В конце июля с.г. Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию отправило на доработку курс внеурочки «Семьеведение», который Минпросвет с 1 сентября намерен ввести во всех российских школах. Причины доработки были ярко показаны в материалах «Катюши», где мы разбирали учебник «Семьеведения» от либеральных психологов Российской академии образования. Как и опасалась просемейная, родительская общественность, за ширмой традиционного воспитания школьников семейной жизни продвигаются ювенальные установки, секспросвет, «новая нормальность» Запада в виде неопределенности «гендерных» ролей в семье и прочие установки «ответственного родительства», на практике отбивающие у нового поколения всякое желание заводить детей. Теперь предметом нашего анализа стала официально опубликованная федеральная рабочая программа по «Семьеведению» для 5-9 классов, разработанная печально известным в узких кругах Институтом стратегии развития образования при РАО. От постоянного партнера ЮНЕСКО, разработчика «Разговоров о важном» и проч. следовало ожидать подвоха – и в рабочей программе таких подвохов находится немало. В «Семьеведение» умудрились запихнуть и обучение современным нетрадиционным установкам семейной жизни, и финансовую грамотность, и продвижение цифровых технологий с фитнес-браслетами, и сбор данных об отношениях в семье, об их благополучии. И даже предлагают школьникам сформулировать единые правила взаимодействия с родителями, а если что-то «пойдет не так» - рекламируют детям ресурсы и телефоны органов опеки. И все это – за ширмой привития высокой нравственности, просемейных установок и т.д. Убедимся в этом на конкретных примерах из рабочей программы.
Для начала напомним про главного разработчика программы «Разговоров о важном» и научрука ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Светлану Иванову. По совместительству она же - завкафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию. В феврале 2024 г. на «Катюше» вышел большой материал под названием «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УГРОЗА НАЦБЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ». В нем подробно рассказывается, как адепт цифровой глобальной повестке Иванова успела наследить в разных федеральных образовательных проектах.
Так что от ИСРО, где правят бал те же либеральные педагоги-психологи из РАО, ожидать кристально чистого здорового подхода к «Семьеведению» было просто нелепо. И вот перед нами рабочая программа курса для 5-9 классов. Слегка успокаивает, что пока все это в рамках внеурочной деятельности, то есть не является обязательным в школе.
Начало про обоснование введения этого предмета и его целеполагание обнадеживают, даже заряжают оптимизмом:
«Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации».
И не поспоришь ведь. Базовые цели и задачи курса также сформулированы отлично:
«Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей».
И снова четкие правильные формулировки. Если бы весь курс реально был направлен на описанное, все было бы не так уж плохо. А вот далее появляется момент, заставляющий напрячься:
«Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся».
Что за открытый диалог со школьниками, о чем именно? Какие современные педагогические подходы предлагается использовать? Как вообще коррелируют современные подходы в науке и педагогике с подходами традиционными, то есть не столь современными? Здравый смысл подсказывает, что именно традиционная, а никак не современная, педагогика лучше всего коррелирует с традиционными духовно-нравственными ценностями. И ниже мы в этом убедимся.
Среди предметных результатов освоения курса видим:
«– умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др…»
Сразу видим тут и продвижение цифры, и финансовой грамотности. Какое отношение это имеет к пониманию значимости института семьи и установкам на многодетность? Зачем свое родовое древо обязательно в цифре строить, на компьютере? А ручкой/карандашами в альбоме его расписать не получится?
Переходим, собственно, к содержанию курса.
«РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье. Семья и брак в современном обществе.
Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления».
Зачем в 5-9 классах рассказывать про некое изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье? Вообще сходу и не сообразишь, о каких ролях речь, и как они поменялись. Видимо, речь пойдет о том, что женщины ныне зачастую работают, решают строить карьеру параллельно с детьми, а мужчина-отец начинает брать на себя какие-то обязанности по дому. Но все это уже индивидуальные особенности разных семей, все это может происходить органично. Зачем вносить в головы школьников эти сведения? Уж точно они не имеют отношения к традиционным ценностям, в рамках которых мужчина, как правило, является добытчиком в семье, а женщина следит за домашним очагом.
И зачем рассказывать про сводных детей – то есть закладывать в головы школьников установки про многобрачие и потенциальные разводы???
«Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Детские накопления и цели их использования».
Зачем навязчиво рассказывать про равноправие в финансах именно как современную норму? Если говорить о традиционных ценностях, а в соответствующем Указе президента России прямо написано, что на их формирование оказали большое влияние традиционные религии, то по ним мужчина все-таки является главой, в том числе принимает и решения по финансам. Зачем рассказывать школьникам про кредиты и инвестиции? Это протаскивание финансовой грамотности и подсаживание школьников на банковские услуги. А также заход на то, что ребенок будет регулярно интересоваться у родителей: есть ли у нас, дескать, вклады или кредиты? Еще и себе вклад открыть в банке начнет требовать, или кредит какой-то взять на свои подростковые нужды… Хотя все финансовые вопросы в семье должны решать родители, а никак не дети. Причем тут просемейные и многодетные установки?
«Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме».
И снова про распределение социальных ролей между родителями. Понятно, что в большинстве семей этот процесс устаканивается по умолчанию. Зачем делать на это акцент? А помощь детей родителям – это конечно правильно.
«Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора ребенка».
Договариваться с детьми, конечно, важно. Но при этом «умение договариваться и уважение выбора ребенка» никак не должны распространяться на плохие и опасные поступки ребенка, на нарушение им родительских запретов, которые неизбежны при контроле за здоровым гармоничным развитием, безопасностью ребенка в современном мире и т.д. И если ребенок сделал объективно плохой, вредный для себя выбор, родители должны не уважать его, а полностью нивелировать негативные последствия от этого выбора. Попросту говоря – лишить свое чадо возможности такого выбора. Вряд ли об этом расскажут на Семьеведении.
«Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей».
Что? Какие фитнес-браслеты и здоровье? Какие приложения? Сидение в интернете со смартфоном в руках/перед компьютером всегда обусловлено малоподвижностью пользователя. Со спортом и защитой здоровья это ничего общего не имеет. Равно как и собирающие сведения об организме ребенка фитнес-браслеты, являющиеся, к тому же, источниками вредного неионизирующего излучения непосредственно на его теле. Цифровая повестка так просто не могла уйти из ИСРО, это понятно.
«Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей».
Зачем рассказывать школьникам о семейных/школьных психологах? Очевидно, чтобы дети поверили в их значимость и в случае чего – обратились бы за советом/беседой.
«Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
То есть школьникам подробно расскажут об их правах, требовать соблюдения которых они конечно же начнут от родителей. А в случае чего – помогут и к УПР обратиться. Дескать, не дают предки финансовую деятельность вести (за их счет) или свой бизнес открыть в 14 лет. А что – уже гражданин РФ с официальным паспортом, уважайте его права на владение и распоряжение семейным имуществом. То есть все ювенальные подходы с акцентом на права детей в отрыве и в противопоставлении правам родителей, которые мы отметили в учебнике «Семьеведения» от РАО – перекочевали и в рабочую программу курса.
Далее переходим к тематическому планированию уроков Семьеведения.
«Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей».
Зачем рассказывать школьникам 5-9 классов про значимость высокого достатка в семьях? Чтобы они все время сравнивали свои семьи и фин. возможности с семьями «элиты»? Это крайне опасно и чревато неадекватными реакциями, развитием комплексов у ребенка. И у нас же тут речь про традиционные духовно-нравственные ценности, в официальном определении в Указе президента – в них входит и приоритет духовного над материальным. Об этом составители из ИСРО забыли?
«Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми и родителями…»
Это уже совсем интересно. Зачем детям в школе создавать правила выстраивания отношений с родителями, когда в их семьях они давно уже выстроены? Это совершенно индивидуальная вещь. В какой-то семье родители (родитель) – более строгие, в другой – детям позволяется на головах ходить порой и т.д. Детям точно не нужно давать выстраивать какие-либо свои правила, это противоречит основам педагогики и воспитания. Если мы, конечно, говорим о традиционной педагогике и традиционном воспитании, а не о западной ювенальной модели, которую там нынче считают приоритетной. Как видим, не только там.
«Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам».
Не слишком ли глубоко, в самое сердце личных семейных отношений, хотят залезть авторы курса? Чтобы подростки еще и выворачивали в школе свою душу, рассказывая об отношении к близким и своем поведении в семье???
«Заполнение таблицы «Мое поведение в семье».
И снова идея глубоко личной анкеты, вторжение в частную жизнь семьи, заход на нарушение личной тайны. И прямой сбор данных о семейной жизни ребенка, которые, можно не сомневаться, пойдут, куда следует, если смогут заинтересовать органы опеки или КДН.
«Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то...»
Какая тонкая игра – задание фактически направлено на раскрытие отношений ребенка к родителям и его отношениям с ними.
«Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций»
По тому, с какими словами ассоциируется у школьника родной дом, также можно сделать выводы о том, какова обстановка в его семье, насколько ребенку комфортно в доме с родителями и т.д. Это все уже темы личных бесед с теми же психологами, но никак не публичная история для обсуждения в классе на Семьеведении.
«Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем (в виде иллюстраций, видеосюжетов)»
Еще один пример простого психотеста типа «нарисуй себя и членов семьи, когда вы что-то делаете вместе». Для чего так открыто залезать в семьи, если задача курса вроде как – привить общие семейные ценности всем школьникам?
«Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор»
Брачный договор 5-9-классникам… Зачем им об этом рассказывать? Преподнесение брака как бизнес-проекта? Неудивительно, в контексте финансовой грамотности, рассказов детям про важность материального благополучия и т.д. Только к традиционным духовно-нравственным ценностям, опять же, это никак не относится.
«Знакомство школьников с электронными ресурсами социальных служб»
А это зачем – знакомить школьников с телефоном доверия (на сайте опеки он рекламируется крупным планом) соцслужб, с их полномочиями и возможностями обратиться к их помощи??? Если родители примут решение о получении соцподдержки, они сами в любой момент могут туда обратиться. Понятно, что ключевые задачи здесь – передача в руки детям инструментов по жалобам на действия родителей, на нарушения их прав разного рода, которые неизбежны при разных нарушениях запретов родителей. Например, родитель отобрал телефон у бездельника-игрока – значит, лишил его имущественного права. Об этом ведь будут учить на Семьеведении, в рамках укрепления семьи… Больше похоже на подготовку новых павликов морозовых.
«Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность».
И снова правовой ликбез для школьников – о том, что они могут вести бизнес, замахнуться на финансовую деятельность, распоряжение имуществом… И все это – как бы отдельно от прав родителей на воспитание и образование своих детей. Отдельно от воли родителей и их планов на подобную деятельность их детей. Строго говоря, все перечисленные права несовершеннолетних реализуются в таком возрасте через родителей. Зачем же вещать об этом школьникам на Семьеведении?
Приведенные выше темы для обсуждения на уроках явно указывают на ювенальный, детоцентричный характер самой концепции курса Семьведения, который по полной реализуют в ИСРО, в соответствующих учебниках от педагогов-психологов РАО. Здесь также можно усмотреть знакомый нам вектор на критику любых запретов и наказаний для детей со стороны родителей – в пользу «свободного выбора ребенка» (об этом писалось выше).
Складывается картина очередного псевдопросемейного проекта социальной инженерии, коим Семьеведение и являлось изначально. По сообщениям ряда информированных источников, очень активно лоббирует внедрение этого предмета президент Сбера Герман Греф. И неслучайно мы видим в рабочей программе курса отсылки к детским финансам, к инвестированию, к раннему началу финансовой и банковской деятельности несовершеннолетними. Это одна из удочек, которую банкстер-трансгуманист закидывает в молодое поколение граждан России.
Повторим наш финальный вывод про учебник Семьеведения, рабочая программа недалеко от него ушла: такого предмета в российских школах быть просто не должно. Надеемся, что трезвые адекватные головы в образовании и педагогике навсегда поставят шлагбаум этому симулякру.