТО должен перестать у нас работать. Все, кто занимается запрещенной у нас пропагандой, должны быть привлечены к ответственности.

Также важно внести изменения в законодательство РФ, чтобы исключить избыточную цифровизацию образования и обеспечить традиционное обучение», - заключила Швабаэур.

Руководитель центра преодоления неврозов и зависимостей, психотерапевт-нарколог Вячеслав Боровских предложил без красивых слов расставить все точки над i в вопросе суверенитета нашей страны.

«Для начала нам надо определиться: суверенитет России – это реальность или наша мечта? На мой взгляд, суверенитета у России нет. Если трезво смотреть на вещи, любой здравомыслящий человек, послушавший нашу конференцию, пришел бы к такому выводу. Тогда надо называть вещи своими именами: у нас есть колонизаторы, которые планомерно занимаются разрушением остатков РФ. И, соответственно, истреблением коренных народов. Если бы будем знать, с чем имеем дело, появятся рычаги.

В государстве колыбелью культуры является семья. Но в современной России семья – рассадник неврозов и зависимостей у детей и взрослых. Мы имеем очень нездоровое население в стране с точки зрения психиатрии и наркологии. Организацией всего этого занимаются наши колонизаторы. Власть у нас принадлежит небольшому кругу людей, и они не собираются ей делиться.

Мы же видим, что происходящее в России касается и всего мира. Это глобальный проект, направленный на расчеловечивание и утилизацию «лишнего» рода человеческого. Мы конечно должны этому противостоять. Мы обращаемся к колонизаторам с предложениями, пытаемся возвысить свой голос. Но ничего существенного не происходит. Мы конечно должны продолжать попытки изменить ситуацию. И не забывать про веру. Вера – это источник культуры, образования и суверенитета. Это то, что создало Россию, 100-летнюю уникальную цивилизацию. И все это благодаря вере в Христа, именно на ее базисе и создаются крепкие здоровые семьи.

Главное для нас – сохранить веру в Бога, которому всегда принадлежит нам миром и нашим народом. Естественная реакция культурного человека в нашей стране – звать Бога на помощь. Каждый из нас должен искать Царствия Небесного, и тогда Россия воспрянет. Нам надо научиться хотя бы начинать и заканчивать день молитвой. Нам придется потерпеть и может даже пострадать, но чаша страданий должна быть испита для нашего последующего возрождения», - отметил Боровских.

Руководитель правозащитного центра «Иван Чай» Элина Жгутова выступила с инициативой ужесточения наказания за матерную брань и окончательного решения вопроса, является ли мат неотъемлемой частью русского языка:

«По оценкам ВЦИОМ, у нас матерится до 90% населения, включая детей. За каждым словом стоит образ. За каждым матерным словом стоит образ половых органов. Если образ половых органов соотносится с растущим подростком, это не может не затронуть репродуктивную сферу. У нас у поколения зумеров не случайно сегодня большие проблемы со вступлением во взрослую жизнь и рождением детей.

Не согласна с тем, что мат является неотъемлемой частью русского языка. Надо менять этот стереотип.

Уверена, что необходимо произвести научные разработки по влиянию нецензурной брани на репродуктивную функцию подрастающего поколения. Деньги на исследование мы найдем.

Также как альтернативу мы предлагаем аутентичную русскую культуру. Русская культура отличается тем, что она всегда копалась в самых низких духовных подвалах, а потом очищалась и, проходя через горнило, возвышалась.

Надо ли работать нам над тем, чтобы запретить в печатном виде мат – у того же Сорокина и не только? Конечно, надо. Еще надо усилить ответственность за мат для чиновников, участников образовательного процесса, за нецензурную брать в присутствии несовершеннолетних», - отметила Жгутова, предложив штрафы за публичный мат для чиновников до 50 тыс. рублей.

Андрей Цыганов в комментарии по теме порекомендовал всем книгу епископа Митрофана Боданина «Правда о русском мате». А также отметил, что в зоне СВО, где он регулярно бывает, мат – большая проблема, которую надо срочно решать. Потому что язык бесов для бойцов – никак не в помощь на поле брани, а наоборот.

Питерский общественник и музыкант Анатолий Артюх присоединился к коллегам, отметив, что мат – это экстремизм по своей сути.

«Никогда мат не был традиционным для России. Если мы не защитим новые поколения от мата, нас просто уничтожат», - указал Артюх.

Наверняка эта и другие упомянутые нами в материале инициативы выступавших войдут в резолюцию мероприятия, которая пока готовится. Также даем ссылку на прямую трансляцию конференции - https://rutube.ru/video/d761a66098d1cca72fb4b8141acecc88/ . Мероприятие безусловно удалось, хотя освещать его обязательно должны были и федеральные СМИ. Но такая уж у нас пока культурная, информационная и образовательная политика…

23 Ноября 2025 в 02:11
71